Лена Авдеева
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Что мы знаем о лимоне!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Развитие познавательных способностей детей через экспериментирование, закрепление знаний о лимоне.
Задачи:
Образовательные :
Обогащать знания детей о лимоне, формировать умение проводить опыты, соблюдать правила техники безопасности.
Развивающие :
Развивать у детей наблюдательность, логическое мышление, сообразительность, пытливость, умение анализировать, обобщать, делать выводы. Обогащать словарный запас детей.
Воспитательные:
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию „Что мы знаем о лимоне!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лимон
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2021
Воспитывать интерес к природе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение выслушивать друг друга.
Оборудование и материалы: лимоны, одноразовые тарелки, лимонная кислота, вода, воронка, пластиковая бутылка, скотч, воздушный шарик, ватные палочки, чай, фломастеры, ткань, салфетки, тазик с водой, сода, яблоко.
Предварительная работа: знакоство с лимоном, беседы о фруктах, загадывание загадок, составление описательных рассказов о лимоне с опорой на таблицу.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, хочу вам загадать загадку:
«Он почти как апельсин,
С толстой кожей, сочный,
Недостаток лишь один -
Кислый очень, очень.» (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно. Сегодня мы поговорим и много нового узнаем о лимоне. (демонстрация лимона).
Лимон – это фрукт желтого цвета, овальной формы. Сверху покрыт кожурой, внутри есть дольки и семена. Растут лимоны на небольших вечнозеленых деревьях. Возраст деревьев может достигать 45 лет. Родина лимона Индия, Китай. Лимонная кислота широко применяется в медицине для лечения многих болезней. Лимонную кислоту добавляют во многие лекарства, чтобы они не были такими горькими. Например, когда болит горло, то надо прополоскать его разбавленным лимонным соком. Лимон убьет все бактерии.
Ребята, а теперь мы с вами превратимся в исследователей и будем проводить опыты с лимоном.
Пальчиковая гимнастика «Лимон»
Жёлтый-жёлтый наш лимон,
(Одноимённые пальцы соединяются подушечками – показываем лимон.)
Кислым соком брызжет он.
(Пальцы резко разводим в стороны.)
В чай его положим
(Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и «опускаем лимон в чай».)
Вместе с жёлтой кожей.
(Пальцы в том же положении, делаем вращательные движения – «помешиваем чай».)
Опыт № 1. Есть ли запах, вкус и сок у лимона.
Воспитатель. Давайте осмотрим лимон. Какая форма у лимона?
(Овальная, с вытянутыми концами.)
Воспитатель. Потрогайте лимон. Что можно сказать о его поверхности?
(Блестящая, шероховатая, прохладная.)
Воспитатель. Какой по цвету лимон?
(Жёлтый.)
Воспитатель. Давайте определим, имеет ли лимон запах?
(Дети нюхают лимон.)
(Приятный, свежий.)
Воспитатель. А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы лучше почувствовать запах лимона?
(Разрезать.)
(Разрезаю детям лимоны на две части.)
Воспитатель. Понюхайте ещё раз фрукт. Дети определяют его запах.
Положите перед собой салфетку и положите лимон срезом на неё, поднимите лимон с салфетки. Какой стала салфетка?
(Салфетка стала мокрой) .
Воспитатель. А как вы думаете, почему салфетка стала мокрой?
(У фрукта есть сок.)
Воспитатель. Ребята, а как будет называться такой сок?
(Лимонный сок.)
Воспитатель. Как нам получить сок из лимона?
(Выжать.) (Показываю, как нужно выдавить сок из лимона.)
Воспитатель. А теперь вы выжмите сок из лимона. Когда вы будете выжимать сок, будьте осторожны, чтобы сок не попал в глаза.
(Дети выполняют задание.)
Воспитатель. Ребята, а какой вкус у лимона?
(Кислый.)
Вывод: Лимон кислый, но очень полезный, имеет вкус и запах.
Воспитатель. Ребята, а чем полезен лимон?
