Ксения Ильиных
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе «Шестиногие друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе "Шестиногие друзья", образовательные области "познание и художественное творчество".
Программное содержание:
- формирование представления детей о насекомых (внешний вид, среда обитания) характерные признаки, некоторые особенности.
- развивать умение видеть признаки сходства и различия и выражать их в речи.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
- вызвать эмоциональный отклик на красивые природные объекты; воспитывать бережное отношение ко всему живому.
- развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, учить делать логические выводы.
- воспитывать интерес к познанию окружающей жизни, любознательность, желание беречь природу
- учить детей рисовать выразительные образы насекомых.
- совершенствовать технику рисования красками, умение сочетать два инструмента – кисточку и ватную палочку.
- закрепить умение намазывать клей на поверхность бумаги и аккуратно наклеивать на заготовку.
- продолжать упражняться в составлении композиции.
- развивать чувство формы и цвета.
Предварительная работа: беседа о насекомых, рассматривание иллюстраций с изображением насекомых, просмотр мультфильма «Жизнь насекомых», чтение художественной литературы К. Чуковского «Муха- цокотуха».
Используемый материал:
Фланеленграф, плакаты с изображением насекомых и местом их обитания, плакаты с изображением весны. Макеты «муравейник с муравьями», «улей с пчелами», «травка с божьей коровкой», лист «заготовка» с изображением «полянки», гуашь красного и черного цвета, кисти, ватные палочки, салфетки для промакивания краски.
Раздаточный материал для экспериментирования: кусочек ватки и небольшой камень на каждого из детей.
Ход работы:
В группу входят дети, начинает звучать музыка- звон капели, журчание ручья, пение птиц. Следом в группу заходит воспитатель в костюме «Весны» в руках держит «волшебную палочку» в виде веточки с распускающимися листочками и корзинку с демонстрационным материалом.
Воспитатель:
Я раскрываю почки,
в зелёные листочки.
Деревья одеваю,
посевы поливаю,
Движения полна,
зовут меня.
(весна)
Дети: Весна.
Воспитатель: Правильно. Весна. А что начинает происходить с природой, когда я прихожу?
Дети перечисляют уже проявившиеся признаки весны (Тает снег, солнышко греет, день становиться длиннее, появляется травка, распускаются листья, прилетели птицы, бегут весенние ручьи)
Воспитатель: Правильно, молодцы (воспитатель предлагает детям сеть на стульчики, достает из корзинки плакат с изображением весны и вывешивает его на фланеленграф). А ещё вам, наверное, не терпится спросить, что это у меня в руках? Да?
Дети: да, расскажите.
Воспитатель: это моя «волшебная палочка», которая помогает мне пробуждать природу от долгого сна, а ещё творить маленькие чудеса. Вы знаете, ребята, я ведь к вам пришла не одна, а с подружкой. Но, чтоб она вышла из моей корзинки, надо отгадать загадку.
Громко я жужжу, летая,
Мёд целебный собирая.
Всем полезна и мила
Хлопотливая (пчела).
Дети высказывают предположения, дают правильный ответ.
Воспитатель: правильно пчела (достает мягкую игрушку «пчелку» и плакат с изображением пчел из корзинки). Она хочет вам поведать о своих шестиногих друзьях. Вы хотите послушать пчелку?
Дети: да.
Воспитатель выносит макет улья.
Воспитатель: Жизнь пчел очень многообразна, со своими особенностями и тайнами. Домик у пчел называется улей. Улей- это домик, который создает человек. В зависимости от строения там могут жить одна или несколько пчелосемей. Как вы видите, пчелка имеет полосатое брюшко и крылья. У них имеется длинный хоботок, которым они пользуются для высасывания нектара растений.
Пчёлы, в отличие от людей, не умеют разговаривать. Но так как они живут не поодиночке, а огромным семейством, общения не избежать. Поэтому они изобрели свой способ общаться при помощи танцев. Когда пчела-разведчик находит подходящую поляну с цветами, она быстро возвращается домой, чтобы «рассказать» о своей находке своим товарищам. Сначала они привлекают к себе внимание, а потом начинают танцевать, и именно в танце она «рассказывает», где находится пища и как к ней добраться. Свой мед пчелы хранят в сотах. Пчелы приносят большую пользу человеку и даже растениям, а именно цветам - они их опыляют. Вам понравился рассказ о пчелах?
