Марина Старицина
Конспект непосредственной образовательной деятельности в младшей группе «Знакомимся с русской кухней»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности в младшей группе
.
Тема:
«Знакомимся с русской кухней»
.
Цель: Формирование эмоционально-положительного отношения к предметам быта русской традиционной культуры и обычаям русского народа.
Задачи:
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности в младшей группе „Знакомимся с русской кухней“» размещена в разделах
продолжать знакомить детей с предметами русского быта (печь, стол, лавка, с традиционной русской посудой (кружка, миска, горшок, чугунок, ложка, самовар, с домашней утварью (ухват, а также с их назначением;
обогащать и расширять словарный запас, используя малые формы
фольклора;
стимулировать проявление положительных эмоций при знакомстве с традиционной русской культурой;
способствовать отражению полученных впечатлений в речевой, игровой и коммуникативной деятельности;
развивать интонационную выразительность при чтении потешек, песенок, стихотворений;
развивать мелкую моторику, ритмичность, подвижность в играх.
Оборудование:
• в «русской избе»: стол, накрытый скатертью, на столе самовар и посуда (миски, ложки, кружки, сундук, лавки, русская печь, на печи горшок, чугунок, игрушка Котик (сидит на печи, у печи ухват, в печи противень с пирогами;
• ТСО: аудио запись русской народной мелодии «Матрёшки», фонограмма для русской народной игры «Шла коза по лесу»;
• Русские народные костюмы для воспитателя (хозяйка избы) и детей (гости).
Ход занятия.
Под русскую народную мелодию «Матрёшки» Хозяйка встречает гостей.
Хозяйка: Проходите, проходите, гости дорогие.
Вот изба моя большая,
Да красивая какая!
Нет уютнее местечка –
Тёплый дух идёт от печки.
А в углу сундук стоит.
Много он добра хранит!
Как уютно в нашей горнице:
Спозаранку печка топится,
Котик лапкой умывается…
Ну, а вам, ребята, нравится? (Дети отвечают).
Хозяйка: Ребятки, а вы знаете, как мой дом называется? (Выслушивает ответы детей). Правильно, мой дом называется русская изба. Я вас в гости ждала, поджидала, стол скатертью накрывала, да посуду расставляла.
нтересно вам, я вижу.
Подходите-ка поближе (дети встают вокруг накрытого стола).
На столе, пуская пар,
Стоит русский… самовар.
А вы знаете, для чего нужен самовар? (Выслушивает ответы детей). Правильно, самовар нужен, чтобы, чай кипятить. Вокруг самовара собиралась вся семья, да и гости тоже, чтобы чайку попить, да обо всём поговорить. К чаю подавали варенье, калачи, баранки, пряники, сушки да пироги.
Вот он какой важный наш самовар – собирает всех вместе и дарит всем добро и хорошее настроение.
Дети рассказывают стихи:
Самовар пыхтит, искрится –
Щедрый, круглый, золотой.
Озаряет наши лица
Он своею добротой
Сверху пар, снизу пар —
Шипит наш русский самовар.
Вот так мы живем:
Пряники да калачи жуем,
Чаем запиваем,
Всех в гости приглашаем.
Хозяйка: Ребятки, а куда же мы чай наливать будем? Правильно, в кружки. Посмотрите какие кружки у меня красивые. А что же ещё из кружек пить можно? (Пить чай, молоко, квас, кисель). А какую вы ещё посуду на столе видите? (Ответы детей).
Как вы думаете, для чего нужны тарелки и миски? (Есть суп, кашу, щи). Посмотрите, ребята, какие красивые у меня ложки. Как вы думаете, из чего сделаны ложки? (Выслушивает детей). Ложки вытачивали из дерева и украшали их резьбой. Потом ложки научились расписывать красивыми узорами. Знаете, ребятки, как я большой ложкой кашу мешаю? Вот так. (Показывает). А вы так умеете?
Пальчиковая игра «Кашку наварили»
Кашку наварили, (правой рукой, сжимая в кулаке «ложку», выполнять круговые движения перед собой)
В миски наложили, (выставить вперёд сначала одну ладонь, потом другую)
Ложечкой мешали, (указательным пальцем правой руки выполнять круговые движения по левой ладони)
Гостей угощали (выставить руки вперёд ладонями вверх).
Хозяйка: А для чего ещё можно использовать деревянные ложки? Ложки можно использовать, как музыкальный инструмент – на них можно играть.
Хозяйка: Ой, а кто это у нас там мурлычет? Да это же мой котенька-коток на печке пригрелся. Давайте подойдём к нему поближе. Как вы думаете, почему котик на печку залез? Потому что на печке тепло и пахнет вкусной едой.
(Дети подходят к русской печке)
Ребёнок рассказывает потешку:
Кот на печку пошёл,
Горшок каши нашёл,
На печи калачи,
Как огонь горячи.
Пряники пекутся,
Коту в лапы не даются.
