Вероника Масолова
Конспект непосредственной образовательной деятельности по математическому развитию «В гостях у Карлсона»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности по математическому развитию «В гостях у Карлсона»
Составитель:
Масолова Вероника Олеговна
В гостях у Карлсона
(ФЭМП)
1. Цель: Ознакомление детей с числом 5; закрепление у детей знаний о геометрических фигурах (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг).
2. Задачи:
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по математическому развитию „В гостях у Карлсона“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
1) Познакомить с образованием числа 5, учить считать в пределах 5, отвечать на вопрос «Сколько?»;
2) Упражнять в различении геометрических фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг).
3. Тип занятия: усвоение нового, закрепление ранее приобретенного опыта.
4. Форма занятия: фронтальная.
5. Продолжительность: 20 минут.
6. Участники: дети средней группы детского сада.
7. Возраст обучающихся: 4-5 лет.
8. Оборудование и материалы :
Карлсон (большая мягкая игрушка, сумка Карлсона, колонка с записью звука пропеллера и фраз Карлсона, магнитная доска, 5 одинаковых карточек с изображением банок варенья, 5 одинаковых карточек с изображением конфет, магниты, список гостей, наборы палочек Кюизенера (1 магнитный набор для воспитателя, 1 - для Карлсона, остальные для детей); геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, по одной фигуре для ребенка.
9. Предварительная подготовка:
Чтение глав повести А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», просмотр мультфильмов «Малыш и Карлсон», «Карлсон вернулся». Игры с палочками Кюизенера.
10. Методы и приемы работы с детьми: практические и игровые методы, показ, инструкция, пояснение, сравнение, вопросы к детям, упражнения с палочками Кюизенера, использование героя-сказочного персонажа и т. д.
Ход НОД
Организация детей
Дети играют в игровой комнате.
Звук пропеллера.
Воспитатель: Что это за звук, ребята? Кто это летит? Вы видите кого-нибудь? ( ответы: да, это Карлсон)
Карлсон : Можно у вас здесь приземлиться?
Воспитатель: У нас?
Карлсон : У вас, у вас, посадку давайте!
Воспитатель: Ну хорошо! Конечно, присаживайся! Ребята проходите тоже за столы!
Основная часть НОД
Карлсон : Здравствуйте, ребята! Может, вы мне поможете? Ко мне должны прийти гости, я тут угощение приготовил, но не знаю, хватит ли его для моих гостей.
Воспитатель: Ребята, поможем Карлсону посчитать угощение? ( ответы: да) (снимает мешочек с Карлсона и достает содержимое). Что здесь у нас? – Варенье! Давайте посчитаем банки с вареньем! (прикрепляет карточки с банками на магнитную доску, затем считает вместе с детьми) Одна, две, три, четыре. Сколько всего баночек варенья? ( ответы: четыре, индивидуальные ответы).
Давайте посмотрим, что еще здесь есть. Конфетки! (прикрепляет карточки с конфетами на магнитную доску под карточками с банками) Давайте посчитаем конфеты: одна, две, три, четыре. Сколько всего конфет? ( ответы: четыре; индивидуальные ответы). Проверим, есть ли еще что-нибудь в мешочке. О, здесь еще банка с вареньем! Добавим к четырем банкам варенья еще одну и еще раз посчитаем: одна, две, три, четыре, пять! Сколько банок варенья получилось? ( ответы:5, индивидуальные ответы). Как получилось 5 банок? (ответы) Да, к четырем банкам добавили еще одну. Скажите, пять банок варенья и четыре конфеты: чего больше? ( ответы: банок варенья). А чего меньше? ( ответы: конфет). Какое число больше 5 или 4? (индивидуальные ответы). Какое число меньше 4 или 5? (индивидуальные ответы). Ребята, а как сделать так, чтобы банок и конфет стало поровну? ( ответы: добавить еще одну конфету). Да, верно, но здесь больше нет конфет. Что же делать? (смотрит на Карлсона, замечает конфету, спрятанную в кармане). Посмотрите, что это там у Карлосона?
Карлсон : О, а я про нее совсем забыл!
Воспитатель: Мы возьмем ее у тебя, чтобы посчитать, хорошо? Добавляем к четырем конфетам еще одну. Сколько банок варенья? ( ответы: 5) Сколько конфет? ( ответы: 5) Значит банок и конфет … (поровну). Верно, поровну, по 5.
Карлсон : А что это там у вас за коробочки такие красивые? Там что, конфетки?
Воспитатель: Нет, это не конфетки. Это цветные счетные палочки, мы очень любим с ними играть. Карлсон, скажи, а кто к тебе в гости придет, а то мы угощение посчитали, а сколько гостей к тебе придет, не знаем.
