ирина васютина
Конспект НОД для детей 5–6 лет «Японская игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
ТЕМА: «ЯПОНСКАЯ ИГРУШКА»
Разработала:
воспитатель МБДОУ
«Детский сад №23»
Энгельсского муниципального района
Саратовской области
Васютина Ирина Анатольевна
Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Художественно - эстетическое развитие»; «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»
Публикация «Конспект НОД для детей 5–6 лет „Японская игрушка“» размещена в разделах
Цель: Знакомство с традиционной японской куклой кокеси;
Задачи:
* Образовательные: Знакомить детей с декоративно – прикладным искус-ством Японии, историей происхождения японской и русской матрёшками;
* Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к культуре Японии, стимулировать желание детей узнавать об игрушках японских детей;
* Развивающие: формировать пространственное воображение, чувство цвета и гармонии, развивать конструктивные способности, умение следовать устным инструкциям;
Оборудование и материалы:
* Готовые образцы – Семёновской «крестьяночки» и «японской матрёш-ки», портрет художника С. В. Малютина
*Статьи из детской энциклопедии «Я познаю мир» (игрушки)
* Музыкальное сопровождение, русская народная песня «Матрёшки» (муз. Ю. Слонова); музыкальная композиция «Летающие небесные нифмы» музыка Китаро.
* краски, кисти, карандаши, трафареты, цветная бумага, ножницы, клей, пластилин, доски, стеки по количеству детей в подгруппе.
Предварительная работа:
*Рассматривание альбома с изображение матрёшек Семёновских мастеров и японских кокеси;
* Чтение сказки в стихах «Дарума и Ванька – Встанька» Котляр Э.
Технологии, методы и приё мы:
*Групповая образовательная технология
* Вербальные: рассказ об игрушках Японии, беседа, чтение стихов;
* Практические: рисование, налепы, аппликация японских и русских игру-шек, анализ и сравнение двух матрёшек (русской и японской);
* Визуальные: рассматривание иллюстраций с изображениями кукол (русских и японских)
Литература: Арутюнов С. А Япония // Детская энциклопедия. Т. 10. Зару-бежные страны. – М., 1977. – С. 302- 307. Котляр. Э. Дарума и Ванька – Встанька: Стихи. – М. : Детская литература, 1991. Логачёв С. Японская культура – это гармония и самобытность // Детская энциклопедия: Япония. – 2001.- №10. – С. 36-41. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Ред. Т. И. Тимофеева. – М. : Академия, 1999. Японские народные сказки /под ред. С. Я. Маршака. – М. : Детская литература, 1983. Дектярёва В. Н. : Методическое пособие. – М. : Мозаика – Синтез, 2012. – 128с. Оригами с детьми 3-7лет.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Зона в группе оформлена предметами декоративно-прикладного искусства Японии (веера, зонты, чайный сервиз, японские игрушки, он закрыт ширмой. Дети заходят в группу, встают полукругом.
Педагог: Ребята, сегодня мы с вами вспомним игрушку, которая является символом России. Послушайте загадку:
Много кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
Все и пляшут и поют.
Как, ребята, их зовут? (Матрешки)
А вы знаете, матрешки спрятались в игровых уголках, я предлагаю вам их найти и посчитать. (Дети находят матрешек, ставят их на стол по порядку, считают)
Давайте рассмотрим, как они выглядят. (Дети рассматривают семеновскую матрешку – форму, цвета, элементы росписи одежды).
Педагог предлагает детям сесть на стулья
и послушать, как появилась русская матрешка
Педагог: Мало кто знает, что происхождением матрёшка обязана старому японскому мудрецу. Он вырезал из дерева японского дедушку, внутрь которого поместил целое семейство из пяти фигурок, вставленных одна в другую. Однажды эту японскую игрушку увидел русский художник Сергей Владимирович Малютин (показывает портрет художника). Взял и набросал русский вариант забавной фигурки. Токарь Владимир Петрович Звёздочкин выточил для неё форму, а Малютин расписал её. «Настоящая матрёшка!» - воскликнув кто –то, увидев куклу. Так у нас появилась полюбившаяся всем нам матрёшка. А сейчас я предлагаю вам превратится в матрешек и станцевать под веселую музыку.
Звучит песня «Матрешки», музыка Ю. Слонова,
дети свободно пляшут.
- Ребята, я хочу вам сказать, что у нашей матрешки есть сестра, а живет она стране восходящего солнца – Японии.
Дети встают цепочкой и под музыку Китаро идут змейкой по группе,
подходят к ширме, педагог убирает ширму, обращает внимание на предметы японского декоративно-прикладного искусства, расставленные на столе, предлагает найти сестру матрешки. Дети садятся.
Педагог: Посмотрите – это японская народная кукла – кокеси (педагог показывает куклу). Во что одета кукла? (возможные ответы детей – халат и сандалии, да, халат в Японии называется кимоно, это традиционная одежда японцев. Кимоно бывает обычно из белого, розового, красного или фиолетового цветов и символизирует время года. Традиционная японская обувь – тэта, она безразмерна и крепится на двух ремешках.
Давайте сравним матрёшек русскую и японскую, чем они похожи, и в чем их отличие? (ответы детей – форма похожа, отличие в одежде кукол).
Затем педагог предлагает детям изготовить разнообразными спосо-бами кукол кокеси и матрёшек. (Дети делятся на несколько подгрупп, по желанию) : - первая подгруппа - по лекалу изготавливает куклу кокеси при помощи налепов пластилином;
- вторая подгруппа - рисует русскую матрёшку гуашевыми красками;
- третья подгруппа – аппликативным способом на готовые лекала наносит элементы одежды на кукол кокеси и матрёшек (по выбору).
В процессе работы педагог напоминает детям, что одежда кукол должна быть яркой, так как в старину у детей не было большого разнообразия кукол и поэтому их старались раскрасить ярче, для большего привлечения внимания к ней.
После завершения работы дети выставляют свои работы на стенд, устраивают выставку кукол. Педагог предлагает создать пары из японских и русских кукол.
В конце занятия воспитатель читает стихи о куклах.
- Вот много кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
Все и пляшут, и поют,
Всех матрёшками зовут! (Дети хором)
ИТОГ: Ребята, вот и закончилось наше сегодняшнее путешествие в страну Японию, с кем мы сегодня познакомились? (ответы детей – с куклами, скажите, как называется кукла японская? (кокеси, а русская (матрёшка). Кто первый придумал куклу? (японский мудрец, как появилась в России матрёшка? (Её нарисовал художник С. В. Малютин, а выточил токарь В. П. Звёздочкин). Назовите традиционный наряд кокеси? (кимоно и тэта, традиционный русский наряд матрёшек? (сарафан и платочек).
Педагог: Мне очень понравилось, как вы сегодня дружно работали, ребята, и сделали таких красивых кукол. Все куклы, которых мы с вами изготовили, останутся у нас в группе и вы сможете с ними играть.