Наталья Румянцева
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Пчелы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема НОД: «Так устроена природа: нет без пчёл в природе мёда!».
Направление образования и развития (образовательная область) : познавательное развитие.
Цель: создать условия для формирования представлений детей о пчелах как представителях класса насекомых.
Задачи:
1. Образовательные :
- формировать представления детей о пчелах как представителях класса насекомых;
- расширять представление детей о мире природы и формирование начал экологической культуры;
Публикация «Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе „Пчелы“» размещена в разделах
- формировать представления детей о пользе продуктов пчеловодства для здоровья людей;
- познакомить детей с продуктами пчеловодства (пыльцой, пергой, прополисом, воском, медом);
2. Развивающие:
- развивать познавательную активность детей;
- развивать умения детей выражать свои мысли, формулировать выводы в доказательной форме, составлять рассуждения со взрослым и самостоятельно;
- развивать исследовательские умения и навыки;
- обогащать словарный запас: перга, прополис, дымарь, воск, гречишный, цветочный, лесной, соты.
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес и желание познавать новое;
- воспитывать бережное отношение к пчелам как части природы.
Виды деятельности : познавательно – исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная.
Формы организации: групповая.
Формы реализации детских видов деятельности : беседа, просмотр презентации, решение проблемных ситуаций, игра, физкультминутка, опыты и эксперименты, дегустация, рефлексия.
Оборудование: продукты пчеловодства (мед трех видов, пыльца, прополис, воск, рама с сотами, костюм пасечника, посуда, прополис, мультимедийное оборудование, презентация, корзинки с футлярами для подвижной игры.
Предварительная работа: рассматривание с детьми картин и иллюстраций о пчелах, чтение познавательной и художественной литературы; реализация проекта «Живая карта Земли Саратовской», опрос родителей на наличие аллергической реакции детей на продукты пчелиного производства.
Ход НОД
Деятельность воспитателя Деятельность детей
1. Вводная часть
Станем рядышком по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО, РЕБЯТА! Дети становятся в круг, здороваются
Заметили ли вы, что наша групповая комната стала какой-то необычной?
Что вы думаете по этому поводу? Ответы детей: да, заметили.
На стенах, столах размещены картинки с изображением пчел.
2. Основная часть
Да, вы попали в страну насекомых. Ребята, как вы думаете, кто нас сюда позвал?
(Показывает куклу Росиночку, персонажа долгосрочного проекта, который реализуется в группе) Насекомые - друзья природы и, конечно же, нашей Росиночки. Они прилетели к ней в гости. Ребята, а у вас есть друзья-пчелы? Ответы детей
А хотите с ними подружится? Ответ детей: да
Скажите, ребята, к какому классу вы бы отнесли пчел?
Если дети затрудняются, педагог делает подсказку: к животным, насекомым или птицам? Ответ детей: к классу насекомых
Объясните свой выбор. Ответ детей: потому, что у пчел шесть лапок, тело состоит из трех отделов – головы, груди и брюшка
Молодцы, ребята, вы правильно доказали мне, что пчела является насекомым.
Как вы считаете, как можно назвать пчел, которые живут в лесу?
Ответ детей: лесные, дикие
Где живут дикие пчелы? Ответ детей: в дупле дерева
А где живут домашние? Ответы детей: в ульях
Что такое улей?
Ответы детей: это домик, который построил человек специально для пчел?
Место, где размещаются пчелиные домики, называется пасекой, а в старину пасеку называли пчельник. Скажите, ребята, а как будет называться человек, который занимается разведением пчел? Ответы детей: пасечник, пчеловод
Чтобы подружится с Пчелами, их надо узнать поближе.
Давайте посмотрим на предметы, которые необходимы пчеловоду.
Дети рассматривают костюм пчеловода (головной убор с защитной сеткой, перчатки, дымарь (прибор для успокоения пчел) и др. Обсуждают, комментируют увиденное
Предлагает детям посмотреть презентацию о пчелах. Дети рассаживаются на стулья. Обсуждение с воспитателем увиденного, ответы детей.
Физкультминутка.
Пчелка трудится весь день
(Руками обрисовать перед собой круг.)
И работать ей не лень.
(Покачивание указательными пальцами в знак отрицания.)
