Валентина Тихомирова
Конспект непосредственной образовательной деятельности «В гостях у времён года» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта
Совместной деятельности воспитателя с детьми
Дата проведения:
ФИО педагога:Тихомирова В. А
Возрастная группа детей : Подготовительная «А»
Тема совместной деятельности : «В гостях у времён года»
Цель: Развитие восприятия целостной картины мира: познавательных, творческих, социально-коммуникативных способностей воспитанников посредством обобщения знаний о временах года, их признаках; систематизации о цикличности времён года и формирование у воспитанников привычки к здоровому образу жизни с помощью здоровьесберегающих технологий.
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности „В гостях у времён года“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2020
Психолого-педагогические задачи:
Образовательные : Обобщить знания о временах года, о быстротечности времени, о явлениях в живой природе. Расширять, уточнять и активизировать словарь. Учить воспитанников вести себя уверенно и свободно, отвечать на вопросы взрослых, обосновывать свои ответы.
Развивающие: Развивать связную речь, логическое мышление, воображение, внимание, память, любознательность. Развивать желание помочь сказочному герою, проявив при этом знания временных представлений. Поощрять умения воспитанников делать предположения последующих выводов. Формировать коммуникативные способности.
Упражнять в умении устанавливать причинно - следственные связи в живой природе.
Воспитательные: Воспитывать желание видеть и познавать новое через ближайшее окружение. Воспитывать умение видеть прекрасное в природе. Воспитывать аккуратность в работе, самостоятельность. Воспитывать интерес и желание идти в школу, воспитывать внимательность, любознательность, активность. Воспитывать инициативность, навыки сотрудничества, коллективизма на занятии, правила поведения. Терпение, желание фантазировать, радоваться своей работе.
Здоровьесберегающие: Формировать умение сохранять правильную позу при работе за столом с тематическими картинками: не горбиться, не наклоняться низко над столом: сидеть свободно не напрягаться.
Оздоровительные: Используя здоровьесберегающие технологии повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
Интегрируемые образовательные области : познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, безопасность, художественно- эстетическое развитие, здоровье
Виды детской деятельности : игровые, практические, словесные, наглядные.
Форма организации детей: групповая
Предварительная работа: Изучение методической литературы, подбор музыкальных произведений на тему: «Времена года»; беседа с детьми о временах года (единица измерения времени, о последовательности 12 месяцев, которые составляют год, их цикличность и последовательность; признаки времен года; отгадывание загадок, подготовка дидактического и раздаточного материала; рассматривание с воспитанниками иллюстраций о временах года;, рассматривание иллюстраций, подбор по теме игр, физминутки, пальчиковой гимнастики, подготовка сюрпризного момента. Изготовление раздаточного материала для воспитанников («Домики времен года» с тематическими картинками «признаки времен года»). Украшение зала: картинки по временам года. Календари для сюрпризного момента. Составление презентации «В гостях у времен года».Работа с календарём (последовательность времен года, месяцев, знакомство с названиями месяцев, разучивание физминутки, пальчиковой гимнастики.
Оборудование: мультимедийный проектор, слайды к занятию (презентация, музыкальные композиции. Бумажные снежинки для дыхательной гимнастики «Ветерок», влажные салфетки, тканевые салфетки., клей. Плоскостные деревья на каждого воспитанника для аппликации. Часы – схема «Времена года». «Домики времен года» на каждого воспитанника с тематическими картинками – признаки времен года. 4 конверта: со снежинками, с бабочками, с ромашками, с осенними листочками для волшебного леса. Картинка старика Годовика. Видеофизминутка гимнастика для глаз «Солнечный зайчик». Календари на каждого воспитанника для сюрпризного момента. Мольберт, скотч или магнитная доска с магнитами, мяч.
Части НОД Деятельность воспитателя Деятельность детей
1 часть – вводная
Цель: формирование интереса к непосредственно образовательной деятельности.
