Наталья Бартновская
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по нравственному воспитанию «Добро и зло»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: раскрыть сущность полярных понятий – “добро” и “зло” и эмоций, которые им соответствуют; учить детей активно защищать свою нравственную позицию; учить достойно признавать свою неправоту в суждениях и поступках; закреплять умение облекать своё внутреннее состояние в словесную форму; продолжать формирование представление о том, что доброта, вежливость, есть проявление красоты души. учить выбирать цветовую гамму для отражения понятийдобро и зло. Учить детей конструктивным способам снятия напряжения, связанного с чувством злости. расширять словарный запас слов. подвести детей к пониманию доброты как основы взаимоотношений между людьми.
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по нравственному воспитанию „Добро и зло“» размещена в разделах
- Добро и зло. Конспекты занятий, бесед
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Предшествующая работа: игра “Добро и зло”, игра “Два волшебника”, рисование на тему “Добрый и злой”, игра “Наше настроение”, упражнение “Расскажи о своём настроении”, игра “Гневная гиена”, упражнение-тренинг “Злюка”.
Материалы: дорожки – зелёная, красная, синяя, цветик-семицветик, золотые и серебряные фишки, куклы в костюмах нищенки-матери и мальчика-звезды; картонные сердечки, ярко оформленные; две тарелочки: в одной конфеты, а в другой серые квадраты, иллюстрации сказочных героев, незаконченные пиктограммы с гномами, фломастеры, запись песни В. Шаинского “В мире много сказок”.
Ход занятия
Воспитатель обращает внимание детей, на то что где-то рядом слышна песня. В гости приходит мальчик Антоша (заранее подготовленный ребёнок) и поё т отрывок из песни старухи Шапокляк:
Кто людям помогает, теряет время зря –
Хорошими делами прославиться нельзя.
И я вам предлагаю всем делать точно так,
Как делает старуха по кличке Шапокляк.
Воспитатель встречает гостя : - Здравствуй, Антоша! Познакомься с ребятами. - А что за песню ты нам сейчас спел?
Антошка: А разве вы её не знаете? Это моя любимая песенка из мультфильма. А из какого-пусть ответят дети! Дети узнают знакомый мультфильм “Чебурашка и крокодил Гена”.
Воспитатель : Ребята, а чью песенку спел Антошка? (Старухи Шапокляк). Почему с ней никто не хотел дружить? (Потому что она было злой, вредной, всех обижала и обманывала).
Антошка: А разве можно вести себя по-другому?
Воспитатель : предлагает Антошке и всем ребятам отправиться в “Страну добрых дел”, чтобы научиться делать добрые дела. Дойти в страну можно по цветным дорожкам, дети выбирают цвет дорожки из “волшебного мешочка”. Дети идут по одной из цветных дорожек. На красной дорожке “вырос необычный цветок”.
Игра “Цветик-семицветик”
Для игры понадобиться цветик-семицветик, а также золотые и серебряные фишки. Каждый ребёнок срывает лепесток, загадывает самое заветное желание. Рассказать о нём другим можно только тогда, когда лепесток “облетит весь свет” дети кружатся с лепестками, проговаривая слова: “Лети, лети, лепесток, через Запад на Восток, через Север, через Юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, быть по-моему вели!”. Дети по очереди рассказывают о своих желаниях. Если загаданное желание связано с удовлетворением личных потребностей он получает серебряную фишку, а если оно имеет общественное значение – золотую. В конце игры воспитатель предлагает обсудить, какие желания понравились всем детям и почему, подводит детей к умению сострадать, переживать, сопереживать.
Далее на их пути встречаются “Звёздный мальчик” и Нищенка” (куклы на столе).
Воспитатель. Мы с вами читали сказку “Мальчик-звезда”. Много говорили о героях сказки. Сегодня я предлагаю вспомнить эту сказку. Коротко напоминаю краткое содержание.
Однажды в зимнюю стужу двое лесорубов увидели, как с неба упала яркая звезда. В складках плаща они увидели не звезду, а маленького ребёнка. Один из лесорубов взял дитя и, несмотря на бедность и голод, принёс его к себе в дом. Вырос мальчик очень красивым, но злым, гордым и жестоким. Однажды, когда в их селение пришла женщина, он закидал её камнями и не хотел поверить, что нищенка – его мать.
