Наталья Дрожжина
Конспект НОД «Путешествие в лабораторию чудес» в старшей группе
▼ Скачать +Заказ
Конспект непрерывной образовательной деятельности
по теме «Путешествие в Лабораторию чудес»
Наименование учреждения МБДОУ детский сад №29 «Сказка»
Возрастная группа Старшая группа (дети от 5 до 6 лет)
Воспитатель Дрожжина Наталья Владимировна,
первая квалификационная категория
Вид НОД Познавательное развитие: формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
Познавательно-исследовательская деятельность
Публикация «Конспект НОД „Путешествие в лабораторию чудес“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования, систематизация полученных знаний о воде, её свойствах.
Программное содержание Образовательные задачи:
1. Закрепить знания детей о свойствах воды,
2. Учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения;
3. Организовать познание детей через самостоятельный поиск;
4. Активизировать речь детей, обогащать словарный запас.
Развивающие задачи:
1. Развивать умение проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов;
2. Развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес, зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать у детей навыки безопасного поведения во время проведения экспериментов.
2. Воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.
Оборудование Прозрачные пластиковые стаканчики, пластиковые ёмкости и подносы, пипетки, салфетки, фломастеры, стаканчики с раствором синей краски, вырезанные из бумаги цветы, наголовники «Снежинки», картинки «Дождь», «Радуга», аудиозапись «Шум дождя».
Применение ИКТ Сюрпризный момент «Видео-звонок от Деда Мороза»
Предварительная работа Рассматривание иллюстраций, фотоматериалов о различных явлениях природы, опыты-эксперименты с водой; чтение художественной литературы по данной тематике, разучивание стихов, чистоговорок, отгадывание загадок; наблюдения в природе в разное время года; дидактические и развивающие игры; игры с водой.
Ход НОД
Воспитатель предлагает детям встать в круг.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Видео-звонок от Деда Мороза.
Подключается интерактивная доска, на экране появляется дед Мороз, приветствует детей и рассказывает, что он делал сегодня в лесу
- Пришел я к медвежьей берлоге, а там табличка «Не будить до лета!», а что такое лето я не знаю… А как мне хочется посмотреть, какое оно это лето….
Слышал я, что вы экспериментировать любите? У меня есть волшебная лаборатория, в которой можно проводить необычные и очень интересные опыты и можно творить там различные чудеса Может в ней то и получится у вас лето сделать. А я уж в окошечко погляжу, полюбуюсь.
- Подойдите ко мне ближе, вот так хорошо (смеется) :
Если дружно встать на ножки,
Топнуть прыгнуть, не упасть,
То легко ребята смогут
Снежинками стать!
Дед Мороз дует с экрана снежинками,
воспитатель достаёт коробочку с наголовниками для детей.
Воспитатель. Вот так чудеса! Спасибо, Дедушка Мороз, мы с ребятками постараемся тебя удивить.
Звучит песенка из м/ф «Дед Мороз и лето»,
воспитатель помогает детям надеть наголовники
Воспитатель. Вот теперь мы помощники Дедушки Мороза - Волшебные Снежинки. А раз мы волшебники, то можем творить чудеса.
Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики.
Воспитатель: Давайте-ка подумаем, что мы Дедушке Морозу показать можем, чего он никогда не видел? (Ответы детей) Какие явления природы связаны с летом? (Ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете, можем ли мы увидеть эти явления природы в этом помещении? (Ответы детей) Да, но сделать это можно только в «Лаборатории чудес». Вы знаете, что такое лаборатория? (Ответы детей)
- Да, лаборатория - это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А, вы любите экспериментировать? (Ответы детей)
Для начала запомним правила безопасности. Без разрешения запрещается:
- вставать с места,
- приступать к опыту только после его объяснения и моего разрешения,
- трогать оборудование, приборы и реагенты,
- ничего не брать в рот,
- во время проведения наших «чудес» быть аккуратными, не отвлекаться, чтобы ничего не рассыпать и не пролить.
- Вставайте в кружок и повторяйте за мной волшебные слова:
Если дружно встать на ножки,
Топнуть, прыгнуть, не упасть,
То легко ребята смогут
В Лабораторию Чудес попасть!
Воспитатель: Сегодня мы с вами находимся в лаборатории, где сможем, как настоящие волшебники, создать несколько природных явления в одной комнате.
Опыт №1. «Дождик в стакане воды»
Воспитатель: А какое первое природное явление мы с вами увидим, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Белая вата плывет куда-то,
Чем вата ниже,
Тем он ближе. (Дождик и облако)
Воспитатель предлагает детям сесть за столы.
