Елена Постол
Конспект игровой образовательной ситуации «Удивительное рядом»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:Ознакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.
Обогатить и систематизировать экологические знания у дошкольников средствами экологической тропы в детском саду. Рассказать о камнях и их свойствах. Развить познавательные способности и произвольное внимание детей посредством экспериментальной деятельности. Развить эстетические чувства
Задачи:
Обучающие:сформировать умение квалифицировать камни по признакам; активизировать поисковую и творческую деятельность детей через проблемные ситуации.
Темочки:
Развивающие:развить визуальную, мышечную памятьглазомер, логическое мышление; закрепить навыки работы с увеличительными приборами; способствовать развитию слухового восприятия.
Воспитательные:воспитать осознанное отношение ребенка к окружающей среде через общение с природой. Воспитать уважительное и доброжелательное отношение к сверстникам, умения считаться с интересами других
Планируемые результаты: дети должны самостоятельно сделать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.
Материалы и оборудование: конверт с письмом, две банки с водой, стол, совочек, шкатулка, коллекция камней, молоточек, ёмкость с водой, салфетка, разноцветные камешки по количеству детей, фломастеры, конфеты-морские камушки, лупы.
Этапы создания и оформления тропы:
1) Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов;
2) Выбор хозяина тропинки — сказочного персонажа;
3) Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку;
4) Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке;
Стоянками экологической тропы являются:
1. Берёзка
2. Весёлый скворечник
3. Огород
Дети с воспитателем находятся на своём участке.
Воспитатель: Вот и наступила долгожданная весна – красна! Почему в народе говорят «весна – красна»?
Дети: Потому что она очень красивая.
Воспитатель: Давайте вспомним, как поэты писали о приходе весны!
1. На полянке у тропинки
Пробиваются травинки,
С бугорка ручей бежит,
А под ёлкой снег лежит.
(Б. Заходер)
2. Долго шла весна тайком
От ветров и стужи,
А сегодня прямиком
Шлёпает по лужам,
Гонит талые снега
С гомоном и звоном,
Чтобы выстелить луга
Бархатом зелёным.
(Я. Аким)
Воспитатель: Послушайте, ребята, как в народе называли весенние месяцы и попробуйте угадать почему.
Март — капельник.
Апрель — водолей.
Май –травень.
Ребята, вот мы с вами добрались до стоянки : «Берёзка»
Весна — это праздник пробуждения природы. Всё живое тянется к теплу, к солнечному свету и ждёт от весны радости. Посмотрите на берёзку. Она тоже ожила.
-Что изменилось у берёзки посравнению с зимой?
Дети: Подросла, ветки набрались соком, набухли почки. А весной у берёзки очень полезный и лечебный сок. Скоро появятся листочки. А летом берёзка спасет нас от жары.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а что это за конверт на берёзе и от кого это письмо? Давайте посмотрим, что за письмо (воспитатель читает письмо от Лесовичка) :
Здравствуйте дорогие ребята!
Если вы читаете письмо, значит нашли мой конверт. Вчера вечером я обходил свои владения и оставил вам новый план путешествий по экологической тропе. Сам я к вам, ребята прийти не смогу, так как у меня много работы в лесу после долгой зимы. А вы, мои юные помощники, любите и охраняйте родную природу! Желаю удачи в вашем путешествии!Ваш Лесовичок.
Воспитатель достаёт план-маршрут экологической тропы и рассматривает его с детьми.
Воспитатель:Ребята, на первой стоянке мы с вами побывали. Познакомились с «Русской красавицей - Берёзой». Давайте посмотрим, какая стоянка, следующая по плану Лесовичка. Вам необходимо отгадать загадку:
Между веток новый дом,
Нет двери в доме том,
Только круглое окошко,
Не пролезет даже кошка. (Скворечник)
- Ой, ребята, да это «Веселый скворечник»
Посмотрите из чего его сделалЛесовичок, а как вы думаете, для кого он его сделал? (Ответы детей).
Воспитатель задает вопросы детям.
• Что такое скворечник? (ответы детей)
• Откуда он взялся на участке? (ответы детей)
• Для кого люди делают скворечники? (ответы детей)
• Давайте вспомним, что мы знаем о птицах? (ответы детей)
Воспитатель вспоминает с детьми о летних наблюдениях за скворечниками.
- Что мы видели и слышали летом?
- Почему мы не слышим голоса скворцов? (ответы детей)
Проводится подвижная игра: «Скворцы, грачи, жаворонки».
Правила игры:Воспитатель по очереди называет птиц, а дети выполняют действия, предназначенные определенной птице: Скворец — машем руками, жаворонки — прыгаем, грачи — кружимся. С каждым разом темп игры увеличивается.
Воспитатель: Ребята, нам пора идти дальше, смотрите какая по плану следующая стоянка?
Дети:Следующая стоянка 3 - «Огород»
Воспитатель: Дети, что изменилось на нашем огороде после зимы?
Дети: Растаял снег, появились растения – чеснок. Проснулись насекомые.
Воспитатель: Вспомните, зимой, какого цвета был огород? А сейчас?