Воспитатель : Дети, у вас есть сердечки. Я предлагаю подарить их тому герою сказки, который вам понравился. Дети кладут сердечки рядом с героями сказки. Педагог в этот момент незаметно помещает две тарелочки рядом с куклами: у нищенки в тарелке серые квадратики, а у мальчика-звезды – яркие настоящие конфеты.
Воспитатель : Дети, а герои сказки хотят сделать вам подарки. Возьмите себе сами подарки, но у того героя, который вам очень понравился, у того человека, который вам особенно приятен. Когда предложенные подарки взяты детьми, воспитатель обращает внимание на то, что все свои сердечки дети отдали нищенке.
Воспитатель : Ведь вы свои сердечки отдали нищенке, а почему же решили взять конфеты у жестокого мальчика-звезды? Нужно видеть смятение детей.
Воспитатель : Да, дети, искушение велико. Говорить красиво легко, а поступать так всегда – сложно. Этому нужно учиться всю свою сознательную жизнь. Воспитатель читает сказку дальше. - Вдруг, после того как нищенка-мать ушла из селения, мальчик-звезда превратился в чудовище. Он тогда понял, что поступил плохо, и три полных года искал по свету свою мать. Много лишений и испытаний пришлось на его долю, пока он опять не стал красивым. Он встретил нищенку и повинился перед ней. Вдруг нищенка превратилась в королеву. А вскоре мальчик-звезда стал властелином города. Он был справедливым, по-доброму относился к сиротам, бедным и больным.
Воспитатель : Вот так счастливо закончилась эта сказка. Скажите, дети, вы жалеете о том, что взяли конфеты с тарелочки мальчика-звезды? (Ответы детей.) А теперь давайте выберем дорожку, по которой пойдём дальше.
Воспитатель : Ребята, здесь лежат волшебные очки, через которые можно разглядеть всё то хорошее, что есть в каждом из Вас. Давайте примерим эти очки и посмотрим внимательно друг на друга. Нужно постараться в каждом увидеть как можно больше хорошего и рассказать об этом (Рассказы детей.)
“Упражнение-тренинг “Злюка”
Воспитатель : Я сейчас превращу кого-нибудь из вас в “Злюку”. Дети стоят в кругу, в центре круга стоит “Злюка”. Все вместе повторяют:
Жила-была маленькая девочка
Маленькая девочка сердита была.
Ребёнок, выполняющий роль Злюки, должен передать с помощью мимики и пантомимики соответствующее эмоциональное состояние (сдвигает брови, надувает губы, размахивает руками) при повторении упражнения всем детям предлагается повторить движения и мимику сердитого ребёнка. А сейчас давайте потопаем ногами, надуем шарик и всю свою обиду и гнев поместим в воздушный шарик, завяжем его и отпустим в небо, представьте себе как этот шарик исчезает в голубом небе, а вместе с ним исчезает вся наша злоба и обиды.
Воспитатель : У нас осталась ещё одна дорожка, которая ведёт в “Страну добрых дел”. Вот ещё одно задание нам нужно из имеющегося набора красок подобрать цвета к сказочным персонажам: Кощей Бессмертный, Василиса Прекрасная, Баба Яга, Доктор Айболит, Бармалей, Снежная Королева, Колобок, Красная шапочка.
Воспитатель : обращает внимание детей на незаконченные рисунки. Ребята, смотрите, что здесь лежит. Это портреты гномов, смотрите здесь и добрые гномы и злые, но каждый рисунок не закончен, где то художник нарисовал брови, но забыл нарисовать рот, а где-то наоборот. Рассмотрите каждый рисунок. Определите, какой это гномик, добрый или злой, и дорисуйте недостающие части лица. (Дети выполняют задание.)
Воспитатель : Какие гномы вам нравятся больше? (Ответы детей) Вот мы и выполнили все задания и оказались в “Стране добрых дел”. “Страна добрых дел” она рядом с нами, и совсем не нужно никуда идти, только нужно научиться сострадать, переживать и сопереживать, научиться не поддаваться искушениям, видеть друг в друге как можно больше хорошего, не давать волю злости и гневу, ценить доброту и отзывчивость. Всему этому мы учились сегодня на занятии. И я думаю, что нашу группу можно теперь назвать “Страной добрых дел”. Я думаю и Антошка понял, что прославиться можно только хорошими делами. В конце занятия включается фонограмма песни В. Шаинского “В мире много сказок”. Все веселятся, танцуют, радуются, обнимаются.