Ольга Клопот
Конспект непрерывной образовательной деятельности «Экскурсия в природу «Зимняя сказка леса» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: социально- коммуникативное, художественно – эстетическое, речевое.
Цель:
1. уточнение и обобщение представлений детей о зиме как сезоне, наиболее неблагоприятном для жизни растений и животных в природе;
2. систематизация понятий о причинно-следственных связях между природными явлениями, взаимодействием живой и неживой природы в зимний период;
3. формирование любознательности, наблюдательности.
Задачи:
Публикация «Конспект непрерывной образовательной деятельности „Экскурсия в природу „Зимняя сказка леса“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
• формировать умение видеть сезонные изменения в природе, красоту зимнего парка;
• формировать безопасное и бережное отношения к объектам природы и себе;
• воспитывать желание помогать и заботиться живых существах в зимнее время;
• воспитывать любовь к родному краю;
• закрепить навык взаимодействия в совместной игре;
• развивать целостно – смысловое восприятие и понимание произведений искусства;
• продолжать формировать умение согласовывать прилагательные и предлоги с существительными;
• продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
Материалы и оборудование: орешки, семечки, хлебные крошки, игрушка – снежинка, аудиозапись: музыкальный отрывок из цикла «Времена года» П. И. Чайковский «Февраль», Константин Бальмонт «Снежинка», флэшкарта, аудиоколонка, лопата детская для снега, лупы 5шт. ; красные флажки, светоотражающие жилеты.
Предварительная работа:
• рассматривание репродукций картин: А. Пластов «Первый снег», И. Левитан «Лес зимой», Б. Кустодиев «Лыжники»;
• слушание музыкальных произведений П. И. Чайковский цикла «Времена года»: «Декабрь. Святки», «Январь. У камелька», «Февраль. Масленица»;
• чтение художественной литературы и поэтических произведений: русская народная сказка «Два Мороза» (обр. М. М. Ларионовича, русская народная сказка «Мороз-Иванович» (обр. В. Ф. Одоевского, словацкая народная сказка «Двенадцать месяцев» (обр. С. Я. Маршака); С. А. Есенина «Береза», К. Бальмонт «Снежинка».
• наблюдение за деятельностью людей в городе;
• наблюдение за природными объектами;
• беседа: о безопасности на улице и проезжей части; безопасном поведении в природе.
I. Организационный момент
В: Сорока нам доставила конверт.
Телеграмма:
SOS! Спасите от голода! Накормите птиц и зверей!
Какие птицы и звери могли нам прислать такую телеграмму?
(Те, кто остался зимовать - лесные жители)
В: Давайте, ребята отправимся с вами в парк и поможем нашим друзьям.
Вспомним, как необходимо вести по дороге в парк? Как вести себя в парке? (Ответы детей)
Одеваемся - отправляемся на экскурсию.
По дороге вспоминаем правила безопасности.
II. Распознающее наблюдение
На берегу пруда:
В: Вы узнали это место? Помните мы приходили сюда осенью, какие изменения вы заметили?
(Ответы детей: Пруд сковал лед. Все укутал снег)
Деревья зимой: ива, дуб, береза, сосна, ель, лиственница.
В: Вот и наши друзья: ива и дуб. Давайте ребята с ними поздороваемся.
(С ивой – приветственные помахивания рукой (находится внизу склона); подходим к дубу – дети встают вокруг и обнимают дерево.)
В: Как они изменились?
(Ответы детей: надели белые шубы, зима припорошила снегом)
В: Ребята, как можно распознать лиственные деревья зимой? Давайте вспомним, почему они на зиму сбросили листву?
(Ответы детей: лиственные деревья, сбрасывая листву на зиму, сберегают себя от гибели в зимние морозы)
В: Давайте рассмотрим зимний наряд березы, послушайте стихотворение С. А. Есенина «Береза».
В: Береза – это хвойное дерево или лиственное? Подумайте и скажите, почему береза является символом России?
(Ответы детей)
В: О белоствольной берёзе можно говорить много. Пройдут сотни лет, но берёзка для нашего народа не потеряет своей значимости, как и в былые времена, она будет символизировать нашу славную и могучую Родину - Россию.
В: Вот и красавица ель и ее подруга сосна, попробуйте объяснить, почему про них можно сказать: зимой и летом одним цветом?
(Хвойные деревья на зиму не сбрасывают хвою, они стоят круглый год зелеными. За счет формы хвоинок, деревья хорошо переносят зимние морозы).
В: Сейчас, ребята, мы свами сейчас подойдем к многовековой лиственнице – стройное и очень высокое дерево. Давайте вспомним, лиственниц – это хвойное дерево или лиственное?
(Ответы детей: хвойное)
В: Сохранила ли пихта свою хвою на зиму? Почему, как вы думаете?
(Ответы детей: Иголки у пихты очень тонкие и осыпаются, чтобы не замерзать зимой. Когда она сбрасывает хвоинки, избавляется от лишней влаги, которая зимой только ещё больше «холодит2.)
В: Правильно, ребята, вот такое чудесное дерево есть в семействе хвойных деревьев.
В: Что происходит с растениями зимой? Растут ли они?