Воспитатель. Для того, чтобы пошел дождь нужно облако. А где же нам его взять? Придумала! Мы используем обычную пену. (Выдавливает пену в стаканы с водой)
-Как вы думаете, почему наша пена не тонет в воде? (Ответы детей) Правильно, пена легче воды и поэтому плавает на поверхности.
- Облака состоят из капелек воды, которые поднялись в небо нагретым воздухом, превратившись в пар. Мелкие капельки воды, собранные в облака, остывают, становятся тяжелые и падают на землю. Идет дождь! Поэтому, можно сказать, что дождь - это вода, выпадающая из облаков на землю.
- Мы сейчас посмотрим, как это происходит. Возьмите пипетки. Наберите в них окрашенную воду и капните в баночку с облаком. (Опыт сопровождается «шумом дождя»)
-Что происходит? (Ответы детей)
Вывод: Капля прошла через облака, потому что она тяжелее пены, и падает на дно банки красивыми струями. Так идет дождь!
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять любим очень мы играть!
Мы ногами топ – топ, мы руками хлоп – хлоп,
Мы глазами миг – миг, мы плечами чик – чик.
Раз туда, два сюда, повернись вокруг себя,
Раз присели, два привстали, руки кверху все подняли,
Раз, два, раз, два! Вот и кончилась игра.
Опыт №2. «Радуга в стакане воды»
Воспитатель: Возвращаемся в лабораторию. (Дети садятся за столы)
Вы готовы к следующему волшебству? Тогда слушайте мою загадку.
На минуту в землю врос
Разноцветный чудо-мост.
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил. (Радуга)
- Ребята, а где можно увидеть радугу? Когда она появляется? (Ответы детей)
Правильно, после дождя, когда светит солнышко, на небе становится видна радуга. Из скольких цветов она состоит? (Ответы детей).
- Дождь у нас уже был, а теперь я предлагаю вам сделать собственную маленькую радугу в стакане.
Фломастерами на салфетке рисуем небольшие вертикальные полосочки, одну за другой немного отступив от нижнего края. Кончик салфетки опускаем в воду и немного подождем. Вода поднимается по салфетке вверх и соседние цвета, смешиваясь, образуют новый цвет.
Воспитатель: Не устали? А теперь, давайте немного отдохнем.
Динамическая пауза «Радуга-дуга» (фонограмма детской песни «Кукутики»)
Опыт №3. «Распускающиеся цветы»
Воспитатель. На рассвете распускаются,
Ночь приходит, закрываются,
Ароматом всех манят,
Наполняют чудом сад.
- После дождя и радуги становится очень тепло, начинают распускаться цветы. Вы хотите увидеть, как это происходит? Тогда давайте пройдем к столу и начнем наш следующий эксперимент. (Дети садятся за столы)
- На тарелочках лежат цветы, вырезанные из бумаги. Нам нужно сложить лепесточки во внутрь цветка, к серединке. Теперь опускаем в воду свои цветочки. Посмотрите, как красиво они распускаются! (Дети наблюдают)
- Когда я подгибала лепестки, то нарушили целостность бумажного листочка. В сгибы вода проникает легко, заполняет их и разгибает лепестки. Вода проникает в самые маленькие пустые пространства между волокнами бумаги и заполняет их. Бумага набухает, сгибы на ней распрямляются и цветок распускается.
Такое «волшебство» происходит благодаря эффекту капиллярности. Вода проникает в пустое пространство между волокнами бумаги и заполняет их.
Вывод: Бумага в воде разбухает, сгибы распрямляются, и цветок распускается.
Воспитатель. Ребята, нам пора возвращаться из лаборатории в группу, но я вам обещаю, что мы побываем здесь ещё ни раз.
Если дружно встать на ножки,
Топнуть прыгнуть, не упасть,
То легко ребята смогут
Снова в детский сад попасть.
Итог мероприятия.
- Что вам, друзья мои, понравилось сегодня, что удивило? (Ответы детей)
- Чему вы сегодня научились и что нового узнали? (Ответы детей).
- Как вы думаете, понравилось Деду Морозу наше летнее волшебство? Посмотрите-ка, тут на окошке какой-то мешок лежит, а на нем записка «Дорогим ребятам с благодарностью от Д. М.»
Воспитатель раздаёт детям угощенье («тематические» пряники в индивидуальной упаковке)
Методические источники: Лосева Е. В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников. Из опыта работы – СПб. : Детство-Пресс,2013.
Нищева Н. В. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры. – СПб. : Детство-Пресс, 2013.