Карлсон : А там у меня в сумочке еще список гостей есть, там все гости и написаны.
Воспитатель: Точно, есть! А вот мы сейчас гостей Карлсона и посчитаем с помощью палочек. Открывайте коробочки с палочками. Я называю гостя, а вы выкладываете на столе одну белую палочку для каждого гостя. Малыш (выкладывает на магнитной доске белую палочку, дети – на столе, так для каждого героя, собачка, Фрекен Бок, Матильда. Давайте вместе посчитаем, сколько палочек у вас получилось: одна, две, три, четыре. Сколько палочек? ( ответы: 4, индивидуальные ответы). Карлсон, у нас палочек 4 - гостя 4, а кто же пятый?
Карлсон : А пятый – я!
Воспитатель: Точно! Мы для Карлсона палочку ведь не поставили, давайте и для него найдем белую палочку. И теперь палочек у нас сколько стало? ( ответы: 5, индивидуальные ответы). А теперь давайте белые палочки поставим рядом друг с другом, чтобы получилась одна белая длинная палочка. А сейчас найдем в наших коробках одну палочку, такую же по величине как получившаяся белая. Какая это палочка? (Желтая, индивидуальные ответы). Ребята, желтая палочка в нашем наборе обозначает число 5.
Мы же еще умеем играть с палочками, подходите ко мне, немного поиграем (дети подходят к воспитателю).
Палочку любую в руки ты возьми,
И свой цвет фигуры на полу найди.
(Каждый ребенок берет одну палочку и ищет на полу фигуру такого же цвета, как и палочка. Воспитатель спрашивает у каждого ребенка, какая у него фигура и какого она цвета).
А теперь всем вместе дружно
Хорошо размяться нужно!
Раз - вперед наклонимся,
Два – назад прогнемся.
И наклоны в стороны
Делать мы возьмемся.
На ходьбу мы перейдем
И фигуры обойдем.
Возвращаемся назад,
Карлсон наш нам очень рад! (движения физминутки выполняются в соответствии с текстом)
А еще мы можем выкладывать из этих палочек разные геометрические фигуры. Давайте возьмем 5 желтых палочек. И сейчас мы выложим из них фигуру (демонстрация на магнитной доске). Что за фигура у нас получилась? ( ответы: квадрат, индивидуальные ответы). А сейчас возьмем три фиолетовых палочки, и выложим из них треугольник. А теперь соединим этот треугольник с квадратом (треугольник на квадрат). Что получилось? ( ответы: дом). (Приложение 1)
Карлсон : Молодцы, ребята! Чудесные домики получились!
Воспитатель: Да, действительно, чудесные! А давайте мы теперь фиолетовые палочки уберем в коробки. А из желтого квадрата сделаем красивые чашки с блюдцами. Слушайте внимательно и повторяйте за мной (демонстрация на магнитной доске). Берём две белые палочки и кладем их сбоку около квадрата. Теперь найдите одну голубую палочку и кладем около белых. Черную палочку положите вниз, под квадрат. А еще одну голубую – под черную. Посмотрите, получились у нас чашки с блюдцами? (Ответы) (Приложение 2)
Карлсон : Да такие красивые чашки с блюдцами мне бы точно сегодня пригодились.
Воспитатель: Ребята, у меня есть идея! Подойдите ко мне, я вам потихоньку расскажу. Давайте мы одну коробку палочек подарим Карлсону, пусть он со своими гостями тоже поиграет ими. (Ответы)
Карлсон, мы посоветовались с ребятами и решили подарить тебе одну коробочку, чтобы ты мог со своими гостями выложить такие же чашки с блюдцами.
Карлсон : Спасибо вам за подарок и за вашу помощь!
Окончание НОД
Воспитатель: Ребята, а как мы сегодня помогли Карлсону? ( ответы: посчитали угощения, показали, как играем с палочками и т. д.) Да, ребята, мы с вами считали угощения и гостей, отвечали на вопрос «Сколько?», вспомнили известные геометрические фигуры и, конечно, этим мы очень хорошо помогли Карлсону!
Карлсон : Ребята, мне так у вас понравилось, но мне пора улетать, - гости скоро придут! До свидания!
Воспитатель и дети: До свидания! (звук пропеллера)
Литература:
1. Новикова, В. П. / Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3–7 лет / В. П. Новикова, Л. И. Тихонова. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
2. Помораева, И. А. Формирование элементарных математических представлений : Средняя группа / И. А. Помораева, В. А. Позина. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
3. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2015.
4. Щербакова, Е. И. Методика обучения математике в детском саду. – М. : Издательский центр «Академия», 1998.