(Ответы детей: в холоде движение сока – питательных веществ в растениях замедляется и они, как – будто засыпают, приостанавливается рост)
Д/И «Отгадай и найди»
Воспитатель загадывает загадки, дети находят дерево-отгадку и подбегают к нему.
В: Что мы можем еще увидеть на деревьях зимой? (Ягоды)
Ягоды – не сладость,
Зато глазу радость.
И садам украшение,
И дроздам угощение (рябина)
Птицы зимой
В: Чем питаются птицы зимой? (Семенами и ягодами растений и деревьев, жучками, которые прячутся глубоко под корой деревьев, остатками человеческой пищи на свалках)
В: Кто зимой питается рябиной? Какие еще плоды вы видели на деревьях? Каких птиц можно встретить зимой в парке, в городе? Куда исчезли ласточки, стрижи, грачи? Почему они улетели?
Д: Этим птицам нечем зимой питаться, нет насекомых.
В: чем человек может помочь птицам?
(Человек может сделать кормушки)
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
Квам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело…
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
(Дети раскладывают корма в кормушки)
В: Как переживает зиму белка?
(Белка летом и осенью сделала запасы на зиму)
III. Наблюдение - эксперимент за снежинками и снежным покровом. «Царь – пень»
В: Осмотритесь, ребята, какие сказки спрятались к лесу?
(Ответы детей)
Прослушивание аудиозаписи: К. Бальмонт «Снежинка»
В: Поймайте на рукав или варежку снежинку, рассмотрите. Какого она размера? Рассмотрите снежинку под лупой. Какой она формы? Сколько имеет лучиков? Чем все снежинки похожи? Чем отличаются?
(Ответы детей: Все снежинки имеют шесть концов и похожи на звездочки. Отличаются размерами и узорами)
В: Послушайте, как выразил свои чувства и настроение Константин Дмитриевич Бальмонт в стихотворении «Снежинка».
Слушание аудиозаписи К. Бальмонт «Снежинка».
Д: Снежинки ложатся на землю, и на земле образовывается слой снега, в котором отдельных снежинок уже нельзя различить. Так образовались сугробы. В морозный день под ногами снег хрустит.
В: Раскопайте снег лопатками до земли. Что увидели? Какие изменения произошли с травянистыми растениями? Обратите внимание на зеленые растения. Почему эти растения не замерзли в зимнюю стужу? Народная мудрость гласит: «Много снега – много хлеба». Как вы понимаете эти слова?
(Ответы детей)
И/С «След в след»
Дети делятся на две команды. Обе команды отправляются в путь. Им необходимо пройти 20 шагов (количество шагов можно менять). Идти всем необходимо след в след.
Здесь многое зависит от направляющего, у которого в руках метка, которую он кладет, когда пройдет 20 шагов.
Остальные дети проходят за ним (точно след в след). После того как обе команды пройдут, ведущий проходит (рядом с протоптанными следами) и проверяет, сколько раз оступились и не попали след в след дети. В какой команде было меньше ошибок, та и побеждает.
IV. Зимние забавы
В: Давайте вспоминаем, ребята, что мы любим с вами делать зимой.
(Дети вспоминают зимние забавы: лыжи, коньки, снежки, снежная баба, катание с горки)
Ответы детей можно сопровождать загадками
П/И «Два Мороза»
Цель: Продолжать развивать ловкость, быстроту реакции. Закрепить умение действовать согласно правилам.
Ход игры: На противоположных сторонах площадки линиями обозначаются два дома. Играющие располагаются в одном из домов. Двое водящих, два Мороза (Мороз - красный нос и Мороз - синий нос) становятся посредине площадки лицом к детям:
Мы два брата молодые,
Два Мороза удалые,
Я Мороз - синий нос,
Я Мороз - красный нос,
Кто из вас решится
В дороженьку пуститься?»
Все играющие хором отвечают:
«Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз!»
После этого они перебегают в другой дом, а Морозы стараются их заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз. Они стоят так до окончания перебежки. Морозы подсчитывают, сколько играющих им удалось заморосить. После 2-3 перебежек выбирают новых Морозов. В конце игры подводится итог: какие Морозы заморозили больше играющих.
Указания: Игрок, который выбежит из дома до сигнала или остается в доме после него, тоже считается замороженным.
V. Итог экскурсии.
Слушание музыкального отрывка из цикла «Времена года» П. И. Чайковский «Февраль». Разгадывание загадок о зимних месяцах Приложение1
В: А лес стоит загадочный,
А лес стоит таинственный.
Безмолвна тишина…
Зверюшек и пичужек –
Всех спрятала зима.
В: Что такое зима?
(Снег, морозы, зимние забавы)
В: Почему зимой в лесу стоит безмолвная тишина?
(Зимой в природе наступает покой. Жизнь растений замирает.)
В: Как готовятся к зиме птицы, животные и деревья?
Чем отличаются хвойные деревья от лиственных? Какие изменения произошли с хвойными деревьями зимой? Как изменилась жизнь лиственных деревьев с приходом зимы?
В: Какое значение имеет снежный покров для растений?
В: Как мы можем помочь пережить суровую и долгую зиму братьям нашим меньшим? (Для животных и птиц наступает трудная пора. Люди должны им помогать.)
VI. После экскурсионная работа
Художественно - изобразительная деятельность:
рисование «Зимнее день»