Асия Хакимуллина
Конспект занятия «Чудо-игрушка. Дымковская роспись» по изобразительной деятельности для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД для детей подготовительной группы по изобразительной деятельности «Чудо-игрушка».
Цель: создать условия для развития познавательной активности в процессе творческой деятельности.
Задачи:
1. Обучающие задачи:
Приобщать детей к истокам русской культуры. Знакомить детей с историей возникновения вятской дымковской игрушки. Закреплять знания о характерных особенностях росписи дымковской игрушки, формировать умения создавать узоры по собственному замыслу, составлять узоры на бумаге разной формы, передавая цветовые сочетания, использовать разнообразные приемы работы с кистью.
Публикация «Конспект занятия „Чудо-игрушка, Дымковская роспись“ по изобразительной деятельности для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Рисование, роспись
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
2. Развивающие задачи:
Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять. Развивать активную роль в процессе сравнения, анализа элементов росписи дымковских игрушек.
Развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности, умения самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки.
3. Воспитательные задачи:
Воспитывать любовь к народному Вятскому краю, уважение к труду народных мастеров.
Вызвать у детей чувство любви, радости, удовлетворенности от выполненной работычудо - игрушки. Воспитывать бережное отношение к ней.
Методы: словесные методы, объяснение, беседа, художественное слово.
Обогащать словарь детей : Вятка, дымка, дымковские мастера, дымковская роспись.
Предварительная работа: знакомство с процессом изготовления игрушки, загадки, стихи о дымке, рассматривания иллюстраций игрушки, знакомство с декоративными приемами рисования. Заучивание стихов о Дымковской игрушке.
Материал и оборудование: иллюстрированный материал, дымковские игрушки, заготовки из бумаги, гуашь, кисти, ватные палочки.
Ход:
В: Звучит музыка «Ярмарка».Появляется Петрушка (воспитатель)
Петрушка:-Здравствуйте, ребята, а вот и я Петрушка.
Организационный момент.
«Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся»
Я хочу пригласить вас на ярмарку, а вы знаете, что такое Ярмарка? (Ответы детей.)
Отгадайте мою загадку.
Веселая, белая глина
Кружочки, полоски на ней
Козлы и барашки смешные
Табун разноцветных коней.
Кормилица и водоноски,
И всадники и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы
А ну назовите меня!
Петрушка:-Правильно, это Дымковские игрушки.
-А как вы думаете, где делают Дымковские игрушки?
Дети:-Село Дымково.
Петрушка:-Село Дымково находится на берегу реки Вятка.
-А как вы думаете, на чем можно добраться до села Дымково? (ответы детей). В старину можно было добраться по реке Вятке.
А вы когда-нибудь пробовали путешествовать с помощью волшебной веревочки? Нет! Тогда я вам предлагаю добраться до села с помощью волшебной веревочки.
Волшебная верёвочка, ты за нее держись.
С волшебною верёвочкой ты вправо повернись.
Волшебная верёвочка нас вместе собрала.
Волшебная верёвочка в село нас привела.
(Под музыку Петрушка и дети идут друг за другом, держась за верёвочку. Музыка меняется. Дети садятся на стульчики)
Петрушка:- Ребята, вот мы и добрались. Добро пожаловать в Дымково! Скоро ярмарка начнется и весело будет и красиво! Я хочу рассказать вам про мое родное село Дымково. Хотите послушать? Давным-давно, за дремучими лесами, на берегу реки Вятки расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи. Из труб валился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали село – Дымково. Жители села от мала довелика лепили игрушку-свистульку к весенней ярмарке «Свистунье» и стали называть игрушки дымковскими. На весеннем празднике шла бойкая торговля. Они были в виде коней, всадников, коров, птиц. Их яркая, красочная роспись соответствовала радостному весеннему настроению.
Петрушка:-Ой, ребята, а нас уже мастерица заждалась.
Мастерица (младший воспитатель) :
-Здравствуйте, ребята! Уже очень скоро откроется ярмарка дымковской игрушки, а мне еще столько работ надо расписать. Боюсь, одна я никак не справлюсь, может, вы мне поможете?
Петрушка:-Конечно, поможем! А как это сделать (ответы детей)
-Правильно, нам надо самим стать мастерами-умельцами и расписать игрушки. Необходимо вам надеть фартуки, подготовить свое рабочее место.
Петрушка:-А какие элементы росписи используют мастера?
Дети: (круги, точки, волнистые линии, штрихи)
Петрушка:-Дети, было поверье, что круг в дымковской игрушке означает солнце, волнистые круги - воду, прямые линии - дорогу, точки-звезды, а пересечения прямых линий - землю. А сама барыня-олицетворение женщины-матери.
«Все игрушки не простые,
А волшебно расписные
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор»
Петрушка:-А что общего у всех игрушек?
Дети:-Белый фон, яркие краски, геометрический узор.
Петрушка:-Правильно, дети. Чтобы она была белой, ее окунали в раствор молока и мела. Затем сушили, а потом украшали, расписывали. На белый цвет хорошо ложились краски. А чтобы они блестели, их покрывали белком и снова сушили. Иногда поверх узора приклеивали кусочек сусального золота. Это придавало игрушке еще большую нарядность. Она получалась сказочной, веселой, богатой.
Физкультурная пауза (звенит колокольчик).
Колокольчик озорной
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева - друг и справа – друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать
Шесть – на место тихо сесть.
Петрушка:-Закрывайте глаза. Раз, два, три - мы превращаемся в мастеров и проходим в мастерскую. Она светлая и просторная. Перед нами яркие краски и заготовки дымковских игрушек. Я предлагаю вам выбрать заготовки, которые вы делаете раскрасить. Сейчас мы будем расписывать наши игрушки. Вы будете творить чудо. Но сначала скажите: какие краски используют дымковские мастера?
Дети:-Малиновые, красные, желтые, зеленые, оранжевые, синие, черные.
Петрушка:-Какой орнамент характерен для этих игрушек?
Дети:-круги, зигзаги, полоски, точки, волнистые линии.
Петрушка:-Давайте вспомним, как будем расписывать. Все игрушки расписывали сверху. Начнем фигурок животных. Какие части раскрасим полностью?
Дети:- Хвост, грива, рога, копыта.
Петрушка:-Какие элементы одежды на барыне закрасим полностью?
Дети:-Шляпа, жакет, оборочки.
(Включается спокойная народная музыка. Дети занимаются раскрашиванием фигур.)
Петрушка: (садится, и расписывает свою игрушку)
(Когда дети закончат свою работу, они подходят к месту, где организована выставка, и выставляют свои экспонаты.)
Мастерица: Вот спасибо вам, ребята, за помощь. Теперь и ярмарку можно начинать.
Петрушка: Хороша игрушка расписная
Вся поет, бесхитростна, светла
И видна мне радость молодая
Ставшего искусством ремесла.
Не потому ль игрушкой этой
Народ так свято дорожил,
Что он свое стремленье к свету
В фигурки яркие вложил.
Петрушка -Дети, мы справились с заданием мастерицы? Помогли ей?
-Кому что-то показалось трудным? А игрушки наши возьмут на Ярмарку? Как вы думаете, почему?
Петрушка:- А сейчас, детвора, возвращаться нам пора. Берем волшебную веревочку и возвращаемся в детский сад. (Звучит музыка)
Стихи детей
Индюк
Вот индюк нарядный
Весь такой он складный
У большого индюка все расписаны бока.
Конь
Кони глиняные мчатся на подставках
Что есть сил, и за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
Козел
А вот стоит козел на стройных ногах.
Вся краса у козла в рогах!
Он качает головой
Посмотрите я какой!