Создание образовательной ситуации Ребята, давайте поприветствуем друг друга.
Дети здороваются друг с другом
Мотивация детей на предстоящую деятельность Приветствие «Доброе утро!»
(Приложения №1)
Я вижу, что у всех хорошее, доброе настроение. Ребята у нас сегодня в гостях старик Годовик, его зовут так, потому что он хранитель времени. Он строго следит за тем, чтобы время шло своим чередом и никогда не путалось. Он просит вас о помощи, его волшебный лес заколдован и его нужно расколдовать. А чтобы это сделать нужно отправиться в путешествие. Но путешествие у нас будет необычное. Вы готовы? Поможем Старику Выполняют движения в соответствии с текстом вместе с воспитателем.
Дети отвечают Да!
2 часть – основная
Цель:
Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми Отгадайте загадку:
Четыре ковра рукодельницы ткут
Один за другим их на землю кладут
Белый, зеленый, пестрый и желтый.
Ответ здесь мудреный
Его нашёл ты?
А если 4 времени (зима, весна, лето, осень, как это назвать?
Кто догадался, где мы сегодня с вами будем путешествовать?
Мы будем путешествовать по временам года. А помогут нам в этом волшебные часы.
На сколько частей поделён круг?
Значит сколько времен года мы посетим?
У каждого времени года по три месяца, а всего месяцев 12, которые составляют ГОД!
Путешествовать мы будем на необычном сказочном транспорте - ковре-самолете. Ребята, как вы думаете, почему именно этот транспорт я выбрала для нашего путешествия в мир природы?
1 остановка «Зима» :
С какого времени года начинается новый год?
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет –
Когда это бывает?
Мы отправляемся в гости к зиме.
- А вот и домик зимы. Надо выполнить её просьбу
- Ребята назовите зимние месяцы
А теперь подберите картинки в зимний домик. Как меняется природа зимой?
Ребята, я предлагаю каждому из вас сдуть со своей ладошки снежинку.
Дыхательная гимнастика «Ветерок»
(техника выполнения упражнения для развития речевого дыхания)
(Приложения №2)
Зима дарит вам свои снежинки для волшебного леса. Теперь вы, ребята ….)- хранители снежинок.
Своё путешествие мы продолжим с зимним ветром:
Физкутминутка с артикуляционной гимнастикой: «Зимние ветра» (ЗКР).
(Приложения №3)
2 остановка:
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой – улей – пчела
Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Что хорошего вы знаете о весне? (признаки весны).
Назовите весенние месяцы
А теперь подберите картинки в домик весны
Молодцы! Весна в подарок дарит вам своих бабочек для волшебного леса
Продолжим наше путешествие.
3 остановка: Весна пройдет, а за нею …
Солнце печёт,
Липа цветет,
Рожь колосится,
Золотится пшеница,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
«Часы показали, что лето пришло.
- А вот и домик лета.
- Ребята назовите летние месяцы
А теперь подберите картинки в домик лета
Лето дарит вам в подарок ромашки для волшебного леса. Удачи.
Продолжим своё путешествие с солнечными зайчиками (гимнастика для глаз)
4 остановка: Прошло лето, а за ним…
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает,
Когда это бывает?
- А вот и домик осени
- Ребята назовите осенние месяцы
А теперь подберите картинки в домик осени
Воспитатель обращает внимание на ежа и предлагает спеть ему песенку
Пальчиковая гимнастика: «Перина для ежа»
Молодцы! Осень дарит в подарок свои осенние листочки.
Вот и опал с дерева последний листочек, наступили холода, и пришла…
После зимы наступит снова…
Вернулись мы к началу путешествия. Мы с вами двигались по кругу. Когда проходят все четыре времени года, проходит целый год.
Вот мы и побывали в гостях у всех времен года, получили от них подарки для нашего волшебного леса.
Расколдовываем лес: давайте наклеим на деревья подарки от времен года – зима (снежинки, весна (бабочки, лето (ромашки, осень (осенние листочки).
