Алёна Тычкина
Особенности развития изобразительной деятельности (на примере рисования, лепки, аппликации) детей с нарушениями в развитии
▼ Скачать + Заказать документы
Основные понятия:
• Апплика ция (лат. applic ti — прикладывание, присоединение) — способ получения изображения; техника декоративно-прикладного искусства.
• Аппликация — один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон.
Виды аппликаций:
1. Предметная аппликация, которая представляет собой наклеенные на фон отдельные предметные изображения, передающие обобщенный образ окружающих предметов.
2.Cюжетно-тематическая аппликация – наклеенные на фон изображения, связанные между собой темой или сюжетом (событие, ситуация, явление).
3. Декоративная аппликация связана с понятием декоративности (изображения, отличающиеся орнаментальностью, обобщенностью форм, цветовой насыщенностью) и представляет собой объединенные по законам ритма, симметрии элементы украшения, декоративные по цвету и по форме (геометрические, растительные и т. п.).
Методика обучения аппликации в младшей группе
Недоступно пользование ножницами. Надо научить правильно держать кисть; набирать немного клея; аккуратно намазывать форму с обратной стороны. Раскладывать формы на место намазанной стороной. Класть кисти только на подставку. Дети должны запомнить название формы, ее цвет и освоить технику наклеивания. Наклеивание в центре для детей младшей группы еще сложно. Готовые формы для наклеивания раздают каждому ребенку в специальном пакетике после объяснения задания. После того как объяснение педагога выслушано и формы для наклеивания розданы, дети раскладывают их на листе в соответствии с заданием. Педагог проверяет правильность расположения элементов. В процессе показа образца в младшей группе педагог отчетливо называет цвет формы, если необходимо, обводит пальцем, подчеркивая ее особенности. Методика обучения аппликации в средней группе
Освоение навыками резания ножницами. Они учатся резать по прямой полосы шириной 3-4 см, перерезать квадраты по диагонали, срезать углы у прямоугольника, вырезать округлую форму из квадрата, прямоугольника. Композиция узора в этой группе остается довольно элементарной – заполнение углов, краев, которые выделены самой формой. Появляется и новая, более сложная задача – украшение центра формы. Овладев навыком резания по прямой линии, дошкольники учатся вырезывать округлые формы. Особое внимание в этой группе требует обучение правильному пользованию ножницами. Усложнение программных требований вызывает необходимость более детального изучения изображаемых предметов. Рассматривание натуры не всегда сопровождают показом образцов. Материал – на общем подносе. Нередко используют частичный показ приемов выполнения задания. В конце занятия педагог вместе с детьми анализирует, правильно ли выполнена работа.
Методика обучения аппликации в старшей группе
Дети самостоятельно вырезают и наклеивают формы. Основная задача – овладение разными приемами вырезания. Учатся вырезывать некоторые формы из бумаги, сложенной вдвое. Знакомятся с приемом создания форм путем обрывания краев. Образец используют в старшей группе в тех случаях, когда дошкольники впервые изображают предмет. Знакомятся с приемом создания формы путем обрывания краев бумаги, что дает возможность передать особенности фактуры – пушистость снега, меха.
Методика обучения аппликации в подготовительной к школе группе
Дети знакомятся со всеми основными приемами вырезания силуэтных симметричных и ассиметричных форм. Вырезание силуэтное – это такой прием вырезания, при котором происходит вырезание на глаз предметов. Ассиметричного строения, с криволинейными контурами (фрукты, овощи, рыбки и т. д.). Вырезание на глаз изображения из бумаги или других материалов производится слитным движение ножниц по мысленно создаваемому силуэту предмета. При силуэтном вырезывании ребенку надо все время держать в памяти весь образ предмета, следить за правильностью пропорций и конструкции, согласовывать движения руки с создаваемой формой. В этой сложной работе старшим дошкольникам помогает умение выделять в окружающих предметах основные формы, воспринимать их общие очертания (контур). Поэтому освоение силуэтного вырезания начинается с простых форм (фрукты, овощи, рыбки). Осваиваются новые приемы вырезывания из бумаги, сложенной в несколько раз.
Этапы формирования изобразительной деятельности:
1 этап: Вызывание интереса к изобразительной деятельности. Формирование двигательной готовности. Взрослый вместе с детьми обыгрывает игрушку, затем обследуют ее через обводящие движения, после чего делает на глазах у детей аппликацию этой игрушки.
2 этап. Формирование первичных элементарных изобразительных умений. Для овладения способностью изготавливать простые аппликации педагог показывает способ создания аппликационных работ, а дети на основе подражания его действиям создают свои работы. Можно использовать игры: «Воздушный шарик» (прикладывание готовых кругов к нарисованным ниточкам); «Красивая салфетка» (выкладывание кругов на листе бумаги квадратной формы) и др.
3 этап. Содержание и методика обучения собственно изобразительной деятельности.