Наталья Ибрагимова
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие к народным умельцам»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Ибрагимова Наталья Александровна, воспитатель МБДОУ детский сад № 4 «Чиполлино», г. Саяногорск
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Путешествие в мастерскую к народным умельцам». Данный материал будет полезен воспитателям старших групп. Этот конспект направлен на воспитание интереса к народному декоративно-прикладному искусству.
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе „Путешествие к народным умельцам“» размещена в разделах
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие к народным умельцам»
[/b]
Цель:
- создание условия для развития интереса к народному декоративно-прикладному искусству.
Задачи:
- создать условия для творчества детей по мотивам дымковской игрушки (барыни).
- способствовать обогащению представления детей об этапах изготовления и характерных особенностях дымковской игрушки барыни.
- обеспечить самостоятельность в выборе узора (росписи) барыни.
Предварительная работа:
-рассматривание дымковских игрушек, открыток с дымковской росписью, иллюстраций
- беседа о народных промыслах
- декоративное рисование
- заучивание стихотворений
Словарная работа:
Дымковские игрушки, глина, узор (роспись, народные промыслы
Оборудование и материалы: дымковские игрушки, аудиозапись с русскими народными напевами, скатерть в народном стиле, колокольчик с дымковской росписью, самовар. Мини-мастерская: красная глина, доска, иллюстрации с поэтапным изображением приемов работы по изготовлению игрушки, кисти, акриловая краска, дидактическая игра «Что лишнее», сундучок, письмо от Марьи-искусницы.
Ход образовательной деятельности:
1. Вводная часть (организационный и мотивационный момент).
Воспитатель: Колокольчик озорной, ты ребят в кружок построй. Собрались ребята в круг, слева - друг и справа - друг. Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся. Дети становятся в круг.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой красивый и веселый в моих руках колокольчик. Какой росписью он украшен? (Рассуждение детей).
Воспитатель: Прошу пройти к столу, на котором выставлены разные изделия дымковских мастеров. (Дети подходят к столу).
Да, ребята, дымковские изделия нам с вами хорошо знакомы. Все игрушки не простые, а волшебно расписные. Удивительному чуду мы поклонимся не раз. О древней дымковской игрушке начнем рассказ?
Ребята, а кто помнит, где зародилась дымковская игрушка? Почему это место так называется? (если затрудняются, говорю сама).
Молодцы! Эти удивительные изделия сделаны из глины и расписаны мастерами-художниками. Назовите основные элементы этой росписи. Дети: волнистые и прямые линии, круги, овалы, точки, кольца.
Воспитатель: Давайте отправимся в мастерскую к народным ремесленникам? Закроем глаза, покружимся и скажем вместе со мной волшебные слова: «Вертись, кружись в мастерской окажись!» (Дети кружатся и повторяют слова за воспитателем).
2. Основная часть.
В другой части группы «устроена» небольшая мастерская: стол, на нем доска и красная глина на ней, на стене прикреплены иллюстрации с поэтапным изображением приемов работы по изготовлению дымковской игрушки.
Воспитатель: Посмотрите, как интересно: здесь инструменты мастера: доска (ее клали себе на колени и начинали лепить дымковские игрушки, стека, кисти, краски, красная глина, из которой делают игрушки. Посмотрите перед нами схема (алгоритм) поэтапного изготовления дымковской игрушки:
1) сначала мастера лепили мелкие части игрушки
2) потом из отдельных частей составляли целое
3) затем дымковскую игрушку обжигали в печи при очень высокой температуре
4) потом покрывали меловым грунтом, т. е. белили ее
5) затем расписывали краской
6) вот игрушка и готова
Воспитатель: А вот на столе картинки с изображением изделий народных промыслов, здесь «Хохлома», «Дымка», «Гжель», «Городец», «Филимоново», я предлагаю поиграть в игру «Убери лишнее». На столе надо оставить только картинки с дымковскими игрушками. Дети играют в игру «Убери лишнее».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь сундучок, а в нем чья-то фотография и письмо. Читаю письмо:
«Дорогие ребята! Я – мастерица музея дымковской игрушки Марья-искусница. Хочу попросить вас о помощи. Мне пришлось срочно уехать в Москву на выставку, поэтому я не успела расписать барыней, которые вы обнаружите рядом с сундучком. Барыней я отвезу на весеннюю ярмарку Свистуньи. Я уверена, что у вас все получится. Заранее большое спасибо. С уважением, Марья-искусница!»
Воспитатель: Вы хотите помочь мастерице? Как мы можем ей помочь?
Предлагаю вам на время стать помощниками мастера – подмастерьями и занять рабочие места. Здесь есть все для работы, желаю вам хорошо потрудиться! Дети занимают места за столами.
Воспитатель: Я хочу вам напомнить, если вы хотите украсить игрушку колечками, то их рисуем кончиком кисточки, точки – горошины будем наносить ватной палочкой способом примыкания
Физ. минутка
Воспитатель: Прежде, чем начать расписывать игрушки, предлагаю пальчики размять.
В нашей группе все друзья. (Дети ритмично стучат кулачками по столу.)
Самый младший — это я. (Разжимают кулачки, начиная с мизинчика)
Это Маша,
Это Саша,
Это Юра,
Это Даша.
Воспитатель включает аудиозапись с русскими народными напевами. Дети приступают к работе. Воспитатель сопровождает речью их действия, помогает наводящими вопросами и уточнениями.
3. Завершение образовательной деятельности.
Подведение итогов, рефлексия деятельности детей.
Воспитатель: Молодцы! Давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили? Что делали? Что больше всего понравилось? А сейчас нам пора в группу. Закрываем глаза и говорим: «Крутись, вертись, в группе окажись».