наталья муравьёва
Конспект НОД «Буква Ж» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД для детей 6–7 лет
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по познавательно - речевому развитию детей №108» г. Оренбурга
Конспект непосредственно - образовательной деятельности
детей 6-7 лет
по теме: «Знакомство с буквой Ж».
Составила: Муравьёва Н. В., воспитатель, высшая квалиф. категория.
Публикация «Конспект НОД „Буква Ж“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
Цель: закрепление четкого произношения звука [ж] в изолированном виде, в словах, в предложении; обобщение знаний детей о буквах Ж, ж.
Задачи:
Образовательные:
познакомить детей с буквой Ж;
активизировать словарь детей;
автоматизировать звук Ж в словах и предложениях;
формировать умение проводить звуковой анализ слов;
упражнять в составлении предложений, членении предложений на слова;
формировать предпосылки учебной деятельности (развивать познавательные способности, наблюдательность, способность
сравнивать, сопоставлять, делать выводы);
Развивающие:
развивать все компоненты устной и связной речи;
активизировать коммуникативные навыки связной речи в логическом изложении;
развивать фонематическое восприятие;
развивать воображение и мышление детей;
развивать слуховое внимание;
развивать мелкую моторику рук;
развивать двигательную активность детей;
развивать абстрактно – логическое мышление посредством загадок.
Воспитательные:
воспитывать интерес к совместной деятельности со сверстниками;
воспитывать умение у детей вслушиваться в сою речь и речь окружающих;
закреплять навыки самостоятельного выбора.
Предпосылки учебной деятельности: умение слушать, умение обращаться за помощью, выражать благодарность, следовать полученной инструкции, доводить работу до конца, вступать в обсуждение, сосредотачиваться на своём занятии, исправлять недостатки в работе. Играть по правилам, предлагать помощь сверстнику, выражать симпатию. Умение распознавать чувства другого, сочувствовать, реагировать на гнев другого, переживать печаль.
Предварительная работа:
Разучивание подвижной игры.
Формы работы с детьми:
1. Постановка целей и мотивации деятельности детей : показ иллюстраций, комментирование, создание проблемной ситуации.
2. Активизация деятельности детей в процессе ОД : беседа, создание развивающей среды.
3. Организации практической деятельности детей : практическая работа, комментирование, выводы.
4. Поддержание интереса у детей : ситуация выбора, подвижная игра, дыхательная гимнастика, чередование видов детской деятельности.
5. Оценка и самооценки: поощрение, совместное с педагогом и детьми определение правильности выполнения заданий, взаимопомощь детей.
Методы:
1. Создание проблемных ситуаций.
2. Сюрпризный момент.
3. Обращение к личному опыту детей.
4. Поощрение.
5. Индивидуальный подход.
6. Наглядные и словесные подходы.
Используемые методики и технологии:
1. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» - О. В. Дыбина;
2. «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников» - Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов;
3. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» - Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова;
4. «Экологическое развитие детей» - М. Д. Маханёва;
5. «Формирование основ безопасности у дошкольников» – К. Ю. Белая;
6. «Формирование элементарных математических представлений» - И. А. Помораева, В. А. Позина;
7. «Развитие речи в детском саду» - В. В. Гербова;
8. «Изобразительная деятельность в детском саду» - Т. С. Комарова;
9. «Ознакомление с природой в детском саду» - О. А. Соломенникова.
Оборудование для организации в ОД: маски жуков и цветы по количеству детей, коробочка, игрушка – жук, волшебная палочка, набор картинок, в названии которых присутствует звук ж; проектор, ноутбук, простые карандаши, кассы букв, четырехзвуковые схемы, фишки красного и синего цвета, половинки пазлов со слогами
Виды детской деятельности в НОД:
Игровая.
Коммуникативная.
Продуктивная.
Двигательная.
Планируемые результаты:
Личностные:
умение действовать самостоятельно;
проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении с взрослыми и сверстниками;
умение делать выводы;
развитие воображения, которое реализуется прежде всего в игре.
Интеллектуальные:
проявление стремления к получению новых знаний, положительной мотивации;
проявление любознательности;
проявление умения слышать других и стремления быть понятым другими;
умение выражать свои мысли, используя речь;
построение речевого высказывания в ситуации общения.
Физические:
развитие мелкой и крупной моторики, подвижности, основных движений.
Критерии оценки деятельности детей в ОД.
1. Активность участия в творческой деятельности.
2. Самостоятельность в выполнении поставленных задач.
3. Взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
4. Сопереживание.
5. Эмоциональность.
6. Проявление волевых усилий.
7. Умение дать оценку своим действиям, аргументировать оценку деятельности сверстников.
Ход НОД
1. Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Воспитатель вносит коробочку.
В. - Ребята, как вы думаете, что может находиться в этой коробочке?
Дети высказывают свои предположения.
В. – Чтобы узнать, что находиться в коробочке, нужно отгадать загадку.
Я живу – не тужу,
Всё над ухом жужжу
И детишек бужу.
