Елена Хан
Конспект непосредственной-образовательной деятельности по звуковой культуре речи «Тайна золотого ключика»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной – образовательной деятельности по звуковой культуре речи «Тайна золотого ключика»
Образовательная область: речевая
Интеграция образовательных областей: речевая, социально-коммуникативная, познавательная,
Тип: интегрированное
Возраст: 6-7 лет
Форма непосредственной – образовательной области: занятие
Форма организации: группа
Задачи
Публикация «Конспект непосредственной-образовательной деятельности по звуковой культуре речи „Тайна золотого ключика“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Образовательные : закрепить понятие «звук», акустические характеристики звука (гласный -согласный, твердый и мягкий); умение выделить звук в начале, в середине, в конце слова, закрепить понятие «слог» ,закрепить понятие «предложение»; закрепить умение правильно и четко произносить звуки, дифференциация звуков, выделять их в словах, скороговорках, делать анализ слов; способность менять интонацию (тихо-громко, закрепить умение составлять рассказ по картине.» Котята», «Птичий двор»
Развивающие : развивать звуковую и связанную речь, развивать внимание и память, активизировать и обогащать словарь, умение слушать воспитателя и вести диалог.
Воспитательные: воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, умение выражать свои мысли.
Оборудование и материалы: Костюм черепахи Тортиллы, золотой ключик, музыкальный сундучок, шкатулка, посылка, письмо, магнитофон, картонные домики красного и синего цвета, 2 колпачка красного цвета, 2 колпачка синего цвета, напечатанные буквы (от А до Я, картонные полоски 16 шт., картонные круги красного синего и зеленого цвета по 16 шт., маски; утки, гуся, петуха, зайца, мяч, 2 флажка, картины «Птичий двор», «Котята», печенье «Азбука»
Ход занятия
Воспитатель с детьми получает конверт
Воспитатель: Ребята, здесь на письме чей-то адрес. А кто знает адрес нашего детского сада?
Дети: г. Волжский Волгоградская область ул. Б. Профсоюзов 8
Воспитатель: Значит это письмо написано нам. Давайте прочитаем :
Дети: Это письмо от Черепахи Тортиллы. У нее есть золотой ключик и она хочет рассказать нам какую-то тайну.
Для того, чтобы она появилась нужно произнести волшебные слова:
Фокус-мокус, телебокус!
Звучит музыка,
Дети закрывают глаза и произносят волшебные слова, воспитатель переодевается в черепаху Тортиллу.
Черепаха : Здравствуйте, ребята вы меня узнали? Я приглашаю вас в путешествие и у меня есть волшебный ключик. Я хочу открыть вам его тайну. Но вы должны выполнить все мои условия. Я знаю, что вы собираетесь в школу и хочу проверить ваши знания.
Черепаха : Перед вами волшебные домики, почему они разного цвета (красные и синие?
Дети: Буквы бывают гласные и согласные.
Черепаха : Перед вами на столе буквы, берите по очереди буквы, кто возьмет гласные буквы проходят за столы первого ряда, кто возьмет согласные буквы проходят за столы второго ряда.
Мы разделились на две команды. Первая команда «Красные колпачки», вторая команда «Синие колпачки».Буквы мы пишем, а звуки произносим.
Черепаха: Команда «Красные шапочки» что вы можете рассказать про гласные звуки?
Дети: Гласные звуки произносятся голосом свободно, их можно тянуть и петь.
I. Дидактическое упражнение «Потяни звук, как ниточку»
Черепаха : Сейчас внимательно смотрите на меня, я буду произносить звуки не вслух, а про себя. А вы по моим губам отгадайте, какой звук я хочу произнести.
Беззвучная артикуляция звука : а. Какой звук я хотела сказать? Как вы догадались?
Дети: Вы широко открыли рот, язычок внизу, это звук а.
Черепаха : Давайте вместе произнесем звук а-а-а.
Далее воспитатель произносит беззвучно все гласные звуки (о,и,у,э,ы).
Дети отгадывают, проговаривая четко гласные звуки, выделяют особенности артикуляции звука.
у- губы округлены, выдвинуты вперед, язычок втянут
и- губы растянуты в улыбке, зубы видны, кончик языка прижат к нижним зубам
о- губы округлены и выдвинуты вперед язычок втянут
з- губы растянуты в улыбке, язычок втянут вперед
ы- губы растянуты немного, зубы видны,язычок сильно втянут
Черепаха : А какие еще есть гласные звуки и почему мы их не назвали?
Дети: «Я», «Ю»,»Е», «Ё» - мы их не назвали, при их произношении слышим звук «й»,он согласный.
Черепаха : Команда «Синих шапочек», что вы можете рассказать про согласные звуки?
Дети: Согласные звуки произносим отрывисто, голос встречает препятствие. Согласные звуки бывают твердые и мягкие.
Черепаха : Какие гласные буквы дают мягкость согласным буквам?
Дети:»Е», «Ё», «Ю», «Я»
II. Дидактическая игра «Магазин»
Перед детьми 2 полки с фруктами и овощами. Нужно назвать фрукт или овощ, четко выделяя первый или последний звук и назвать только согласный звук и сказать, где он находится:
в начале слова или в конце?
Черепаха: Ребята, что лежит на верхней правой полке?
Дети: Помидор («п» и «р» в начале и в конце согласные, картошка («к») в начале согласный звук.
Черепаха: На нижней правой полке?
Дети: Фрукты, груша («г») в начале согласный, яблоко, нет согласных звуков.
