Тамара Короткова
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Звезды и созвездия»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности
Тема: «Звезды и созвездия»
Цель: сформировать представления о звёздах и созвездиях у детей старшего дошкольного возраста.
Образовательные задачи :
1. Закрепить знания детей о планете Земля, о Солнце;
2. Дать представление о звездах и созвездиях;
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе „Звезды и созвездия“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
3. Познакомить с созвездиями Большой и Малой Медведицы;
4. Закреплять умения классифицировать и соотносить объекты;
Развивающие задачи:
1. Развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, воображение);
2. Развивать коммуникативные умения;
3. Развивать мелкую моторику рук;
4. Развивать творческие способности;
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать сочувствие, умение помогать друг другу.
Раздаточный материал: Значки юных космонавтов для мальчиков и девочек (9 штук); звезды разных цветов и размеров; конверты с картинками и изображениями созвездий (по 2 конверта на каждую группу); листы для акварели; акварельные краски; кисточки; влажные салфетки.
Демонстрационный материал: Спортивная «полоса препятствий» (ребристая дорожка, обручи, массажные кочки); модель космического корабля; экран; мультимедийная презентация; музыкальное сопровождение; схемы; магнитные доски.
Методы и приемы: Наглядные (мультимедийная демонстрация иллюстраций, предметов, словесные (беседа, объяснение, рассказ, игровые (дидактические игры, создание игровой ситуации).
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций на тему «Космос», беседы с детьми о Космосе и космонавтах, о планете Земля и Солнце. Чтение стихотворений и рассказов о Космосе. Экскурсия в Планетарий.
Ход образовательной деятельности:
1. Введение в игровую ситуацию
Воспитатель: (в группе) Доброе утро, ребята! К нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними и улыбнемся, чтобы у всех было хорошее настроение! (Ребята здороваются с гостями).
Воспитатель: А скажите, пожалуйста, вы любите путешествовать? (Да, любим)
Воспитатель: Что же, тогда приглашаю вас и наших гостей отправиться в необычное путешествие, согласны? A куда мы с вами отправимся скоро узнаем. Постройтесь, пожалуйста, парами, пригласите наших гостей. Наше путешествие начнется в музыкальном зале (Воспитатель вместе с детьми входят в музыкальный зал).
Инструктор: (воспитатель в костюме инструктора) Доброе утро, ребята! Рада вас приветствовать в Детском центре подготовки космонавтов! Сегодня я буду вашим инструктором.
Инструктор: Посмотрите вокруг. Как вы думаете, что же делают в Детском центре подготовки космонавтов? (Готовятся к полету в космос, тренируются и др.)
Инструктор: В нашем Центре не только готовят космонавтов, но и отправляют в настоящий космос!
Инструктор: A как вы думаете, что такое космос? (Предполагаемые ответы детей) А на чем летают в космос? (На ракете, на космическом корабле)
Инструктор: Молодцы! Ребята, а вы хотели бы полететь в космос? (Да, хотели бы)
Инструктор: А почему вы хотите туда отправиться? (Это интересно, хочется увидеть Землю, другие планеты и звезды и др.).
Инструктор: Как вы думаете, какими должны быть настоящие космонавты? (Смелыми, здоровыми, сильными, умными и др.)
2. «Космическая» полоса препятствий
Инструктор: Верно! А вы готовы стать настоящими космонавтами? (Да, готовы)
Инструктор: Хорошо! Но сначала нужно пройти спортивную подготовку.
Становитесь друг за другом! ( Дети строятся друг за другом и под веселую музыку проходят полосу препятствий: ходьба по ребристой дорожке с вытянутыми в стороны руками, перешагивание по массажным кочкам, прыжки в обручи на двух ногах).
Инструктор: Молодцы! Поздравляю всех с успешно пройденными испытаниями и вручаю вам отличительные значки юных космонавтов (Воспитатель раздает значки, на которых изображены разноцветные звезды : девочки получают значки с изображением разного количества звезд, мальчики - с изображением одной звезды).
Инструктор: Теперь вы готовы полететь в космос!
3. Актуализация ранее изученного
Инструктор: (обращая внимание детей) А вот и космический корабль, на котором мы с вами полетим в космос. Он уже ждет вас!
Инструктор: Встанем парами: мальчик приглашает девочку. Молодцы!