Дети: да
Воспитатель: Ребята, а вы хотите попробовать себя в роли пчелки? (воспитатель предлагает детям сесть на ковер в круг)
Дети: да
Воспитатель: Я с помощью своей палочки превращу кого- нибудь в пчелу, и он попытается в танце объяснить, что он хочет. Воспитатель вызывает одного ребенка, объясняет ему задание (в танце «без слов» попробуй объяснить ребятам, что ты хочешь пить). Игровое упражнение повторяется 2-3 раза, детям предлагается сесть обратно.
Воспитатель: А теперь очередь пчелки загадывать вам загадку.
Кто не знает силача?
Груз он носит не ворча.
Для него везде тропинка:
И дорожка, и былинка,
Может вниз нести и вверх;
Он работник лучше всех.
(Муравей)
Дети высказывают предположения, дают правильный ответ.
Воспитатель: правильно это муравей (воспитатель взмахивает волшебной палочкой и достает из корзинки плакат с изображением муравья и выкатывает макет муравейника)
Самый сильный на земле – муравей! Ведь он может переносить на себе тяжести в 10 раз тяжелее его собственного веса.
Воспитатель: это очень сложно представить, поэтому я вам предлагаю сравнить два предмета, между собой (детям предлагается подойти к столу, где уже лежат кусочек ватки и камень, по количеству детей). Возьмите в одну руку ватку и представьте, что это муравей. Чувствуете, какая она легкая? А теперь в другую руку, возьмите камень и представьте, что это груз, который несет на себе муравей, чувствуете какой он тяжелый. (Воспитатель с детьми обсуждает результат сравнения и предлагает сесть на стульчики).
Муравей, хоть и маленький, а настоящий силач. А еще муравьи – великолепные строители. Какие прекрасные дома-муравейники они строят! Муравейник – это многоэтажный дом с множеством квартир, теплый, уютный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте.
Все входы и выходы пропускают свежий воздух вглубь муравейника. Все эти входы и выходы охраняются муравьями-солдатами. Сверху муравьи делают на муравейнике покрытие из иголок и веточек. Оно защищает жилище от превратностей погоды, ремонтируется и обновляется рабочими муравьями.
Муравьи живут в муравейнике одной большой и дружной семьей. В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе.
Правит в муравейнике муравьиная царица. Она откладывает яички, из которых позже появятся личинки. О личинках будут заботиться рабочие муравьи: кормить и ухаживать за ними. Муравьи, появившись на свет, не растут. Какими родились, такими и пригодились.
Как у всех насекомых, у муравьев есть усики-антенны, с помощью которых муравей получает информацию о запахе, вкусе и сообщает о ней своим собратьям. Есть у муравьев и враги. Муравьями питаются многие птицы, земноводные и пресмыкающиеся, а также барсуки, лисы, медведи и другие звери. Вот такие необычные силачи живут среди насекомых.
Воспитатель: Ребята, моя палочка опять заскучала и она хочет сотворить ещё одно маленькое волшебство. У меня есть необычное стихотворение, когда я его начинаю читать и взмахивать палочкой, все дети превращаются в бабочек. Хотите попробовать?
Дети: Да.
Физминутка.
Видишь, бабочка летает,
На лугу цветы считает.
— Раз, два, три, четыре, пять
Ох, считать не сосчитать!
Задень, за два и за месяц.
Шесть,семь,восемь,девять,десять. Даже мудрая пчела.
Сосчитать бы не смогла!
Машем руками-крылышками
Считаем пальчиком
Хлопки в ладоши
Прыжки на месте
Шагаем на месте
Хлопки в ладоши
Машем руками-крылышками
Считаем пальчиком
Воспитатель: Я считаю, что волшебство удалось! Вы были прекрасными бабочками!
Дети садятся на свои места.
Воспитатель: Мне пчелка подсказывает, что у неё в запасе есть ещё один рассказ про одного её друга. Но что б она начала свой рассказ, необходимо отгадать загадку:
Я – пятнистая букашка,
Если в руки попаду,
Притворюсь больною тяжко,
В обморок я упаду.
С листьев тлю, она съедает,
Следить за садом помогает.
Вот она взлетела ловко.
Это божья … (Коровка)
Дети высказывают предположения, дают правильный ответ.
Воспитатель: Правильно божья коровка. (воспитатель взмахивает палочкой и достает из корзинки плакаты с изображением божьей коровки)
Божья коровка – насекомое, которое распространено по всему земному шару. Эти симпатичные маленькие жучки живут группами на растениях.