Какие деревья по временам года у вас получились? Выкладываем на столе наш волшебный лес из времен года.
Посмотрите, наш волшебный лес расцвел всеми временами года.
Игра в кругу с мячом (обратная связь) :
- Куда мы с вами сегодня путешествовали?
- Перечислите последовательность времён года.
- Что вам понравилось, запомнилось?
- какие задания показались для вас самыми трудными? Легкими?
- А самыми интересными?
- А какое у вас сейчас настроение?
Давайте наше хорошее настроение подарим другим
Времена года
Год
По временам года
На 4 части
Четыре: зима, зима, весна, лето, осень
ковер -самолет не загрязняет окружающую среду, сверху лучше видны все красоты природы
Зимой
Декабрь, январь, февраль
признаки зимы: снег, лед, деревья без листвы, санки, коньки, лыжи, снегири, медведь впадает в спячку и т. д.
вместе с воспитателем выполняют гимнастику.
3-ое воспитанников берут конверт со снежинками для волшебного леса.
Воспитанники выходят на ковер для выполнения физминутки.
Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым
Этап осуществления самостоятельной работы с детьми
3 часть – заключительная
Цель: подведение итогов нод.
Подведение итогов деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей Замечательное у нас сегодня получилось путешествие. Мы познакомились со стариком Годовиком и узнали, что времена года и месяцы – это единицы времени. И они следуют друг за другом в определенном порядке.
Вы были самыми умными и смекалистыми! Молодцы! вы помогли временам года украсит домики и оживить волшебный лес. Желаю вам успехов в школе, где вы добудете ещё много знаний! Старик годовик дарит вам календари на память о нашем путешествии
Плавный вывод детей из НОД в самостоятельную деятельность
Приложение 1
Приветствие «Доброе утро!»
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро — солнцу и птицам (соответствующее движение)
Доброе утро — приветливым лицам!»
Доброе утро! Улыбнись скорее!
И сегодня весь день будет веселее (движения по тексту)
Мы погладим лобик, носик и щечки,
Будем мы красивыми как в лесу цветочки.
Разотрем ладошки-сильнее, сильнее,
А теперь похлопаем-дружнее, дружнее
Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережем
Улыбнемся снова- "Будьте все здоровы"!
(Подарим улыбки друг другу и гостям).
Приложение 2
Дыхательная гимнастика «Ветерок»
(техника выполнения упражнения для развития речевого дыхания)
Поднять голову вверх, воздух набрать через нос (вдох мягкий и короткий)
Плечи не поднимать
Опустить голову, выдох на ладошку (сдуваем снежинку) – выдох длительный, спокойный.
Необходимо следить за тем, чтобы не надувались щёки.
Нельзя много раз повторять упражнение, т. к. это может привести к головокружению.
Приложение 3
Физкутминутка с артикуляционной гимнастикой: «Зимние ветра» (ЗКР).
Заметет дорожки пороша: «ш - ш –ш - ш», (дети двигают опущенными вниз руками из стороны в сторону).
Завьюжат вьюги: «в- в- в- в», (круговые движения руками).
Закружит метель: «у- у- у- у», (дети кружатся и садятся).
Приложение 4
Пальчиковая гимнастика: «Перина для ежа»
«Мама ежиха, затеяв уборку, (трясут кистью)
Стала труху из перины трясти.
И попросила Ёжика в норку (ритмично стучат кулачками по столу)
Для новой перины листвы принести
Ёжик клубком по листве покатился
И в незнакомом лесу очутился. (оглядываются, пожимают плечами)
Ёжику страшно. Иголки дрожат (шевелят пальцами)
И полетел со спины листопад
Вихрем летели из новой перины
Листья берёзы и листья осины, (на каждое название листа загибают по одному пальчику
Кисти рябины, ладошка кленовая, на обеих руках).
Дуба листочек, да шишка сосновая.