Инструктор: Объявляю посадку на космический корабль! Каждая пара занимает место с той цифрой, которая получится, если сосчитать, сколько всего звездочек нарисовано на значках у каждой пары (Ребята выполняют задание инструктора и занимают места на космическом корабле).
Инструктор: Молодцы! Все правильно заняли свои места. Садитесь поудобней, выпрямите спины и пристегните, пожалуйста, ремни. Внимание! Начитаем обратный отсчет : (хором) 10,9,8, …3,2,1 – пуск! (слайд 2)
Инструктор: Мы только что покинули пределы нашей планеты. Как называется наша планета? (Планета Земля) (слайд 3)
Инструктор: Давайте рассмотрим нашу планету из большого иллюминатора. Какой формы Земля? (Она имеет форму шара)
Инструктор: А как называется модель Земли? (Глобус)
Инструктор: Какая наша планета яркая и красивая! Как вы думаете, какие цвета преобладают? (Синий, коричневый, зеленый)
Инструктор: Посмотрите внимательно на нашу Землю, чего на ней больше суши или воды? (Воды больше, чем суши)
Инструктор: Молодцы! Подскажите, пожалуйста, как называется самая ближайшая звезда к нам? (Солнце) (слайд 4)
Инструктор: Верно! А для чего нам нужно Солнце? (Оно согревает все живое на Земле, вокруг всем становится тепло и весело)
Инструктор: Смотрите! Вот и конечный пункт нашего космического путешествия (слайд 5) - планета Знаний.
Инструктор: Внимание, космонавты! Отстегните, пожалуйста, ремни, и приготовьтесь к выходу из космического корабля! (Дети встают со своих мест и выходят из космического корабля). Посмотрите, как далеко мы улетели от нашей планеты и как много здесь звезд! (слайд 6).
4. Открытие нового знания
Инструктор: Ребята, как вы думаете, что такое звезды? (Предположения детей)
Инструктор: Звезды – это такие же «солнышки».
Инструктор: Как вы думаете, солнышко горячее или холодное? Большое или маленькое? А какого оно цвета? (Предположения детей)
Инструктор: Вот и все остальные звезды такие же огромные, горячие шары. Они кажутся нам очень маленькими, потому что находятся очень далеко от нас. А вот цвет у каждой звезды свой – красный, голубой, желтый, белый.
Инструктор: Смотрите, сколько разных звезд упало на планету Знаний. Давайте объединим их в группы с соответствии со схемами (Детям предлагаются три схемы с основными признаками звезд : цвет и величина).
Инструктор: Внимание, космонавты! Вам нужно разделиться на три команды по цвету звезд на ваших значках! (Дети делятся на три группы).
Инструктор: Каждая группа будет искать звезды того же цвета, что и на ваших значках и выкладывать их около соответствующей схемы. Но будьте внимательны, найденные вами звезды обязательно должны соответствовать заданию на схеме (Проводится игра «Объедини в группы»).
Инструктор: Давайте посмотрим, все ли справились с заданием? Какие звезды искала первая команда? (Большие, желтые). Вторая команда? (Маленькие, синие). Третья команда, какие звезды искали вы? (Красные, большие и маленькие).
Инструктор: Молодцы, ребята! Все справились с заданием! А сейчас, приглашаю вас в наш звездный кинотеатр, садитесь поудобнее (Дети рассаживаются на стульчиках напротив экрана).
Инструктор: На небе звездочки живут очень дружно, образуя звездные узоры (слайд 7). В них мы можем различать фигуры животных, разных предметов и даже людей. Такие группы звезд принято называть созвездиями.
Инструктор: Самые известные созвездия на небе – это Большая Медведица, а рядом - Малая Медведица (слайд 8).
Вот Медведица большая
Кашу звездную мешает
Большим ковшом
В котле большом,
А рядом тускло светится
Малая Медведица
Маленьким ковшичком
Собирает крошечки.
Инструктор: Эти созвездия на небе мы с вами находим по ковшам. Как вы думаете, как же эти две медведицы оказались вместе? (Предположения детей)
Давно это было (слайд 9). В одной деревне жила обычная семья мама и папа. И была у них доченька, очень и очень добрая девочка. Однажды в деревню, где они жили, один злой человек привез в клетке белого медвежонка (слайд 10). Он плакал, стонал и сосал лапу. Жители деревни возмущались, но только добрая девочка решилась попросить у злодея отпустить медвежонка (слайд 11). На просьбу он ответил так: «Я отпущу медвежонка в том случае, если кто-нибудь отдаст мне свои глаза». Девочка согласилась и сделала это. Злодей выпустил медвежонка, а девочка потеряла зрение. Медвежонок водил девочку по деревне за веревочку (слайд 12). А однажды люди заметили, как медвежонок уводит девочку по лунной дорожке на небо (слайд 13). На небосводе девочка превратилась в белую пушистую медведицу, а медвежонок так и остался медвежонком. С тех пор они всегда вместе (слайд 14). Вот какая грустная история про созвездия Большой и Малой медведицы!