Черепаха: : На нижней левой полке?
Дети: Фрукты, слива («с») в начале слова, банан («б»,»н»)в начале и в конце.
Черепаха: По середине на левой полке?
Дети: Овощ перец («п», «ц»)в начале и в конце.
Черепаха: По середине на правой полке?
Дети: Овощ баклажан («б» и «н») в начале и в конце слова.
III. Дидактическая игра «Найди свою пару»
Черепаха: «Ребята, а вы дружите, подарите друг другу свои улыбки.
Звуки у нас тоже дружат и если они соединяются, получаются что?
Дети: Слоги
Буратино дает ребятам флажок и просит придумать разные слоги с гласной буквой «О» и любыми согласными. Первый ряд произносит слоги тихим голосом.
Дети передают друг другу флажок и придумывают разные слоги.
Дети: ОМ, ПО,СО,ОР и т. д.
Черепаха: Второй ряд придумывает слоги с гласной буквой «У» и произносят громко,отчетливо.
Дети: ДУ, УР, УС,КУ и т. д.
Черепаха: В чьем имени есть звук «а» ?
Дети: Дети поднимают руку и четко произносятся свои имена, выделяя звук «а» и говорят, где он находится: в начале слова, в середине, или в конце (Алина, Саша, Настя т. д).
Черепаха: Посмотрите на доску, прочитайте и скажите, какие звуки здесь спрятались. И придумайте слова с этими звуками в конце слова.
Дети: СА- СА- СА, в конце слова : коса колеса, полоса, чудеса
СЕ – СЕ – СЕ в начале слова: сено, село, Сережа
СТЫ-СТЫ-СТЫ
Черепаха: А теперь проговорим чистоговорку и сделаем пальчиковую гимнастику:
СА- СА- СА (хлопки) –Синие небеса (колечки)
СЕ – СЕ – СЕ (хлопки) – Солнце в высоте (лучики)
СТЫ-СТЫ-СТЫ (хлопки) – прилетели к нам клесты (гребень)
IV. Игра «Лови слоги»
Черепаха: Ребята, закройте глаза и внимательно послушайте, где звенит колокольчик.
Дети: На полке для книг
Черепаха: Правильно, колокольчик нам что-то хочет сказать, а там еще одно задание
Дети выходят в круг,Черепаха стоит в середине и бросает детям мяч по очереди, называя слово, а дети меняют звук ш на ж
Шар-жар, Луша -лужа, шить-жить, уши - ужи, шутка- жутка, шалить- жалит.
V.Физкультурная минутка «Чики, чики- чикалочка»
Дети отчетливо произносят скороговорку, выполняя движение.
Чики,чики- чикалочка! (ноги вместе, подскоки на месте, руки на поясе)
Едет гусь на палочке, (одна нога впереди другой подскоки)
Уточка на дудочке (утиный шаг в перевалочку)
Петушок на будочке (грудь вперед, посеменить ногами0
Зайчик на тачке (руки перед грудью, прыжки)
Мальчик на собачке. (бег на месте)
Черепаха: Ребята, а теперь давайте произнесем эту скороговорку, ну с другой интонацией вопросительной.
Дети произносят эти же слова с вопросительной интонацией.
VI. Дидактическая игра «Волшебная дорожка»
Дети сидят за столами
Черепаха: Ребята закройте глаза, где теперь звенит колокольчик
Дети: В спальне.
Черепаха: Правильно, здесь еще вам задание. Ребята, а когда слоги соединяются, что получаем.
Дети: Слова.
Первый ряд делает звуко-буквенный анализ слова «Тигр».( Фишки : красные,синие, зеленые)
Второй ряд делает звуко-буквенный анализ слова «Слон».».( Фишки : красные,синие, зеленые)
VII. Пальчиковая гимнастика «Дружба»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики
(пальцы рук соединяются ритмично в замок)
Мы с тобой подружимся маленькие пальчики
(ритмичное касание одноименных пальцев обоих рук)
Раз, два, три, четыре, пять
(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев).
Начинай считать опять
Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать.
VIII.Работы в тетради «По дороге к азбуке»
стр. 37 № 5 Перепиши буквы и составь новые слова.
IХ. Дидактическое упражнение : «Веселые предложения»
Черепаха: Ребята, а когда у нас много слов, что получается?
Дети: Предложения. Они бывают длинные и короткие.
Черепаха ставит два мольберта на которых картины по теме домашние животные «Котята» и домашние птицы «Птичий двор».
Черепаха: Первый ряд придумайте длинные предложения, четко выделяя звук «К»
Второй ряд, придумайте короткие предложения, четко выделяя звук «П»
Дети: Кошка кормит котят молочком. Хозяйка поставила котятам миску с кашкой. Петух взлетел. Гусь гогочет. Корова спит.
Черепаха: Ребята, закройте еще раз глаза, где звенит колокольчик»?
Дети: На кухне.
Черепаха: А это, я приготовил для вас сюрприз – волшебный ключик и волшебный сундучок, который открывается этим ключом.
Дети берут ключик, вставляют в замочек и звучит волшебная музыка, а внутри сундучка лежит подарок – настольный театр «Буратино».
Х. Итог занятия
Черепаха: Ребята, а вам понравилось наше путешествие? А что запомнилось больше всего?
Дети: Нам понравилось играть с мячом, делать зарядку, придумывать слова, предложения, произносить скороговорки, строить волшебную дорожку.
Черепаха: Путешествие закончено. Приглашаю всех на чаепитие с вкусными печеньями из букв.