Звонарева Вера
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Волшебник магнит»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ "Детский сад N7"
образовательной деятельности
по познавательному развитию
на тему «Волшебник магнит»
для детей подготовительной к школе группе
Звонарева В. Д., воспитатель
Интеграция областей: речевая,социально - коммуникативная
Цель:
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию „Волшебник магнит“» размещена в разделах
Систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятель-ности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита
Задачи:
Образовательные : расширить и систематизировать знания о магните и его свойствах, учить обследовать предметы и экспериментировать с ними, выяснить, через какие материалы воздействует магнит; познакомить с использованием магнита человеком,. активизировать в речи воспитанников слова: «притягивать», «примагничивать».
Развивающие : развивать стремление к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность, развивать мыслительные операции, умение делать выводы, активизировать словарь детей, способствовать развитию коммуникативных качеств
Воспитательные: воспитывать положительные взаимоотношения со сверстниками в игровой и практической деятельности способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, аккуратности,
Оборудование и материалы:
Демонстрационный : ведерко с водой. магнит, мяч., картина с бабочкой, мини-электродвигатель из батарейки. магнита и проволоки.
Раздаточный :фартуки ;магниты; металлические, пластмассовые, деревянные, стек-лянные, бумажные предметы в тарелочках; тарелочки с металлическими канцелярскими скрепками; стаканы с водой и скрепкой ; картонные коробочки с манкой и железными предметами; разноцветные металлические опилки в коробочках.
Предварительная работа:
Беседы «Подземная кладовая», «Из чего делают железо?»; чтение и рассматривание книги А. Кленова "Малышам о минералах",
Опытно-экспериментальная деятельность в мини- лаборатории группы;
Дидактические игры: «Магнитная азбука», «Рыболов»;
Ход занятия:
Организационный момент
Дети заходят в группу под «Гимн Знайки" (М. Минков - Ю. Энтин) и садятся за столы
Воспитатель: Дети, я знаю, что вы любите легенды. А что обозначает слово легенда?
Ответы детей
Воспитатель: Это рассказ поучительного содержания о каком -то происшествии. Послушайте, пожалуйста, одну легенду.
Воспитатель (показывает магнит)
"Вот перед вами обычный магнит,
Много секретов в себе он хранит".
-А что вы знаете о магните?
Ответы детей.
Воспитатель: Если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, то мо-жет быть он должен притягивать и другие предметы? Сегодня мы вместе с вами узнаем об этом и многом другом в нашей лаборатории? Кто из вас знает, что такое лаборатория?
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель: Правильно, это место, где ученые проводят опыты и эксперименты. А кто такие "ученые"?
Ответы детей
Воспитатель: В любой лаборатории необходимо соблюдать технику безопасности, чтобы не навредить здоровью. Существуют следующие
Правила техники безопасности при работе с магнитом.
Основная часть.
Экспериментальная деятельность.
Опыт «Всё ли притягивает магнит?»
Воспитатель : Сейчас вы превратились в ученых. Возьмите магнит в руки, рассмотрите его.
- Как вы думаете, всё ли притягивает магнит? Как это можно проверить?
- Ребята, посмотрите, перед каждым из вас стоит тарелочка, в которой лежат разные предметы.
-Возьмите в руки магнит и проведите им над предметами.
(Дети выполняют)
Воспитатель: Какие предметы притянул магнит?
Ответы детей:
Воспитатель: Какие же предметы магнит не притянул?
Ответы детей:
(Показываю. что медную проволоку и предметы из золота он тоже не притягивает).
Воспитатель. Значит, магниты притягивают к себе только железные предметы.
По-научному такое явление называется – магнетизмом.
Давайте все вместе повторим: магнетизм.
Вывод: магнит притягивает не все металлические предметы. а только изделия из никеля и железа.
Пластмассовые, деревянные, резиновые предметы магнит не притягивает.
Воспитатель: Но это еще не все волшебство магнита. Ребята, как вы думаете, может ли магнит передавать свою силу обычному металлу?
Предполагаемые ответы детей. Мнения разделились.
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам провести опыт и убедиться, кто же из вас прав.
Опыт «Может ли магнит передать силу обычному металлу?»
Воспитатель: Для опыта нам понадобятся канцелярские скрепки и магнит.
Возьмите, пожалуйста, скрепку и поднесите ее к магниту. Что с ней произошло?
Ответы детей.
Подносите еще по одной скрепке к той, которая притянулась.
Дети проводят опыт самостоятельно.
(У детей на столах скрепки, они добавляют их к цепочке).
- Что вы видите?
- Правильно получилась цепочка из скрепок.
Воспитатель: Цепочку из какого количества скрепок притянул магнит? Посчитайте. Как вы думаете, что помогает магниту удерживать ее? Почему у вас цепочки получились разной длины?
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель: Дети, это произошло, потому что сила магнита разная, чем сильнее магнит, тем длиннее его цепочка.