Что можно увидеть сейчас, между грядками? (ответы детей).
- Ребята сегодня Лесовичок приготовил нам сюрприз.
Посмотрите на грядке, что это за ёмкости с водой стоят? (ответы детей).
Опыт с почвой.
Цель опыта: Показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе.
Напомнить детям, откуда взяты образцы почвы (в одной банке почва с дорожки, в другой с огорода). Предложите высказать свои гипотезы, (где воздуха в почве больше — в местах, которые любят посещать люди, или там, где редко ступает нога человека)обосновать их. Выслушать всех желающих, обобщить их высказывания, но не оценивать, ибо в верности (или неверности) своих предположений дети должны убедиться сами в процессе проведения опыта. Одновременно опустите образцы почв в банки с водой и наблюдайте, в какой из них больше воздушных пузырьков (в образце рыхлой почвы). Спросите детей, где подземным обитателям легче дышать? Почему воздуха «под тропинкой» меньше? Когда мы ходим по земле, то «давим» на ее частички, они как бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше.
Вывод: по огороду не топтаться, гулять, играть в специально отведённых местах.
Проводиться игра «Узнай на ощупь»
Цель игры: В чудесном мешочке, что оставил нам Лесовичек есть что – то тяжелое, оно шумит, стучит, перекатываются, давайте узнаем что это? Выбирается 10 человек по очереди, с закрытыми глазами опускают свою руку, и определяют, что лежит в мешочке, и выкладывают на стол.
Остальные дети подходят к столу где, лежат разные камни. Сегодня мы с вами будем исследовать эти камни, скажите, чем они различаются (ответы детей). Правильно, одни гладкие, круглые — морские, такими их сделало море, волны. Другие — неровные, острые, шершавые — речные. Воспитатель показывает камни и знакомит с названиями.
Вывод: камень может быть гладким и шероховатым, большие и маленькие, тяжелые и легкие и т. д.
Воспитатель: Предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть.
Физкультминутка: (дети выполняют движения в соответствии с текстом).
Буратино потянулся,
Раз нагнулся,
Два нагнулся,
Три нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
Ребята как вы думаете, меняют ли камни форму и цвет?
Вопросы воспитателя:
1. Меняет ли камень форму? Почему? Как это проверить? (Ответы детей). (Сжать, ударить молотком. Проводим эксперимент на 2 — 3 камнях).
2. Дети делятся наблюдениями,какого цвета камни (серый, коричневый, белый, красный, синий, и т. д).
3. Есть ли в камне воздух? Как это проверить? (Ответы детей). (Опустить в воду, посмотреть идут ли пузырьки. Цвет камня изменился, он стал более ярким. Проводим эксперимент на 2 — 3 камнях).
Достать камень из воды и сравнить с камнем, который лежал на столе.
Чем отличаются? (Цветом)
Итак, с помощью опытов мы узнали:
-камень тонет в воде, потому что они тяжелые и плотные;
-в камне нет воздуха;
-камень не меняет форму при ударе;
-камни по цвету и форме бывают разные.
Воспитатель: Скажите, как человек использует камни в жизни?
Дети: Строит дома, дороги. Делает клумбы. Камни используют в бане для пара. Камни лечат, их нагревают и прикладывают к спине, ноге.
Ребята, ещё Лесовичок оставил нам свои волшебные стеклышки (лупы). Для того чтобы лучше увидеть поверхность камней, мы воспользуемся лупами. (Дети рассматривают все свои камни.) Что интересного вы увидели, ребята?
Дети:Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.
Воспитатель: Молодцы, очень внимательные дети. Вы знаете, что все предметы имеют вес. Хотите узнать, сколько весят камни? В этом нам поможет опыт.
Определение веса:
Воспитатель: У меня есть к вам интересное предложение: давайте на минуту станем весами. Что делают весы? (ответы детей). Верно, взвешивают.
Дети по очереди держат в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.
Вывод: камни по весу бывают разные - легкие и тяжелые.
А ещё используют камни драгоценные и искусственные для украшений.
Посмотрите, у девочек, у воспитателей красивые серьги с камнями, на руках — колечки с красивыми драгоценными камнями — фионитами и др.
(Спросить у воспитателей, как называется камень у них на руке)
Воспитатель:А ещё ребята из камней можно выложить красивый узор. (Дети по желанию выкладывают узоры на песке или дорожке)
Воспитатель:А ещё можно гладкие камешки разрисовать маркером, фломастером, красками, давайте нарисуем на камешке рисунок по желанию и оставим его Лесовичку в благодарность, о нашем удивительном путешествии.
Литература
1. Нищева, Н. В. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах, -СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 320 с.
2. Сазонова, Н. П. Дошкольная педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических факультетов. – СПб., ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.- 272 с.
3. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. – Воронеж, 2010 г.
4. Зенина, Т. Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами (Подготовительная группа) – М; 2012 г.
5. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду – М; 2007 г.
6. Рыжова, Н. А. Я и природа. – М; 2010 г.
7. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика. – М; 2011 г.