Ирина Поломошнова
Конспект непосредственной образовательной деятельности по коммуникации с использованием мнемотехники по теме: «Весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности по коммуникации с использованием мнемотехники
в группе комбинированной направленности детей 6-го года жизни
Тема: «Весна»
Доминирующая образовательная область по ФГОС ДО : «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: формировать умение составлять связный рассказ о весне с помощью мнемосхем.
Задачи:
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по коммуникации с использованием мнемотехники по теме: „Весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2016
Образовательные : формировать представления детей о весне и типичных весенних явлениях в природе; формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, упражнять в подборе эпитетов к словам; формировать умение составлять связный рассказ по опорным схемам; расширять, уточнять и обогащать словарь детей, используя знаково-символическую систему.
Развивающие: развивать связную речь, умение подбирать действия и признаки, словесно-логическое мышление, зрительное внимание, наблюдательность, мелкую и общую моторику, инициативность, координацию движений, самостоятельность, связную речь, творческое воображение, мышление.
Воспитательные: воспитывать отзывчивость, доброжелательность, желание общаться и играть со взрослым и сверстниками, заботливое отношение и любовь к природе; формировать умение работать в коллективе; создать радостную и теплую атмосферу в группе.
Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, двигательная…
Активизация словаря: Весна, весенние месяцы: март, апрель, май; приметы весны : становится тепло, тает снег, деревья просыпаются, появляются цветы; солнце, ручеек, сосулька, птицы.
Техническое обеспечение занятия
Оборудование: магнитофон, ноутбук, аудиозапись «Времена года. Весна» П. И. Чайковский, мяч, указка-сосулька
Демонстрационный материал: мнемосхемы.
Раздаточный материал: бумага формат А4 голубого цвета на каждого ребенка, детали-заготовки для составления картинки-пейзажа на каждого ребенка, клей, салфетки.
Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций по теме «Весна», наблюдение во время прогулок, экскурсий; чтение произведений художественной литературы о весне; работа над составлением мнемосхем.
Планируемые результаты:
Воспитанники имеют расширенное преставление о весне, как времени года; у них сформирован навык употребления имени прилагательного с именем существительным в мужском, женском, среднем родах и подбора определений; дети умеют составлять рассказ по заданной теме с использованием мнемосхем; расширены представления воспитанников об окружающем мире.
Ход НОД
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Дети входят в группу под негромкую музыку.
Воспитатель: - Здравствуйте ребята, я очень рада видеть вас и ваши добрые лица! Давайте посмотрим друг на друга, и улыбнемся! Сегодня у нас необычное занятие, на нем присутствуют гости. Давайте их поприветствуем:
Здрaвствуй, небо голубое!
Здрaвствуй, солнце золотое!
Здрaвствуй, вольный ветерок!
Здрaвствуй, солнечный денек!
Я живу в родном кaю.
Всех я вaс приветствую!
(Дети встают в круг)
1. Игра «Запоминай-ка» (введение в тему)
Цель: активизировать словарь детей по теме «Весна».
Воспитатель: - Ребята, давайте поиграем.
- Вы должны быть очень внимательными и запомнить как можно больше слов: ручеек, подснежник, проталинка, сосулька, лужи.
- Какие слова запомнил ты?
- Вы запомнили все названные слова, потому что были внимательными. Молодцы!
- К какому времени года мы можем отнести перечисленные слова? (Весна)
- Какие весенние месяцы вы знаете? (Март, Апрель, Май)
- Какое время года было до весны? (Зима)
- Какое время года наступит после весны? (Лето)
- Какое время года будет между зимой и летом? (Весна)
II. Основная часть
Воспитатель:
Весна приготовила для вас сюрприз.
Отгадайте, что это?
Висит за окошком
Кулек ледяной.
Он полон капели,
И пахнет весной. (Сосулька)
Воспитатель: - Молодцы, ребята, правильно. Вот она волшебная сосулька, и я хочу с вами поиграть.
2. Игра “Волшебная сосулька»
Цель: активизация словаря прилагательными, умение подбирать слова-признаки.