От цветка летит к цветку, Ритмичные взмахи руками
Клеит на брюшко пыльцу. Круговые движения ладонью по животу
Хоботком нектар сосет, Вытянуть руку вперед, затем вниз, наклониться
За день много соберет. «Раскрыть» перед собой все пальцы
Унесет нектар тот в улей Изображают полет
И назад вернется пулей. Резко выбросит руку с вытянутым указательным пальцем вперед
В сотах утрамбует мед. Топанье ногами
Скоро ведь зима придет. Поеживание
Будет пчелкам, чем питаться. Имитация движения ложкой
Надо летом им стараться. Имитация накладывания меда в соты
А сейчас я приглашаю вас в научную лабораторию, чтобы подробнее узнать о свойствах этих продуктов. Дети проходят к столам, надевают фартуки.
Давайте сначала рассмотрим пыльцу. Мы с вами видели в презентации, что пчелы опыляют цветы, растения, перенося пыльцу с одного растения на другое. Без опыления у нас с вами не было бы фруктов и овощей. С разных видов цветов пыльца имеет разный цвет и разный запах, и даже разный вкус.
Возьмите в руки крупинки пыльцы, рассмотрите их, понюхайте, разотрите их пальцами. На что они похожи при растирании?
Для человека пыльца является важнейшим лечебным и профилактическим средством. Она обладает широким спектром лечебных свойств. Дети рассматривают, нюхают, трогают пыльцу, делятся впечатлениями, рассуждают.
Ответы детей: на муку, на мелкий порошок
Теперь посмотрим на прополис. На что похож прополис? Ответы детей: липкое вещество темно-коричневого цвета.
Прополис еще называют пчелиным клеем или бальзамом.
Прополис имеет лесной запах, так как пчелы собирают его на почках молодых веток и листьях (тополя, березы и других деревьев.) Пчелы-сборщицы приносят смолистое вещество на своих ножках, смешивают со слюной, добавляют пыльцу и воск и получают пчелиный бальзам. Прополис используется для смазывания щелей, склейки различных частей улья. Он защищает пчел от болезней, а улей - от разрушения. Пчелиный клей помогает пчелиной семье поддерживать чистоту жилища и убивает микробы. Дети рассматривают, нюхают вещество и определяют, чем оно пахнет
Может ли пчелиная семья прожить без прополиса? Если нет, то подумайте почему?
Люди подметили такое свойство прополиса (защита от микробов, защита иммунитета, стали использовать лечения и профилактики от болезней). Ответы детей: нет, так как тогда у пчел появятся опасные болезни, которые приведут их к гибели
Ребята, знаете ли вы, из чего пчёлы строят свои соты? Ответы детей: из воска
Когда приходит время строить квартиры, из брюшка пчелки начинают сыпаться красивые прозрачные восковые пластиночки. Из этих пластинок пчелы строят соты в форме шестигранников или, по-другому, шестиугольников.
Воск может принимать различные состояния. При нагревании воск становится мягким.
Воспитатель проводит опыт, нагревая воск и демонстрируя детям твердое, мягкое и жидкое состояние воска, предварительно познакомив с правилами и знаком пожарной безопасности.
Обсуждение с воспитателем увиденного, ответы детей. Один ребенок надевает костюм пожарного
Воспитатель проводит опыт с сотами. Демонстрирует, что вода из сот не вытекает.
Совместно делают вывод, что мед тоже не вытекает из сот. Обсуждение с воспитателем увиденного, ответы детей, высказывают гипотезы, выводы.
Подвижная игра: «Собери мед». Дети делятся на 2 команды и собирают футляры от киндер-сюрпризов – «пыльцу».
Пчелы собирают мёд с цветов. Куда они складывают этот мед?
Представьте, что вы пчелы и строите соты, чтобы складывать вкусный мёд, собранный с цветов. Объясняет правила игры.
3. Заключительная часть.
Ребята, что вы сегодня узнали нового? Ответы детей
Что вам больше всего запомнилось? Ответы детей
Ребята, вы так много сегодня узнали о пчелах, подружились с ними, а настоящие друзья всегда приглашают друг друга в гости и угощают чем - то вкусным и полезным.
Предлагаю и вам продегустировать мед разных видов. Дети садятся за стол. Пробуют продукт. В непринужденной обстановке беседуют с воспитателем о разновидностях меда.