Хозяйка: Давайте, ребятки, и мы у печки на лавочки присядем да погреемся (дети садятся на лавки).
Печь в доме самая главная. Как вы думаете почему? Потому что печь обогревает дом, на ней готовят пищу, а ещё в старые времена на ней даже спали.
Ребёнок читает стихотворение:
Русской печки нет добрее –
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать в тепле уложит.
Хозяйка: А вы знаете в чём я щи да кашу варю? Для приготовления щей да каши есть у меня глиняные горшки, а ещё есть у меня вот такой чугунок (показывает). А чтобы руки не обжечь, есть у меня ухват (показывает).
Есть у ухвата рожки
Чудные немножко.
Эти рожки – не бодать,
Чугунок в печи хватать.
Ухватом чугунок подхвачу, в печь поставлю, а потом из печи достану. Вот какая я ловкая. А ещё в своей печи я пироги пеку вкусные – и с вареньем, и с морковкой, и с капустой. Все любят пироги. А вы, ребятки, пирожки любите?
Ребёнок:
Люли-люли-люленьки,
Прилетели гуленьки,
Стали гули говорить
Чем ребяток накормить,
Один скажет кашкою,
Другой – простоквашкою.
Третий скажет – молочком,
А четвертый – пирожком.
Хозяйка: А вы знаете как пироги стряпают? Ну-ка, готовьте ладошки, да показывайте, как тесто замешивают.
Пальчиковая игра «Тесто»
Тесто мы месили (сжимаем кисти рук – «месим»,
Пирожки лепили («лепим ладошками пирожки»,
Шлёп-шлёп, шлёп-шлёп (хлопки ладошками,
Слепим мы большой пирог! (Разводим руки в стороны).
Хозяйка: А давайте, ребятки, пока пироги мои в печи пекутся, мы с вами поиграем.
Ребёнок:
Как у наших ворот
Собирался народ.
Собирался народ
На весёлый хоровод!
Хозяйка:
И я тоже рядом встану,
От ребяток не отстану!
Хороводная игра «Шла коза по лесу» (под фонограмму).
Ой, тень-потетень, толи ночь, толи день (хлопают в ладоши с одной и с другой стороны).
Ты мой друг и я твой друг, выходи скорее в круг (дети берутся за руки).
Шла коза по лесу, по лесу, по лесу (дети идут хороводом, ведущий в кругу идет противоходом,
Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу (ведущий выбирает другого ребёнка, танцуют в кругу, дети танцуют вместе с ними).
Раз, два – руки в боки, ходят ноги по дороге (ставят руки на пояс, шагают на месте, высоко поднимая ноги)
Три, четыре, пять в уме – говори скорее «мее» (шагают, потом делают "рожки" и говорят "Мее")
Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем, (прыгают)
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем, (дрыгают ножками)
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем, (хлопают в ладоши)
И ножками потопаем, потопаем, потопаем, (топают)
Головкой покачаем, качаем, качаем, (качают головой)
И снова начинаем мы песенку свою (игра продолжается с новым ведущим!
Шла коза по мостику, по мостику, по мостику (дети идут хороводом, ведущий в кругу идет навстречу хороводу,
Нашла козу без хвостика, без хвостика козу (ведущий выбирает другого ребёнка, танцуют в кругу, дети танцуют вместе с ними).
Раз, два – руки в боки, ходят ноги по дороге (ставят руки на пояс, шагают на месте, высоко поднимая ноги),
Три, четыре, пять в уме – говори скорее «мее» (шагают, потом делают "рожки" и говорят "Мее")!
Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем, (прыгают)
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем, (дрыгают ножками)
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем, (хлопают в ладоши)
И ножками потопаем, потопаем, потопаем, (топают)
Головкой покачаем, качаем, качаем, (качают головой)
И снова начинаем мы песенку свою (игра продолжается с новым ведущим!
Шла коза дорогою, дорогою, дорогою дети идут хороводом, ведущий в кругу идет навстречу хороводу,
Нашла козу безрогую, безрогую козу (ведущий выбирает другого ребёнка, танцуют в кругу, дети танцуют вместе с ними).
Раз, два – руки в боки, ходят ноги по дороге (ставят руки на пояс, шагают на месте, высоко поднимая ноги),
Три, четыре, пять в уме – говори скорее «мее» (шагают, потом делают "рожки" и говорят "Мее")!
Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем, (прыгают)
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем, (дрыгают ножками)
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем, (хлопают в ладоши)
И ножками потопаем, потопаем, потопаем, (топают)
Головкой покачаем, качаем, качаем, (качают головой)
И больше петь не будем мы песенку свою (дети из круга встают в общий круг, игра заканчивается общим хороводом)
Хозяйка:
Славно мы играли, пели,
Пироги уже поспели.
Пирожки капустные
Очень даже вкусные. (Достаёт из печи пироги).
Угощайтесь гости дорогие!