Людмила Сорокаева
Конспект образовательной деятельности по детскому экспериментированию «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности
по детскому экспериментированию.
Старший дошкольный возраст.
Образовательная ситуация. Воздух – невидимка.
Разработала: воспитатель
Сорокаева Людмила Вячеславовна
Публикация «Конспект образовательной деятельности по детскому экспериментированию „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Цель. Продолжать расширять представления детей о воздухе (невидимый, прозрачный, есть везде, его можно почувствовать, услышать, о значении воздуха для всего живого. Познакомить с новыми свойствами воздуха – расширяется при нагревании, имеет силу. Развивать логическое мышление, умственную активность при работе с моделями, умение делать выводы.
Активизировать словарный запас дошкольников. Способствовать формированию интереса к экспериментированию. Воспитывать положительные эмоции.
Словарная работа. Невидимый, прозрачный, дуем, расширяется при нагревании, есть сила.
Средства. На каждого ребёнка – 0,5 литровая банка, губка, тряпочка, почва, камни, шарик, перфокарта, фломастер.
У воспитателя – картофель, соломинка, пластиковая бутылка, шарик, таз с горячей водой, модели «Правила безопасного поведения во время экспериментирования».
На стенах висят воздушные шары.
Ход.
Взаимодействие педагога с детьми
- Ребята, а я знаю загадку, попробуйте её отгадать.
- Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем.
Без чего человек не может жить?
- Правильно, ребята, это воздух, без него человек не может жить.
- Ребята, для чего нам с вами нужен воздух?
- Кому ещё нужен воздух?
- Правильно, воздух нужен всем растениям, животным, человеку – всему живому на Земле. Воздух окружает нашу планету, воздухом дышит всё живое.
- Ребята, я предлагаю вам взять перфокарты и выполнить такое задание:
- Зачеркните те объекты, которым воздух не нужен.
(Самостоятельная работа детей с перфокартами).
- Молодцы, ребята, все справились с заданием. Правильно зачеркнули те объекты, которым воздух не нужен. Это солнце и радуга.
- Ребята, вы сказали, что воздух необходим всему живому на Земле. А можно ли воздух увидеть? Почему?
- Правильно, ребята, воздух невидимый, прозрачный.
- Ребята, у нас в группе есть воздух?
- Как это можно доказать?
( Дети предлагают варианты: помахать веером, рукой около лица).
- Докажите, что в группе есть воздух, но прежде вспомним правила безопасного поведения во время экспериментирования.
( Дети называют знакомые правила:
*Не подталкивай соседа!
*Взял, потом положи на место!
*Будь осторожен со стеклянными предметами!
*Внимание! Горячая вода!
(Дети доказывают, что в группе есть воздух).
- Ребята, как вы думаете, где ещё есть воздух?
Самостоятельная деятельность детей (доказывают, что воздух есть везде).
- Молодцы, ребята, вы доказали, что воздух есть везде и всюду : и в трубочке, и в губке, и в почве, и в камнях.
- Ребята, можно воздух услышать?
- Докажите, что воздух можно услышать.
Самостоятельная деятельность детей (дети надувают шарик, выпускают из него воздух).
Молодцы, ребята, вы доказали, что воздух можно услышать.
Психогимнастика «Четыре стихии».
- Сегодня я хочу вам показать и доказать, что у воздуха есть сила
- Давайте это проверим.
- Кладу картошку на стол, беру соломинку и втыкаю в картошку, соломинка сгибается и не протыкает картофель.
- Теперь зажимаю соломинку в кулаке и большим пальцем закрываю отверстие с одной стороны.
- Резким движением втыкаю соломинку в картошку. Она легко входит в картошку и протыкает её.
Вывод.
- А произошло это вот почему. Большой палец задержал воздух в соломинке. Воздух надавил и укрепил стенки соломинки, не дал ей согнуться, поэтому она стала сильной. Следовательно, воздух имеет силу.
- Ребята, посмотрите, как много шаров у нас в группе.
-Как вы думаете, что внутри шаров?
- Правильно, внутри шаров воздух.
- Ребята, как мы обычно надуваем шары?
- Хотите, покажу, как можно надувать шарики по-другому?
- Пустой воздушный шарик я надеваю на горлышко пластиковой бутылки.
- Мне нужна горячая вода, но я хочу предупредить, что повторять этот эксперимент без взрослых ни в коем случае нельзя. Это опасно для здоровья!
- Ставлю бутылку с шариком в таз с горячей водой и держу её.
- Что вы сейчас видите?
- Правильно, шарик стал надуваться. Это происходит потому, что воздух внутри бутылки стал нагреваться и расширяться. Ему стало тесно в бутылке и он стал переходить в шарик. Поэтому шарик стал надуваться.
Вывод.
- Воздух при нагревании расширяется.
- Ребята, что нового мы сегодня узнали о воздухе?
- Правильно, мы узнали, что у воздуха есть сила, при нагревании он расширяется.
- Молодцы, ребята, все сегодня старались, думали, отвечали на вопросы. Что ещё хотели бы узнать?
(Дети говорят, о чём они хотели бы узнать).
- Я запишу ваши вопросы, а на самые интересные постараюсь ответить.