Ирина Новикова
Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием игровой обучающей ситуации «Путешествие на Байкал»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие умения детей находить Байкал на карте, рассказывать о нем. Систематизирование и закрепление знаний детей об озере Байкал, о многообразии рыбного богатства озера, об эндемиках Байкала. Знакомство с рыбой озера Байкал - тайменем, особенностями его внешнего вида, способах передвижения, питания. Развитие познавательного интереса, мыслительной активности, мышления, речи, через коммуникативные формы общения. Развитие способностей детей анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Обогащение словаря детей словами: таймень, широколобка, подкаменщики. Воспитание бережного отношения к природному наследию Сибири, желание беречь Байкал и его обитателей.
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием игровой обучающей ситуации „Путешествие на Байкал“» размещена в разделах
- Байкал, озеро
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Предшествующая работа: Просмотр слайдовых презентаций по теме «Рыбы Байкала», чтение познавательной литературы по теме, знакомство с журналом «Сибирячок», чтение статей из него, рассматривание иллюстраций, рисование схем, различной тематики.
Ход: Воспитатель вносит в группу новый номер журнала «Сибирячок», предлагает детям рассмотреть его. Дети находят в журнале карту, с нарисованным на ней маршрутом путешествия и письмом от Сибирячка.
Письмо от Сибирячка: Здравствуйте, дети. Меня зовут Сибирячок. Я приглашаю самых любознательных, внимательных, находчивых дошколят совершить увлекательное путешествие по озеру. Озеро - хранит в себе очень много разных тайн. Узнать о них вы сможете, если будете следовать по карте маршрута. Я верю, что вам понравится это путешествие! Вперед! Доброго пути! Воспитатель: Что изображено на карте? Что вы видите на карте? Какое это озеро (Байкал). Почему вы решили что это озеро называется Байкал (потому что Байкал имеет форму молодого месяца. Таким он виден из космоса). Где находится это озеро, наверное, в Сочи или Крыму? (нет, Байкал находится в Сибири. Край, где расположен Байкал, называют Прибайкальем). Оно, наверное, мелкое и соленое? (Байкал – самое глубокое озеро в мире. Это колодец планеты с чистой питьевой водой. Если бы на земле вдруг исчезли все источники питьевой воды и остался только один Байкал, то все люди земного шара, пользуясь его водой, смогли бы жить полвека. Это озеро очень красивое). Но ведь приглашает Сибирячок любознательных, внимательных и находчивых детей, а вы такие ребята (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, как вы много знаете об озере Байкал, как интересно рассказываете, что мне тоже захотелось отправиться в путешествие. Как было бы хорошо, оказаться сейчас на Байкале. Жаль, что это невозможно…. Или возможно (возможно, ведь можно посмотреть фильм о Байкале, презентацию об озере, фотоальбомы, прочитать книги о путешествиях на Байкал, поиграть в сюжетно-ролевые игры про Байкал и тд.) На чем мы могли бы отправиться в путешествие? (варианты ответов детей).Но у нас нет такого транспорта, что нам делать? (построить автобус из модулей, дети его строят).
Воспитатель: Наш автобус готов к поездке. Что необходимо еще взять с собой в путешествие? (теплые вещи, фотоаппарат, телефон, воду, бутерброды, фрукты, аптечку и др. Дети обьясняют для чего нужны те или иные вещи. Находят их в группе и кладут в сумку и несут в автобус.) А еще нам нужно выбрать водителя, который будет управлять нашим автобусом. Какими качествами должен обладать, водитель (он должен быть ответственным, внимательным). Кто это может быть и почему? (Ваню Д., потому что….) А еще нам нужно выбрать человека, который будет отвечать за карту? Кому мы можем доверить это ответственное поручение? (Матвею Б, потому что) Он ответственный? Ему нужно смотреть на карту, говорить что мы будем делать и вычеркивать уже выполненные задания. (воспитатель отдает ребенку карту, фломастер и сумку для их хранения) Какими качествами должен обладать фотограф? (должен быть внимательным, усидчивым, терпеливым, наблюдательным,спокойным) Кто из наших ребят соответствует данным качествам? Кого выбираем и почему? (Диму, потому что). Все взяли? Ничего не забыли? Давайте оденемся тепло чтобы не замерзнуть (оденем носки, колготки, валенки, шапки, шубы, варежки, завяжем шарфы, поможем друг другу. Садитесь поудобнее мы отправляемся! Мальчики пропускают вперед девочек, а потом садятся сами. Воспитатель: Посмотрите, мы подъезжаем к озеру. Как красиво вокруг, какой свежий воздух, какое голубое небо и синяя вода Байкала. Выходим из автобуса. Матвей, посмотри на карту, куда нам нужно идти (мальчик смотрит на карту и ищет изображение синей рыбки на предметах группы). Как вы думаете, кто главные обитатели этого озера? И задания именно про них, как вы думаете, что нужно сделать? (Нужно из всех представленных карточек выбрать только те, которые относятся к рыбам и рассказать о них) (Дети выбирают нужные карточки. Составляют рассказ по схемам: Тело рыбы имеет обтекаемую форму, дышит жабрами, размножается икринками, тело покрыто чешуей, есть плавники, хвост, глаза расположены по обе стороны головы. Рыбы не тонут, потому что у них есть воздушный пузырь. Вывод: рыбы – это живые объекты природы. Дети помогают затрудняющимся, дополняют ответы других детей). Физминутка "Рыбка" Рыбка рыбке говорила, Плавничками шевелила: "Чтобы быть здоровой, гладкой, Будем делать мы зарядку. Хлоп направо, хлоп налево, Мы стройны, как королевы! Будем хвостиком вилять: Раз, два, три, четыре, пять!
