Олеся Коршунова
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей 5–6 лет «Сопоставление звуков [З] и [С]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми 5 – 6 лет
Тема: «Сопоставление звуков [З] и [С]»
Воспитатель: Коршунова Олеся Петровна, МДОУ «Детский сад № 64 «Мармеландия» г. Петрозаводска Республика Карелия
Тематическая неделя: Книжный мир
Цель: дифференциация звуков [З] и [С].
Задачи:
1. - закрепить знания детей о звуках [З] и [С];
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей 5–6 лет „Сопоставление звуков [З] и [С]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
2. - способствовать развитию у детей фонематического и речевого слуха;
3. – закрепить умение детей определять место звука в слове;
4. - учить различать твердость или мягкость звука;
5. - продолжать учить детей составлять предложение и его схему.
Материалы: сундучок, клубочек, записка, карточки с загадками, демонстрационные карточки букв; фишки зеленого и синего цветов на каждого ребенка, счетные палочки.
Этапы образовательной деятельности :
1 этап - погружение
Дети встают в круг.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с гостями.
Артикуляционная гимнастика.
Воспитатель: Давайте вспомним с вами скороговорки, которые вы уже знаете. Кто какую скороговорку помнит?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Какие скороговорки вы помните со звуком [С]? А со звуком [З]?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! Как много скороговорок вы уже знаете. Сегодня мы с вами разучим новую скороговорку.
Скороговорка
Рассказывал сказочник сказку
Про Снегурочку и Синеглазку.
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? Какие вы любите сказки?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Хотите отправиться в необычное путешествие по сказкам?
«Глаза закрываем, немного помечтаем.
Тихонько повернемся.
В сказку перенесемся».
2 этап - основной
Дети закрывают глаза, звучит музыка «В гостях у сказки».
Воспитатель: Ой, ребята, а тут какая-то волшебная коробочка! Сколько здесь интересного! Смотрите, записка.
Воспитатель читает задание.
Воспитатель: Вспомните и назовите сказочных героев, в именах которых есть звуки [З] и [С].
Дети: Ответы детей.
Если дети затрудняются, воспитатель достает из коробочки загадки о сказочных героях.
Воспитатель: Ребята здесь загадки! Воспитатель читает загадки.
Загадки:
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка…
(Снегурочка)
Он моторчиком жужжит
И над улицей кружит.
Он летит всё выше, выше,
У него есть дом на крыше.
(Карлсон)
Её узнают все по шапочке красной.
Однажды ей волк повстречался опасный.
Он девочку съел бы и не подавился,
Но тут дровосек с топором появился.
(Красная Шапочка)
Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко-красных сапогах.
(Кот в сапогах)
Налетела злая вьюга,
Герда потеряла друга:
В царство льда умчался Кай.
Герда, Герда, выручай!
Вьюга кружит вправо, влево
В сказке(«Снежная королева»).
Такое лишь в сказке волшебной случается:
Карета из тыквы большой получается!
В чудесном наряде, легка, словно пёрышко,
Со сказочным принцем знакомится (Золушка).
Утащили злые птицы
Кроху-братца у сестрицы,
Но сестричка, хоть мала
Все же малыша спасла.
Что за птицы в сказке были
И кому они служили?
(Гуси лебеди и баба Яга)
Уверенный в себе, хоть неумейка,
И от природы он большой зазнайка,
А ну-ка угадать его сумей-ка,
Известен всем под именем …
(Незнайка)
В Цветочном городе его все уважают,
Уж очень много всего он знает.
(Знайка)
В стужу в лес ее отправили
И замерзать там оставили.
Но Мороз ее не погубил,
За доброту и старание ее он наградил.
(Морозко)
Знают всё о ней соседи,
Ведь живут в одном лесу.
Знают волки и медведи
Про обманщицу…
(Лису)
Он с виду кажется простым,
А ведь бывает золотым.
Не зря его Тортилла
На дне пруда хранила.