Воспитатель: А как вы думаете, что произойдет со скрепками, если мы уберем магнит?
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель: Попробуйте осторожно взять пальцами первую скрепку от магнита, магнит отложите в сторону. Что произошло?
Ответы детей
Воспитатель: Как вы думаете, почему?
ответы детей.
Воспитатель :Скрепки, находясь рядом с магнитом, намагнитились и стали магнитами для следующих скрепок. Но когда мы убрали магнит, магнетические свойства скрепок очень быстро прекратилось и скрепки, что сделали… Правильно – рассыпались!
Вывод: скрепки при соприкосновении с магнитом " намагничиваются"
Физминутка. Игра «Волшебный магнит»
Воспитатель: Молодцы, все вы хорошо усвоили свойства магнита.
А сейчас, я хочу проверить какие вы сообразительные.
Дети садятся за столы.
Игра-опыт «Не замочив рук».
Воспитатель: Поставьте перед собой пластиковый стакан с водой, на дне которого лежит скрепки. Предлагаю вам придумать, как можно достать скрепку из воды, не замочив рук?
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, а сейчас мы с вами убедимся в правильности ваших предположений.
Внимание! Я беру магнит, аккуратно провожу им по внешней стенке стакана.
- Что вы видите? (Магнит притягивает скрепку даже через пластик и воду).
- Что же двигало скрепку? (Магнитная сила).
- Правильно, оказывается, магнитная сила может проходить через стекло и воду.
Эту силу называют магнитным полем.
Посмотрим,действует ли эта сила через манную крупу.
Опыт" Сокровища в пустыне"
Дети проводят магнитом над коробками с манной крупой, в которой "зарыты" железные предметы. Они быстро намагничиваются.
А теперь положите любой железный предмет на стол, а магнитом водите под столом. Что вы видите?
Примерные ответы:
Воспитатель: Да, предметы на столе движутся под действием магнита? Как вы ду-маете, можно ли увидеть магнитное поле?
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель: Давайте проверим.
Опыт «Магнитное поле»
Воспитатель. Для этого перед вами лежат коробочки с, в которые насыпано мелкоизмельчённое железо. или железные опилки. Обращаться с ними нужно очень аккуратно, нельзя брать их руками, чтобы не пораниться, и нельзя на них дуть. Почему?
Ответы детей
Воспитатель: (показывает) Я беру магнит и подношу его снизу к коробке. Посмотрите, что происходит с опилками?
Примерные ответы детей:
Воспитатель: Именно это место, где причудливо собрались железные опилки, (вос-питатель обводит в воздухе, называется магнитным полем.
Сделайте этот опыт сами.
Вывод: Магнитное поле- это сила вокруг магнита, которая притягивает железные опилки или другие железные предметы
Воспитатель : Какие игры с магнитами вы знаете?
Ответы детей
Воспитатель: Предлагаю вам еще одну игру
(Воспитатель показывает картину, на котором изображены цветы и бабочка. Позади картины он держит магнит и двигает его, бабочка порхает.)
Посмотрите на эту картину. Почему бабочка порхает? Из чего она сделана?
Рефлексия:
Воспитатель: Дети, понравилось вам быть учеными?
Ответы детей
Давайте вспомним свойства магнита :
• Магнит притягивает железные предметы.
• Магнит может передавать силу металлическому предмету
• Магнитные силы проходят через разные материалы (пластик, воду, дерево).
• У магнита есть магнитное поле.
- А о чем вы сегодня расскажите своим родным?
Дети вспоминают проведенные опыты.
Приложение
Легенда
В стародавние времена жил пастух по имени Магнус. Он был очень старый, ходил в сандалиях с гвоздями и с палкой, на конце которой был железный наконечник. Однажды пропала у Магнуса овца. Он пошёл в горы искать её. Пришёл на место, где были одни черные голые камни. Магнус пошёл по ним и почувствовал, что сандалии прилипают к этим камням. Он потрогал рукой - камни сухие и к рукам не липнут. Пошёл дальше, опять сандалии прилипают. Взял тогда Магнус свою палку с железным наконечником, тронул камень деревом - не прилипает; тронул железом - прилипло так, что отрывать надо. Магнус рассмотрел камень, видит, что похож он на железо, и принёс куски этого камня домой. С тех пор люди узнали этот камень и прозвали его, кто догадался как?
- Правильно, магнитом.
Правила техники безопасности при работе с магнитом
и железными опилками:
1. Руки,после того. как трогали магнит,не подносить к лицу, не тереть глаза, нос. рот.
2. Железные опилки не трогать руками и не дуть на них
3. Вымыть руки после работы с магнитом
Железные опилки
Физминутка
Игра «Волшебный магнит».
Воспитатель становится в центр и говорит:
"Я буду магнитом, а вы предметами, которые назову. Если эти предметы притягиваются к магниту, вы будете подходить ко мне близко. Если нет, то отходить".
Игра с магнитом
К бабочке прикреплен магнит, двигаем магнитом под картинкой