(Много витаминов.)
Воспитатель. А вы знаете, где можно использовать лимон?
(Пить с чаем.)
Опыт № 2. Чай с лимоном.
В чай добавляем лимон. Получается напиток здоровья. Что произошло? Чай обесцветился.
Вывод: Лимон осветляет цвет.
Воспитатель: Хорошо, а давайте теперь проверим, на что еще способен лимон. Знаете ребята, из лимона делают лимонный порошок, который называется лимонная кислота. Лимонную кислоту добавляют во все соки, напитки. Лимонная кислота помогает образоваться пузырькам в лимонаде. Я хочу вас научить делать удивительный, и даже волшебный напиток- лимонад.
Опыт № 3. Изготовление лимонада.
Насыпем в стакан сахар, нальем воду, добавим лимонный сок. Пробуем.
Вывод: Лимонад полезен, потому, что в лимоне много витаминов.
Опыт № 4. Тонет ли лимон в воде?
Опускаем лимон в воду. Он не тонет. Кожура не плотная, пористая, в ней воздух. А если снять кожуру, то лимон утонет.
Вывод: В кожуре лимона есть воздух.
А теперь давайте немножко отдохнем.
Физминутка:
Лимончик желтые бока (руки на поясе, наклоны в стороны)
На солнышке согрел. (Руки тянем вверх, ладошки к «солнышку»)
Он теплый и живой в руках (руки перед собой ладошками вверх, корзинкой)
И очень-очень спел! (показать большой палец обеими руками)
Его нарежем мы сейчас, (имитация нарезки лимона)
Добавим сахарок — (пальцами «сыпем» сахар)
И будет лакомство для нас (гладить круговыми движениями живот)
На целый вечерок! (показать большой палец обеими руками)
Опыт № 5. Эксперимент с яблоком.
Разрезать яблоко пополам. Одну половинку смочить лимоном, а вторую оставить. Немного подождем: воздух- кислород окислил яблоко, а лимон защитил своей кислотой.
Вывод: Лимон защищает от окисления.
Опыт № 6. Избавимся от пятна от фломастера на ткани.
Потрем покрашеное место и постираем, пятно исчезло.
Вывод: Лимонная кислота избавляет от пятен.
Опыт № 7. Невидимые чернила.
Развести воду с соком лимона, 1:1. Ватной палочкой нанести «секретное послание» на лист бумаги. Дать время высохнуть, затем подержать над лампой.
Послание проявится.
Вывод: Лимон можно использовать, как невидимые чернила.
Опыт № 8. «Надуй воздушный шарик».
Воспитатель без помощи детей проводит опыт «Надуй воздушный шар».
Сначала наливаем воду в бутылку и растворяем в ней чайную ложку пищевой соды. В отдельной посуде смешиваем сок лимона и 3 столовых ложки уксуса и выливаем в бутылку через воронку. Быстро надеваем шарик на горлышко бутылки и плотно закрепляем его скотчем. Шарик стал надуваться.
Все компоненты соединились и выделился газ, который и надул шарик.
Вывод: С помощью лимона можно надуть шарик.
Опыт № 9. Вулкан из лимона.
Разрежем лимон пополам. Из одной половинки выжмем сок. У второй половинки срежем верхушку и вырежем сердцевину наподобие жерла вулкана. Ложкой осторожно размягчим «жерло» вулкана. Теперь добавим туда соду. Лимон начнет пузыриться, как вулкан! Чтобы реакция продолжалась, добавляйте в сердцевину предварительно выжатый сок и соду. Если вам кажется, что вулкан слабоват, сделайте раствор жидкого мыла в воде и добавьте туда же.
Вывод: Лимонная кислота вступает в реакцию и пузырится.
Воспитатель:
Дети, вот мы и провели опыты с удивительным фруктом-лимоном. Я надеюсь, что наши с вами опыты вам запомнятся надолго. Вы отлично занимались. Угощайтесь конфетами с лимоном.