Валентина Вараксина
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Воздух видимый и невидимый»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Вторая младшая группа
Воспитатель - Вараксина В. А.
Интеграция образовательных областей : «Познание», «Коммуникация».
Задачи:
Образовательные :
-подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг нас и внутри нас; расширять знания о воздухе.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Воздух видимый и невидимый“» размещена в разделах
-дать представление о том, что он обладает свойствами (невидим, прозрачный, легкий)
-способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха :
-способствовать формированию у детей познавательного интереса.
Развивающие:
- Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
-развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность
-развивать мышление, память, речь, интерес к экспериментальной деятельности.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к явлениям неживой природы, внимательность, наблюдательность, самостоятельность.
Предварительная работа:
- наблюдение за ветром
Словарная работа:
Активизировать речь и обогащать словарь:
«Прозрачный», «невидимый», «легкий», «опыты».
Оборудование и материалы: воздушные шары, трубочки для коктейля, стаканчики с водой, полиэтиленовые пакеты, мыльные пузыри по количеству детей, игрушечный зайчик.
Ход деятельности
(Звенит колокольчик.)
Воспитатель. Кто-то пришел к нам в гости. Пойду, погляжу!
(воспитатель уходит и тут же возвращается)
Воспитатель. Ребята наши гости не хотят показываться, пока мы сами не отгадаем, кто они. А вот и подсказка:
Сегодня все ликуют!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные ()
Дети. Шары
Воспитатель. Правильно, к нам в гости прилетели воздушные шарики.
Вот они!
(вносит в группу разные по форме и цвету шары)
Воспитатель. Дети, поглядите на шарики. Как вы думаете, что находиться у них внутри?
Дети. Воздух.
Воспитатель. Мы его видим?
Дети. Нет, мы его не видим.
Воспитатель. Раз мы его не видим, значит воздух какой?
Дети. Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный
(воспитатель вносит игрушечного зайку)
Зайка Кузя. Раз воздух невидимый, значит, никакого воздуха и нет! Здравствуйте, ребята! Меня зовут Кузя! Я услышал ваши разговоры и потихоньку зашел, чтобы не мешать вам. А теперь послушал, о чем вы тут говорили, и решил, что никакого воздуха нет!
Воспитатель. А вот и есть Кузя! Его даже можно почувствовать и увидеть.
Зайка Кузя. Ха – ха – ха. Если вы утверждаете, что воздух существует, тогда покажите. Покажите мне его.
Воспитатель. Да, я знаю, что воздух есть, и он всегда вокруг нас и мы можем в этом убедиться, давайте его поймаем.
(Дети ловят его ладошками, но не получается.) (Ловим ртом, но не видим его)
Опыт 1
Воспитатель. Возьмите пакет, что в нем?
Дети. Он пустой
Воспитатель. Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Мы воздух можем поймать в пакет. Ловим и закручиваем пакет. Пакет стал похож на подушку. Воздух занял свое место в пакете. Теперь выпустим воздух из пакета. Пакет стал тоненьким. Почему?
Дети. В нем нет воздуха.
Воспитатель. Наш вывод: воздух прозрачный. Для того, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы это сделали, мы его поймали и заперли в пакете, потом выпустили его.
Воспитатель. Мы говорили о том, что воздух есть везде. Как вы думаете, внутри нас есть воздух?
Дети. Да.
Воспитатель. Да. Воздух нужен человеку и животным для дыхания. Он попадает внутрь при вдохе через рот или нос и также выходит при выдохе.
Ребята, покажите, как дышат ваши носики.
Воспитатель. Сейчас мы это проверим.
(Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой «Ладошки»)
(воспитатель раздает трубочки, дети их рассматривают)
Воспитатель. Для чего нужны отверстия в трубочках?
Дети. Сквозь них что-нибудь вдувают и выдувают.
Опыт 2.
Воспитатель предлагает детям подуть в трубочку, подставив ладошку под струю воздуха.
Воспитатель. Что вы почувствовали, когда дули?
Дети. Ветерок.
Воспитатель. Откуда он появился?
Дети. Мы выдохнули воздух, который перед этим вдохнули.
Воспитатель. Ну вот, Кузя, ты видел, что воздух существует?
Заяц Кузя. Нет, нет. Это все ваши фокусы
Воспитатель. Ты не прав, воздух можно не только почувствовать, но и увидеть. И каждый из ребят может сам провести такой опыт. Хотите попробовать?
Заяц Кузя. Хочу, хочу.
Опыт 3.
Задание подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой. (Дети выполняют). Что мы видим? (Выходят пузырьки)
ВЫВОД: Внутри нас есть воздух. Мы дуем в трубочку, воздух выходит. Для того, чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а затем выдыхаем через трубочку.
Воспитатель. Ребята, какие пузырьки еще можно пускать?
Дети. Мыльные
(Воспитатель предлагает детям пускать мыльные пузыри.)
Опыт 4.
(Дети пускают мыльные пузыри под музыку).
Воспитатель. Они такие красивые, разноцветные, легкие. А, что находится внутри мыльных пузырей? Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух. Это мыльная пленка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Пузыри легкие, наполненные воздухом, парят в воздухе.
ВЫВОД: мы выдыхаем воздух. Значит, воздух есть внутри нас.
Ребята, посмотрите, как разыгрались наши шары! А может, их научим нашей игре? И Кузя с нами поиграет.
(Игра «Раздувайся пузырь»). (Как на елке снег, снег)
Заяц Кузя. Да, теперь я верю, что воздух есть! Спасибо ребята, вам. Можно я своим друзьям расскажу о воздухе?
Воспитатель. Не только расскажи, но и покажи, такие же опыты, чтобы и они смогли все увидеть своими глазами.
Заяц Кузя. Обязательно! Ну, тогда я побежал! До свидания!
(Кузя убегает)
Итог занятия
Воспитатель. Ребята, с чем мы сегодня играли? Что мы узнали о воздухе? (Ответы детей)
Воспитатель. «Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!