Д. - Это жук.
Открывают коробочку и находят в ней жука.
В. - Правильно. Вот сейчас я взмахну волшебной палочкой, вы все закроете глаза и мы превратимся в жуков. Раз, два, три - волшебство к нам приходи! Одевает детям маски жуков.
В. - Теперь вы все жуки, посмотрите друг на друга. Вот это лесная поляна. Жуки очень любят цветы. Они пьют ароматный нектар и питаются цветочной пыльцой. Давайте покажем, как они нюхают цветы.
Поднесите к носу цветок, представив на миг, что он настоящий, ароматный. Вдохните через нос этот аромат, выдохните через рот. Давайте повторим ещё два раза. Молодцы!
В. - Какой бывает аромат цветов? А теперь подуем на цветы. Вдох через нос, губы трубочкой, щёки не надуты.
Дети дуют.
- Скажите, пожалуйста, каких вы жуков знаете?
Д. - Жужелица, божья коровка, оленьи рожки, жук-носорог, майский жук.
В. - Какой звук издают жуки?
Д. - Ж-ж-ж.
2. Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
В. - Приложите руку к шее, скажите долго: «ж-ж-ж…» Что делает голосок: спит или песни поет? Громко он песни поет или тихо?
Д. - Голос поет песни так громко, что стенки «домика» дрожат.
В. - Скажите тогда, каким будет звук [ж]?
Д. - Согласный, твёрдый, звонкий.
В. - Это звонкий согласный, еще он называется шипящим. Всегда произносится твердо; у него не мягкой пары, как и у звука Ш.
В. - Давайте все вместе произнесём звук [ж].
Хоровое произношение
В. - Всем жукам очень нравится звук [ж]. Это их любимый звук. Предлагаю поиграть в игру «Поймай звук». Вы должны выполнить хлопок над головой, когда услышите звук [ж]. Задание понятно? Начинаем.
В. - М, Ж, В, Р, Ж, Л, Ж, П,С,Ж
В. - Вы любите играть в прятки? Звук [ж] тоже любит эту игру. Перед вами набор картинок. Нужно найти картинку, в названии которой звук [ж] в начале, в середине и в конце слова?
В. - Каких картинок не оказалось? Почему? Кто ещё как думает?
Ответы детей.
В. - Звук [ж] на конце слова заменяется глухим звуком [ш].
В. - Звук [ж] мы с вами вспомнили. А какой буквой он обозначается?
Д. - Буквой Ж (жэ).
В. – На что похожа? Из скольки элементов она состоит?
Д. - Из пяти.
В – Приготовьте свои пальчики. Напишем букву Ж в воздухе, на ладошке.
В. - У вас на столах есть счетные палочки, из которых можно построить букву Ж. Приступаем к работе.
Дети самостоятельно выполняют задание.
В. - Молодцы! Буква Ж получилась вполне разнообразной!
В. - Послушайте историю. Однажды жучок сидел на цветке. Подул сильный ветер, оторвал лепесток и унёс его далеко через поле вместе с жуком. Поможем ему вернуться к его цветку. Идти можно только по буквам Ж.
В. - Молодцы! А теперь предлагаю поиграть.
Подвижная игра «Жуки»
Дети – «жуки» вылетают из домиков, «летают» по группе и жужжат: «ЖЖЖЖЖ».
Останавливаются, приседают:
- Жу - жу, жу – жу – я на ветке сижу.
Я на ветке сижу, букву «Ж» все твержу.
Ложатся на спину, руки и ноги поднимают вверх.
- Жук упал, и встать не может, ждет он, кто ему поможет: «ЖЖЖЖЖЖ».
Встают и летят дальше. По сигналу воспитателя «Птица!» жуки прячутся в домики.
В. – Жуки летали и принесли картинку. Что на ней изображено?
В. – Сколько звуков в слове?
Ответы детей. Дети проводят звуковой анализ слова, используя четырехзвуковые схемы и фишки красного и синего цвета.
В. – А теперь замените фишки на уже знакомые вам буквы.
Дети проводят буквенный анализ слова.
Воспитатель обращает внимание детей на правило написания сочетания жи. Дети заменяют букву ы на и.
В. - Предлагаю вам поиграть в игру «Найди половинку». На доске вывешены половинки пазла. У вас на столах лежат вторые половинки. Вам нужно найти свою половинку и прочитать получившееся слово и составьте с этим словом предложение.
Дети ищут свою половинку, соединяют и читают слово, составляют предложение.
В. - Отлично все справились с заданием!
3. Заключительная часть (рефлексивный этап)
В. – Жучки мои, с какой буквой мы сегодня познакомилсь? Повторите правила написания сочетания жи.
Какие задания показались сложными?
В. - А теперь я взмахну волшебной палочкой, вы закроете глаза и опять превратитесь в людей (снимает маски). На память о нашем занятии я хотела бы подарить картинку-раскраску. Вам нужно будет раскрасить места только с буквой Ж, чтобы получить изображение. А кто у вас получился, потом мне расскажете.