Педагог объясняет до того кого дотронется волшебная сосулька, тот и отвечает, дети садятся вокруг воспитателя на коврике
Весна (какая) : теплая, нежная, веселая, долгожданная, солнечная, дождливая, ранняя, поздняя, долгая, радостная, ветреная.
Воспитатель: - Молодцы. Как много вы знаете о весне. Ребята, а вы зиму с весной не перепутаете.
(Дети встают полукругом)
Дети: - Нет!
Воспитатель: Давайте проверим.
3. Игра «Скажи наоборот»
Цель: развивать умение подбирать антонимы.
-Ребята, сейчас я вам буду говорить словосочетания о зиме, а вы мне будете называть словосочетания о весне с противоположным значением, а чтобы нам легче было выполнить задание, весна отправила нам свой солнечный мячик:
Зима ушла, а весна - …- пришла.
Зима холодная, а весна - …- тёплая.
Зимой солнце морозит (не греет, а весной - …- греет.
Зимой сугробы высокие, а весной - … - низкие.
Зимой лед толстый, а весной -… - тонкий.
Зимой день короткий, а весной -… - длинный.
Зимой воздух холодный, а весной -… - теплый.
Зимой птицы поют тихо, а весной -…-….- громко.
Воспитатель: - Все правильно ответили, молодцы!
(Дети садятся на стульчики)
4. Составление рассказа о весне с помощью мнемотаблицы.
Воспитатель: - Ребята, мы с вами повторили признаки и явления весны, а теперь давайте побудем писателями и составим интересный рассказ о весне, а помогут нам в этом схемы-картинки.
Цель: упражнять детей в умении составлять рассказ-описание о весне с использованием мнемосхем; развивать высшие психические функции: память, внимание, образное мышление.
На экране схема первого предложения.
Воспитатель: - Ребята, составьте предложение по схеме (один ребенок преобразует, символы в образы и составляет предложение «Весной ярко светит солнце»)
(И так дети по всеми схемами составляют отдельные предложения)
(Примеры составления предложений по мнемоквадратам).
Весной… ярко светит солнце.
Тает снег.
Бегут ручьи, дети пускают кораблики.
На деревьях набухают почки, появляется трава.
Просыпаются медведь и ежик.
Из теплых краев возвращаются перелетные птицы.
Просыпаются насекомые.
Весной появляются первые цветы: подснежники.
Воспитатель: - Молодцы ребята, замечательные предложения о весне вы составили, а сейчас я приглашаю вас на физминутку «Подснежники»
5. Физкульминутка «Подснежники»
Вот подснежники проснулись (встают, протирают глаза,
Улыбнулись (улыбаются,
Потянулись (тянутся,
Раз – росой умылись (умываются,
Два – изящно покружились (кружатся,
Три – нагнулись и присели (наклоняются и приседают,
А четыре полетели (бегают,
Пять – они остановились (останавливаются)
И тихонько опустились (приседают).
(Дети проходят на стульчики)
На экране мнемотаблица для составления полного рассказа о весне.
Воспитатель: Ребята, как будет назваться наш рассказ? (Весна).
Один ребенок составляет рассказ по картине.
Воспитатель: - Молодцы ребята, какие интересные получились у вас рассказы. За вашу хорошую работу, весна вам дарит вам подарки, яркие «Солнышки-медальки».
III. Заключительная часть Подведение итогов. Рефлексия.
Установка на дальнейшую деятельность
Воспитатель: Ребята, о каком времени года мы сегодня с вами говорили? А что вам больше всего понравилось? А что вам больше всего запомнилось?
Рефлексия. - Молодцы, ребята мы весну долго ждали? – Да! – Значит она какая? - Долгожданная! А мы можем чем то помочь весне, чтобы она быстрей наступила?
В/ о детей: Мы можем весну нарисовать, сделать аппликацию о весне и т. д.
Конечно, вы сейчас самостоятельно составите весеннюю картинку-пейзаж, а потом по ней составите рассказ о весне для родителей.