Елена Реуцкова
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Дифференциация звуков [Н] и [М]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности
Ф. И. О. педагогического работника Реуцкова Елена Алексеевна
Место работы МДОУ «Детский сад №32»
Используемая общеобразова-
тельная программа дошкольного образования Подготовка детей к школе с общим недоразвитием речи
в условиях специального детского сада. Т. Б. Филичёва,
Г. В. Чиркина.
Возрастная группа Подготовительная
Область основной общеобразова-
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи „Дифференциация звуков [Н] и [М]“» размещена в разделах
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- Буква Н и звуки [Н], [Н’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2015
тельной программы дошкольного
образования Речевое развитие (обучение грамоте)
Тема непосредственно образова-
тельной деятельности Дифференциация звуков Н и М.
Интеграция образовательных областей Познавательное развитие. Социально-коммуникативное
развитие.
Целеполагание Цель: Умение детей давать сравнительную акустико-артикуляционную характеристику звуков Н, М.
Образовательные задачи :
- формировать умение дифференцировать звуки Н,М в слогах, совах, предложениях.
Развивающие задачи :
1. Развивать умение :
-выделять звуки в составе слова;
-определять позицию звука в слове;
-определять и называть основные качественные харак- теристики звуков при звуковом анализе слов;
-упражнять в чтении прямых и обратных слогов;
-составлять разные предложения с заданным словом используя схему.
2. Развивать артикуляционную моторику, дыхание.
Воспитательные задачи:
-воспитывать умение доброжелательно слушать ответы
товарищей;
-воспитывать интерес к чтению.
Предварительная работа с детьми Словесные, дидактические, настольно-печатные игры,
игровые упражнения на развитие фонематического слуха.
Дидактическое обеспечение
непосредственно образовательной
деятельности Демонстрационный материал; доска; куклы; картинки на звук Н,М; схема характеристики звуков; кассы букв; фишки звуков, схема предложений.
Раздаточный материал: картинки на звуки Н,М; кассы букв; разноцветные фишки для ЗАСС; пеналы схем предложений; схемы определения слогов.
Методы и приё мы Практические: игровые, словесные, дидактические игры и
упражнения, артикуляционная гимнастика, творческие задания.
Наглядные: рассматривание таблицы схемы, предметных картинок, букв, кукол.
Словесные: игровые упражнения, чтение прямых обрат-ных слогов, словесные и дидактические игры, беседа.
Виды детской деятельности Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.
Этапы работы
Вводная часть
Определение целей, которые ставит педагог перед детьми на данном этапе непосредственно образовательной деятельности :
- описание методов мотивиро-вания (стимулирования) познавательной активности детей в ходе непосредственно образова- тельной деятельности. 1. Организационный этап.
- Артикуляционная гимнастика: «оскал», «трубочка», «маляр», «почистим верхние зубки», «толстый Петя», «худой Петя».
- Упражнение на дыхание: вдох – 2 выдоха, 2 вдоха- 1выдох, 3 вдоха -1 выдох, 1вдох – 1 выдох.
2. Мотивационно - ориентировочный этап.
Сюрпризный момент появление двух кукол. Им нужно дать имена: одной на звук Н, другой на звук М в начале слова.
Основная часть
- изложение основных положений
нового материала;
- описание методов, способствую-
щих решению поставленных задач;
-описание основных форм и мето-дов организации индивидуальной
групповой деятельности детей;
-определение возможных дейст-
вий педагога в случае, если ему или детям не удаётся достичь поставленных целей;
- описание методов организации
совместной деятельности педагога с учётом индивидуально-диффе-
ренцированных особенностей детей;
-описание форм и методов дости-
жения поставленных целей в хо-
де закрепления нового материала
с учётом индивидуальных особен-
ностей детей. 3. Поисковый этап.
Дети назвали кукол Наташа, Маша, дают акустико-артикуляционную характеристику звукам Н, М, по таблице-схеме.
4. Практический этап.
Игра «Дразнилки»- развитие фонематического слуха.
(поворить слоговые ряды)
ма-ма-на (девочки)
на-на-ма (мальчики)
ма-на-ма (девочки)
на-ма-на (мальчики)
Игра «Определи правильно звук».
(выделение звуков Н, М из ряда звуков, слогов, слов, предложений)
-на звук Н хлопнуть в ладоши, на звук М топнуть.
звуки : а, о,н,м,и,п, т.
слоги: ан, ам, ом, ут, ын, ма, на, па, му.
слова: Наташа, мак, ум, кино, ком, кон.
предложение: Мама купила носки.
Игра «Определи позицию звука в слове»
(В начале, в середине, в конце звук М, Звук Н)
Муха кино
ЗАСС - «муха», «кино»
(определение количество звуков в слове, количество слогов слове – коллективная работа).
ЗАСС – индивидуально.
Проверка выполнения задания: 1 ребёнок у доски.
Итог – вывод: звук М – согласный, звонкий, в нашем слове твёрдый; звук Н – согласный, звонкий, твёрдый.
Игра «Составьте предложения со словом «МУХА», «КИНО».
С этими словами дети составляют предложения. (Выкла-дывают на столах схемы предложений).
Анализ предложений.
Показ буквы Н,М.
Каждый звук на письме обозначается буквой.
-дать характеристику буквам: чем отличаются, чем похожи. (У буквы М в середине две наклонные палочки. А, у буквы Н в середине одна прямая палочка.
Похожи: у буквы Н и буквы М есть две вертикальные палочки).
-Прописывание букв Н, М в воздухе пальчиком. Нахождение букв в кассе букв.
Итог-вывод: молодцы правильно дали характеристику буквам.
Динамическая пауза.
Вот зарядка Маши, Наташи: Встают прямо.
Разотрём мы наши уши, (Растирают уши пальцами обхватывая мочки)
Мы погладим нашу шею (Поочерёдно поглаживая ладо-нями).
Надо делать всё скорее.
Плечи вверх мы поднимаем (Поднимают плечи на каждый слог).
Руки в стороны, качаем (Руки вытягивают и качают вверх-
вниз).
Руки вниз и шагом марш! (маршируют).
Вот зарядка Маш и Наташ.
Чтение слогов:
Работа с разрезной азбукой за столами индивидуально (ам, ан, ма, на,он, ом, она, нам.
Итог- вывод: все правильно выполняли задания, составляли и читали прямые и обратные слоги.
Игра «Подарим картинки Наташе и Маше»
Дети дарят картинки со звуком Н - Наташе, а со звуком М-Маше.
Итог-вывод: все дети внимательны, правильно выделяли звук и распределили картинки.
Заключительная часть
-подведение итогов непосредст-
венно образовательной деятельности (организация рефлексии);
-описание положительных действий детей;
-определение перспективы исполь
зования полученных качеств. 5. Рефлексивно-оценочный этап.
-Что нам надо было сделать?
-Что мы делали и как?
- Что было сложно, что получилось?
Все вы сегодня были - молодцы. Благодарю за работу.