Инструктор: А как вы думаете, сколько всего созвездий на небе? (Предполагаемые ответы детей). Каждый космонавт должен знать все созвездия, а их более 100. А какие созвездия знаете вы? (Предполагаемые ответы детей)
Инструктор: Чтобы нам познакомиться с другими созвездиями предлагаю вам немного поиграть и приглашаю вас пройти в «Звездную лабораторию» (инструктор вместе с детьми подходят к мольбертам).
Инструктор: Внимание, космонавты! Разделитесь, пожалуйста, на три команды по желанию и подойдите к мольбертам.
Инструктор: Перед вами «звездные» конверты, внутри которых находятся картинки с изображениями разных созвездий и животных. Вам нужно найти каждой картинке «звездную» пару (проводится дидактическая игра «Найди созвездие»).
Инструктор: Молодцы, ребята! Все ли команды правильно выполнили задание?
Инструктор: Все команды справились! Посмотрите на картинки и на изображения созвездий, попробуйте догадаться как называется каждое из них? (Созвездие Кит, созвездие Рыбы, созвездие Лев, созвездие Орел, созвездие Змея, созвездие Большой Медведицы). Все эти созвездия есть на небе и ночью мы их можем увидеть.
Инструктор: Нам пора возвращаться в Центр подготовки космонавтов. Встаньте, пожалуйста, парами: мальчик приглашает девочку. Прошу вас пройти на борт космического корабля и занять свои места.
Инструктор: Садитесь удобнее и пристегните свои ремни. Начинаем обратный отсчет : 10.9….2,1 – пуск! (слайд 15)
Инструктор: Пока мы с вами летим в Центр подготовки космонавтов поиграем немного с нашими пальчиками (проводится пальчиковая игра)
Раз, два, три — кнопку жми!
В космос полетели мы!
Полетели на ракете,
Оказались на планете.
Здесь растут цветы,
Много здесь воды,
Птицы распевают редкой красоты.
Растет здесь дивный лес,
В лесу полно чудес,
Животных самых разных
В лесу не перечесть,
И знает каждый малый,
И ты, и он, и я,
Прекрасная планета
Называется Земля.
5. Творческая работа.
Инструктор: Вот мы с вами снова оказались в Центре подготовки космонавтов. Прошу вас отстегнуть свои ремни, и приготовится к выходу из космического корабля (Дети выходят за инструктором из космического корабля).
Инструктор: Юные космонавты, приглашаю вас занять свои места за столиками. Давайте вспомним, что же мы узнали в нашем полете.
Инструктор: А помогут нам в этом необычные листы бумаги, которые лежат перед вами и краски. На этих листах спрятались звездные узоры — созвездия. Но для того, чтобы их увидеть нам нужно закрасить листы бумаги синей краской (Ребята выполняют предложенное задание).
Инструктор: Давайте посмотрим, что же у вас получилось? (Дети показывают творческие работы с созвездиями)
Инструктор: Как называются созвездия, которые у вас получились? (Созвездие Большой и Малой Медведицы)
Инструктор: Верно, ребята! Чтобы все увидели ваши созвездия создадим выставку у нас в детском Центре подготовки космонавтов (Ребята прикрепляют свои творческие работы на доску).
6. Рефлексия.
Инструктор: Молодцы, ребята! У вас получились очень красивые созвездия! Детский центр подготовки космонавтов выражает вам огромную благодарность за проделанную работу.
В этот момент в музыкальный зал входит воспитатель.
Воспитатель: Ребята, вот вы где! Где же вы были?
Воспитатель: Что же вы делали? А что нового вы сегодня узнали?
Воспитатель: Как интересно, а что вам больше всего понравилось?
Воспитатель: Очень рада за вас, ребята! Надеюсь, что новые знания вам обязательно пригодятся в жизни, а о сегодняшнем путешествии вы расскажите своим мамам и папам. А нам пора возвращаться в группу, приглашайте наших гостей.