У божьей коровки выпуклое овальное тело, ярко-красная или оранжевая спинка, украшенная черными точками. Такая окраска называется предостерегающей. Птицы знают, что насекомое с такой окраской несъедобное. Но божьи коровки бывают и других цветов: желтые, черные, синие и голубые и даже зеленые. А на спинках могут быть не только точки, но и полоски или другие узоры.
У божьей коровки есть маленькие крылышки, а под ними жесткие коричневатые полупрозрачные подкрылья.
Божья коровка умеет ловко ползать по стебелькам трав, а может и летать на большие растения. Она питается червями, паутинными клещами, личинками жуков-листоедов. А основная их еда – тля.
Воспитатель: Как выдумаете божья коровка - полезный жук?
Дети предлагают свои ответы
Воспитатель: коровка приносит большую пользу для сельского хозяйства. Она поедает насекомых на растениях. Летом божья коровка в основном живет в траве, а вот зимой они прячутся в щелках коры деревьев, в сухих корягах или зарываются в землю. Люди давно уже заметили: если божья коровка зарывается в землю глубоко, то зима ожидается спешной и суровой. А если прячется в сухих листьях, то мягкой, с оттепелью.
Воспитатель: Вам понравился рассказ пчелки?
Дети: да.
Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы, что б в нашей группе тоже поселились забавные божьи коровки?
Дети: да.
Воспитатель: Я и пчелка вам в этом поможем.
Дети приглашаются за столы, где уже приготовлен материал для творческой работы.
Пальчиковая гимнастика
Дружно пальчики считаем – (сжимают и разжимают пальцы)
Насекомых называем.
Бабочка, кузнечик, муха, (поочерёдно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого) Это жук с зелёным брюхом.
Это кто же тут звенит? (вращают мизинцем)
Ой, сюда комар летит!
Прячьтесь! (прячут руки за спину)
Детям предлагается выбрать для себя подходящую полянку (большую или маленькую, с помощью красной гуаши дети рисуют туловище божьей коровки (овальной формы, затем используя черную гуашь, дорисовывают голову. Когда все готово, детям предлагается взять ватные палочки и черной гуашью нанести точечки на туловище насекомого.
Воспитатель: Ребята, пчелка говорит мне, что она очень рада была познакомиться с такими любознательными и творческими детьми, но пришло время ей отправиться домой. А что бы вы запомнили эту встречу, она дарит вам подарок.
Из улья достаются цветы на ленте, по количеству детей. Дети прощаются с пчелкой.
Подводятся итоги: воспитатель спрашивает у детей, что больше всего им понравилось, какое из насекомых было самым интересным.
Приложение 1.
В возрасте 4-5 лет у детей наблюдается высокий познавательный интерес. Дети пяти лет очень активно воспринимают всё, что их окружает, очень чутки к искренности вашего отношения к тому или иному предмету или явлению. Если в глубине души вы не любите животных, вам никогда словами не удастся убедить детей в обратном.
Педагоги стараются уходить от традиционных занятий и своё внимание обращают на подготовку интегрированных занятий.
Интегрированное занятие – это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение.
Актуальность интегрированных занятий состоит в том, что происходит дифференциация возможностей педагогического коллектива в подходах к построению оптимальной модели воспитательно-образовательного процесса.
Основными задачами в использовании интегрированных занятий, в воспитательно-образовательном процессе, являются: создание у детей целостной картины мира; повышение качества образовательного процесса;
Ознакомление с окружающим миром – систематизируют и углубляют знания о предметах и явлениях, развивают познавательную мотивацию, формируют интерес к различным формам познания мира: моделирование и экспериментирование, наблюдение, чтение, обсуждение, продуктивная деятельность.
Возраст от четырех до пяти лет — период стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых.
Так как интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности детей за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе занятия, то при планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности воспитанников на занятии. Во время проведения интегрированных занятий необходимо сохранять положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми, а так же учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей группы.
Для большей эффективности восприятия детьми информации о насекомых, при подготовке к занятию были сооружены макеты «улья» и «муравейника», что позволит детям лучше запомнить информацию. Используя игровые упражнения во время занятия позволят снять напряжение и обогатить игровой опыт детей.
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка в детском саду. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства : радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Углубляются представления малышей об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать.