Светлана Голдырева
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе «Магнит и его свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита.
Задачи:
Образовательные : познакомить с понятиями «магнетизм», «магнитные силы», сформировать представление о свойствах магнита, активизировать в речи детей слова: «притягивать», «примагничивать», «магнитные силы», «магнитное поле»; продолжать учить самостоятельно, принимать решения в русле экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы с результатами этой проверки, учить делать обобщения; закреплять знания о прямой и обратной последовательности чисел, умение называть последующее и предыдущее число, знания о геометрических фигурах.
Публикация «Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе „Магнит и его свойства“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
Развивающие: развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, логическое мышление, умение выделять лишний предмет и обосновывать свой ответ, социальные навыки: умение работать в паре, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать своё мнение.
Воспитательные: воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим, аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.
Оборудование:
Железные, пластмассовые, деревянные, стеклянные, резиновые предметы, кусочки ткани, магниты разного вида, подносы для раздаточного материала. Вода в стаканчиках, скрепки. Цыплёнок с металлическим дном, нарисованная на листе картона (можно листы ватмана) тропинка, в виде геометрических фигур (на каждого ребенка). Схемы правил поведения в лаборатории, таблица – схема для занесения результатов экспериментов. Магнитная доска, мячик. Набор картинок к игре «четвертый лишний», «колпаки мудрецов». Презентация «Легенда о магните», видеоролик «Почему магниты притягивают только металлические предметы», мультфильм о магните.
Техническое оснащение: МП3-проигрыватель, музыкальное сопровождение на диске, ноутбук.
Ход проведения:
I. Зрительная гимнастика (эмоциональный настрой)
Поскорей выходим в круг!
Ты мой друг и я твой друг.
Друг на друга оглянулись (глазами)
Обнялись и улыбнулись.
Вниз глаза мы опустили
Землю нашу проводили.
Глазки вверх, смелей вперёд.
Лаборатория нас ждёт.
- Начинаем отсчёт от 10 до 1.
Топ–топ, хлоп – хлоп, вокруг себя повернись, в настоящих мудрецов превратись! (Во время этого педагог надевает на детей «колпаки мудрецов».)
- Ребята, на кого мы стали похожи? Похожие головные уборы носили в древности мудрецы. А как мы называем их теперь? Учеными, исследователями, испытателями. Место, где проводятся опыты, называется лабораторией. Давайте мы с вами тоже пройдем в волшебную лабораторию.
- Ребята, в волшебной лаборатории есть свои правила поведения. Разгадать нам их помогут эти волшебные картинки. (Дети рассматривают и рассуждают о значении изображений.)
Правила поведения и безопасности при проведении опытов.
1. Нельзя ничего пробовать на вкус;
2. Нюхать осторожно, направляя воздух ладошкой;
3.! означает, что этот фокус небезопасный. Его можно проделать только со взрослыми;
4. будь осторожен с колючими предметами. Не играй с ними.
Постановка проблемной ситуации.
Загадка: Хватаю в крепкие объятья
Металлических я братьев. (МАГНИТ)
Воспитатель (при возникновении затруднений) : Отгадать загадку поможет нам «волшебная» перчатка. Посмотрите, я провела перчаткой над скрепками, и они прилипли. Что за чудо?
Дети: Это магнит.
Воспитатель: Правильно, а кто скажет, что такое магнит? (это то, что притягивает к себе железные предметы).
Исследование свойств магнита :
Воспитатель: Перед вами лежат эти волшебные предметы, которые называются магниты. Возьмите их в руки. Постарайтесь определить:
- Какой он на ощупь? (Холодный, твёрдый, тяжёлый).
Легенда о магните.
- Я расскажу вам одну старую легенду. (Презентация на экране. Звучит спокойная музыка.)
- В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнас пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом и деревянная палка с железным наконечником, липнут к чёрным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку с наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается к странным камням. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнес понял, что эти странные камни не признают других материалов кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».
- Понравилась вам эта легенда?
- Почему же магнит так назвали? (Ответы детей.)
II. Игра-опыт №1 «Всё ли притягивает магнит?»
- Настоящие ученые всегда стараются сами убедиться, точно ли это так. Для этого они производят различные опыты. Давайте и мы с вами проверим, на самом ли деле магнит притягивает только металлические предметы?
- Перед вами различные предметы. Проверьте при помощи магнита, какие из них притянутся, а какие нет. Всё ли притягивает магнит?
Разберите предметы таким образом :
- справа от вас, положите все предметы, которые магнит притягивает;
- слева от вас, положите предметы, которые не реагируют на магнит.
- Как мы это проверим? (с помощью магнита)
- Чтобы это проверить, надо провести магнитом над предметами.
(Самостоятельная работа.)
- Приступайте! Расскажите, что вы делали? И что получилось?
- Я провел магнитом над предметами, и все железные предметы притянулись к нему. Значит, магнит притягивает железные предметы.
- А какие предметы магнит не притянул? (пластмассовую пуговицу, кусок ткани, бумага, деревянный карандаш, ластик, железные скрепки, шурупы, ключи).
Постановка проблемы:
А вы знаете почему магниты притягивают именно металлические предметы, а не притягивают никакие другие?
Просмотр видеоролика.
Теперь вы можете ответить да данный вопрос: Почему магниты притягивают только металлические предметы, а не притягивают никакие другие?
Дети: Потому что металлические предметы состоят из кристаллической решетки, а другие предметы нет.
- Это 1 свойство магнита - притягивать, примагничивать предметы. Оно называется магнетизм.
III. Игра-опыт №2. «Не замочив рук». Действует ли магнит через другие материалы?
Проблемная ситуация.
В стаканчик с водой помещается скрепка.
- Как достать скрепку, не намочив при этом рук?
(Дети пытаются самостоятельно разрешить данную проблему. Если решение не найдено, то воспитатель предлагает:
- А поможет нам в этом удивительная план - карта. Давайте изучим нашу карту. Она подскажет нам, как правильно провести наше волшебство.
- Что надо сначала сделать? (налить воды в стакан)
- Что потом? (бросить скрепку в стакан)
- А затем надо вести магнит по внешней стенке стакана.
- Расскажите, что вы сделали и что получили. (Скрепка следует за движением магнита вверх).
- Что же двигало скрепку? (Магнитная сила)
- Какой можно сделать вывод: проходят ли магнитные силы через стекло?
- Магнитные силы проходят через стекло. (Дети убеждаются, что можно достать предмет из воды, не намочив рук при помощи магнита.)
IV. Игра – опыт №3 «Магнит действует через препятствия».
Проблемная ситуация.
- Как провести утенка по тропинке, не прикасаясь к нему?
(Каждому ребенку дается цыплёнок с металлическим дном. Нарисованная на тонком листе картона тропинка, в виде геометрических фигур. Дети пытаются самостоятельно разрешить данную проблему. Если решение не найдено, то воспитатель предлагает:
- Давайте обратимся к нашей план-карте, которая нам поможет провести опыт.
- Саша, расскажи, что мы будем делать?
- Я положу цыпленка на тонкий лист картона, магнит под картон. Буду двигать цыплёнка по нарисованной тропинке.
- Приступайте к проведению опыта.
- Расскажите, что вы сделали и что получили.
- Цыплята двигаются.
- В каком направлении двигались цыплята? По каким геометрическим фигурам? Дети называют геометрические фигуры. У всех разные.)
- А почему цыплята двигались? С помощью чего?
- Внизу у цыплёнка тоже есть магнит. Магнит притягивает магнит.
- Что двигает цыплята? (магнитная сила).
- Правильно, магнитные силы оказывают своё волшебное действие.
- Какой мы можем сделать вывод?
- Магнитная сила проходит через картон, бумагу.
- Магниты могут действовать через картон, бумагу, поэтому их используют, например для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника.
Игра - опыт №4.
Воспитатель : (на столах металлические скрепки) Ребята, представьте, что скрепки – это кораблики, подскажите, как можно без волшебства заставить «кораблики» двигаться? (с помощью рук, подуть, с помощью магнита).
Воспитатель: (дети приводят в движение «кораблики», прикладывают магнит под крышку стола и двигают магнитом его по столу).
- Какой же вывод можно сделать, через какие материалы и вещества проходит магнитная сила?
- Магнитная сила проходит через стекло, воду и бумагу (тонкий картон, столешницу парты.
- Правильно, магнитная сила проходит через разные материалы и вещества. Это 2 свойство магнита.
V. Игра – опыт №5. «Гирлянда».
Воспитатель: А теперь продолжим опыты с магнитом. Я беру магнит, подношу к нему скрепку. Она притянулась. К скрепке подношу вторую, она тоже притянулась, теперь – третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я осторожно возьму пальцами первую скрепку и уберу магнит. Смотрите внимательно цепочка не разорвалась. (Дети проводят опыт самостоятельно).
Вывод: Скрепки, находясь рядом с магнитом, намагнитились и стали магнитами, но скрепки обладают магнетическими свойствами незначительное время.
VI. Физкультминутка.
Игра «Притягивает – не притягивает»
- Ребята, давайте поиграем в игру. Я буду называть предмет, а вы вытягиваете руки вперёд, если магнит его притягивает и прячьте руки за спину, если магнит не притягивает.
XII. Игра-опыт №5 «Летающая птичка».
Ручной труд «Птичка».
- А сейчас, я покажу вам фокус. Подойдите ко мне поближе.
Воспитатель показывает фокус «Летающая птичка»
- Кто догадался, почему моя птичка летает?
- К ней прикреплена железная скрепка. Магнит притягивает скрепку вместе с птичкой, она приходит в движение, летает.
Дети рассматривают конструкцию.
- Вы хотите быть фокусниками и проделать фокус со своими птичками? Какие детали понадобятся вам для этого фокуса? (скрепка, бумажная птичка, нитка, скотч).
- Тогда вырежем птичек, прикрепим на них скрепку и скотчем закрепим их на картоне. Попробуем поднять свою птичку в воздух. Только сначала нужно пальцы рук нам всем размять.
Пальчиковая гимнастика на стихотворение Ирины Токмаковой.
(Пальцы рук сжаты в кулак. На каждое название птицы разжимать по одному пальчику сначала правой, затем левой руки).
Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек - стайка.
Эта птичка - соловей,
Эта птичка - воробей,
Эта птичка - совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка - свиристель,
Эта птичка - коростель.
Эта птичка - скворушка,
Серенькое перышко.
Эта - зяблик.
Эта - стриж.
Эта - развеселый чиж.
Ну, а эта - злой орлан.
Птички, птички - по домам! (Сжать пальцы обеих рук в кулаки).
Дети подходят к столам, где подготовлены коробки из-под обуви, папирусная бумага с нарисованным контуром птички, заранее изготовленные детьми, скрепки, нитки, скотч.
Дети (под спокойную мелодию) изготавливают птичек и конструкцию, проделывают фокус с птичкой.
- Магнит, не касаясь предмета, притягивает его.
- Да, ребята, магнитные силы действуют даже на расстоянии.
- Ребята, давайте оставим своих птичек в подарок волшебной лаборатории.
VIII. Дидактическая игра «Четвертый лишний».
(Детям раздаются картинки с изображениями различных предметов, карандаши.)
- Ребята, а теперь мы поиграем в игру «Четвёртый лишний». Зачеркните лишний предмет. Что здесь лишнее и почему?
(Дети отмечают предмет, который может притянуть к себе магнит.)
IX. Итог занятия.
Воспитатель смотрит на часы.
- Как быстро летит время, к сожалению, нам пора возвращаться домой. Но, перед тем как вернуться, я хочу задать вам несколько вопросов:
• Как называется место, где проводятся различные исследования и ставятся опыты?
• С каким волшебным камнем вы познакомились?
• Как звали человека, который впервые обнаружил магнит? Чем он занимался?
• Что обозначает выражение «магнитная сила»?
• С какими свойствами магнитов вы познакомились? (цепочкой)
(Ответы детей)
Возвращение в группу.
- А теперь пришла пора покинуть нашу лабораторию и возвратиться в группу. Встаньте в круг.
А теперь пора прощаться,
В детский сад нам возвращаться.
Ребята быстро по местам
Перемещению старт дан.
Закройте глаза. Считаем от десяти до одного.
(Тем временем воспитатель с детей снимает шляпы.)
- Ну вот, вы снова стали просто мальчиками и девочками.
- Ребята, вы хорошо сегодня поработали, многое узнали о магните и стали настоящими волшебниками. Подскажите мне, где в нашей группе мы можем встретиться с магнитом, где мы можем увидеть его волшебные свойства? (Магнитная азбука и цифры, магнитная доска, магнитный конструктор, магнитные шашки).
- Посмотрите, а на нашей магнитной доске не хватает цифр. Давайте исправим. .2.3. 6.8. (Дети выкладывают магнитные цифры на магнитной доске.)
А волшебники за ваши старания прислали вам подарок-диск с мультфильмом о магните. Я приглашаю вас на просмотр мультфильма.