Воспитатель: Давайте обратимся к карте, что у нас дальше по плану? (Ищем в группе изображение с зеленой рыбкой). Место обитания байкальских рыб озеро Байкал. Люди едут на Байкал, чтобы отдохнуть, полюбоваться красотой. Но не все туристы ведут себя правильно. Вот и берег озера, кажется здесь уже побывали люди. Давайте представим, что мы жители озера - байкальские рыбы. Все ли вам нравится в воде и на берегу, после посещения отдыхающих?
-Олеся, ты кем себя представила? Что тебе не нравится? Что бы ты хотела изменить?
-Дима, что бы ты почувствовал, после посещения таких гостей? Какое бы у тебя было настроение? (игровое проживание, принятие детьми роли, чтобы узнать чувства и настроение рыб)
Воспитатель:(Ищем изображение желтой рыбки, находят и садятся на стулья перед телевизором) Вы так много знаете о рыбах, а вы хотели бы узнать о байкальских рыбах больше (ответы детей)
Просмотр презентации «Таймень – рыба Байкала», после просмотра которой проводится гимнастика для глаз. Воспитатель: Матвей, посмотрите с детьми на карту, что нас ждет дальше? (Ищем изображение желтой рыбки). Ребята, какие виды рыб существуют на Байкале? ( их три: промысловые, кормовые,подкаменщики). Давайте расселим рыб по видам. Дети наклеивают рыб на ватман с помощью клея-карандаша. Воспитатель спрашивает у детей название рыбы, которую наклеивают дети, к какому виду рыб Байкала она относится? Классификация (промысловые рыбы, кормовые, подкаменщики) Промысловые: сиг, белый хариус, черный хариус,таймень, осетр, налим, щука, омуль, голец, лещ. Кормовые: плотва, окунь, щука, елец, карась. Подкаменщики: бычки – подкаменщики, песчаная и каменная широколобки, голомянка, желтокрылый бычок.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Что у нас дальше по плану? Ищем красную рыбку.
Далее нам нужно разделиться на две группы и выполнить предложенные задания. Чтобы узнать в какой вы группе, нужно вытянуть силуэты руб, если вам попалась синяя рыбка, то вы подходите к этому столу, если вам досталась красная рыбка, то подходите к другому столу. Согласны, все понятно? (проводится жеребьевка по группам).
Команде с красной рыбкой нужно посовещаться и схематично изобразить что необходимо рыбам для жизни в озере, а команде с синей рыбкой посовещаться и решить, что необходимо для жизни в озере подкаменщикам.
(дети выбирают кто будет рассказывать по схемам, остальные дополняют, если это необходимо).
Молодцы! Матвей, что нам нужно сделать дальше? (на карте нарисована метель)
Воспитатель предупреждает, что на Байкале начинается метель и пока не замело снегом дороги, нам нужно поскорее возвращаться, а детский сад. Дети занимают места в автобусе. Воспитатель предлагает достать бутерброды, фрукты, соки, подкрепиться и побеседовать:
Понравилось ли путешествие? Что нового узнали? Хотели бы вы повторить наше путешествие? С кем познакомились?
С кем мы можем поделиться этой информацией? (с родителями, братьями и сестрами, детьми других групп, воспитателями)
Кому показать фотографии с путешествия? (родителям, детям других групп и тд.)
Спасибо за занятие.