(Золотой ключик)
Воспитатель: Молодцы! Вспомнили героев. Воспитатель открывает коробочку и достает клубочек.
Воспитатель: Что же тут еще такое есть интересненькое? Ой, волшебный клубочек!
Воспитатель: Хотите поиграть с клубочком? При помощи этого волшебного клубочка мы с вами поиграем в игру «Поймай звук».
Я вам буду называть героя сказки или её название. Если в слове есть звук [С] – вы ловите клубочек, если нет – не ловите.
Пример: Снегурочка, Мальвина, Сказка о царе Салтане, Дюймовочка, Алладин, Гуси лебеди, Русалочка, Буратино, Лиса, Мальчик-с-пальчик, Соловей Разбойник.
Воспитатель: Поменяем задание. Если в слове есть звук [З] – вы хлопаете, если нет – вы топаете.
Пример: Заяц, Баба Яга, Морозко, Знайка, Незнайка, Крошечка Хаврошечка, Аленький цветочек, Волк, Емеля, Золотой ключик.
Воспитатель: Ребята, мы сейчас с вами ловили какие звуки? Показываю две карточки с буквами З и С.
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Давайте их произнесем. [З], [С]. Сравните, какие это звуки?
- [З] – громкий звук, Звонко поет песенки. Песенка комара. (звонкий)
- [С] – тихий звук, голос «спит». (глухой)
Воспитатель: Молодцы, справились с заданиями.
Физкультминутка «Сказка даст нам отдохнуть»
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем — и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
- Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево - вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
- Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять,
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Красной Шапочки совет:
- Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять.
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова в путь! (Дети повторяют описываемые движения.)
Воспитатель: Отправляемся на следующую сказочную полянку. (Дети проходят и садятся за столы).
Звуковой анализ слова – СКАЗКА
Воспитатель: Посмотрите на слово сказка и скажите, где находится звук [С]?
Дети: В начале слова.
Воспитатель: Где звук [З]?
Дети: В середине слова.
Воспитатель: Сколько слогов в этом слове? Как вы узнали?
Дети: Два.
Воспитатель: Перед вами лежат фишки, возьмите их. Что означает зеленая фишка?
Дети: Мягкий согласный звук.
Воспитатель: Что означает синяя фишка?
Дети: Твердый согласный звук.
Воспитатель: Поиграем в игру «Твердый или мягкий».
Дидактическая задача. Закрепить знания детей о мягких и твердых согласных.
Оборудование. Фишки зеленого и синего цвета у каждого ребенка.
Содержание. Воспитатель называет слова с мягким и твердым согласным звуком в любой позиции, а дети поднимают соответствующую фишку: на мягкий звук – зеленую фишку, на твердый – синюю.
Воспитатель: Я вам буду называть слова с согласным звуком [С]. Если согласный звук мягкий – вы мне показываете зеленую фишку, если твердый – синюю. Готовы?
Пример:
[С] - Белоснежка, Снегурочка, Гуси лебеди, Синеглазка, Сивка бурка, Ковер самолет, Сапоги скороходы, Лиса, Спящая красавица, Двенадцать месяцев, Серый волк.
[З] – Золушка, Незнайка, Домовенок Кузя, Морозко, Зайчик.
Воспитатель: Отложите фишки и возьмите палочки. Подумайте и составьте предложение с вашим любимым сказочным героем. Дети называют предложение, составляют из счетных палочек схему этого предложения.
3 этап - заключительный
Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу. Понравилось вам путешествие? Что вам понравилось больше всего? Какие звуки мы сегодня сравнивали?
Молодцы! Вы замечательно справились со всеми заданиями и я хочу вам подарить вот такие раскраски с любимыми героями сказок. Но это еще не все сюрпризы, давайте заглянем в нашу волшебную коробочку. Дети достают угощение. Пора возвращаться!
Звучит музыка «В гостях у сказки», воспитатель произносит слова:
«Глаза закрываем, немного помечтаем.
Тихонько повернемся, и домой вернемся».
Спасибо за внимание!