Виктория Алексеевна Семенова
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Волшебник-воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование знаний детей о воздухе и его свойствах, через исследовательскую деятельность.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей со свойствами воздуха;
- закрепить знания детей об известных свойствах воздуха;
- формировать умение самостоятельно проводить опыты, размышлять, обобщать результаты;
Развивающие:
- развивать у детей наблюдательность, изобретательность, познавательную активность в процессе экспериментирования;
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром „Волшебник-воздух“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
- активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия;
- продолжать формировать умение детей отвечать полным ответом;
Воспитательные:
- прививать бережное отношение к природе;
- развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою точку зрения;
- воспитывать аккуратность при проведении опытов, осторожность.
Методы и приёмы:
- Игровой (внесение игрового персонажа, сюрпризные моменты).
- Наглядный (физминутка)
- Практический (опыты)
- Словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера)
Материала и оборудование:
Полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, пластмассовые стаканчики, пластмассовые трубочки, салфетки (по количеству детей, иллюстрации разных потоков ветра, 2 апельсина, 1 пластмассовый тазик среднего размера.
Ход НОД:
Звучит веселая музыка воспитатель обращается к детям:
В – дети, посмотрите, что у меня очутилось под столом? (воздушные шары – 3шт) (ответы детей, тут на одном из шаров написана загадка, вы внимательно послушайте и отгадайте:
Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Что это? (ответы детей)
В - Правильно, это воздух, сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные! А давайте отправимся в путешествие экспериментов на воздушных шариках? (играет громкая музыка)
Влетает Карлсон: Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?
В - Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе.
Карлсон: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята?
В - Скажите, ребята, Карлсону, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
В - Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
Карлсон: Вот-вот! Невидимый! Значит, его и нет вовсе!
В - Погоди, погоди, Карлсон! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!
Карлсон: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!
В - Ребята, давайте докажем Карлсону, что воздух всё-таки есть? (ответы детей). Для этого мы отправляемся на воздушных шариках в путешествие. Полетели с нами Карлсон.
В - Мы приземляемся, держитесь крепче. Мы попали на остров, где сможем поймать воздух, посмотрите, а на острове живет настоящий ученый (родитель 1, давайте поздороваемся.
Опыт №1
Ученый: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? (ответы детей, посмотрите, какой он тоненький. Теперь вы наберите в пакет воздух и зажмите его.
Каких размеров стал пакет? Что в пакете? На, что стал похож пакет? (ответы детей).
Ученый: молодцы! Все верно сказали, воздух занял всё место в мешке.
Теперь разожмите пакет и выпустите из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Ученый: дети, а воздух какого цвета? (ответы детей) воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать!
Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.
Карлсон: А мне этот мешочек что-то напомнил! Летом я видел, как люди используют такой «запертый» воздух! На речке! Это, кажется был…ну вот вспомнить не могу, дети может вы видели, что люди берут с собой на речку где есть «запертый» воздух? (ответы детей, надувной матрас! Спасательные жилеты, спасательный круг, надувные мячи.
Карлсон: Точно! Вспомнил, молодцы ребята, ну что полетим на следующий остров?
Воспитатель: подождите, прежде чем полететь, нам нужно выполнить волшебные движения:
Физкультминутка:
Я с утра сегодня встал,
С полки шар воздушный взял.
Начал дуть я и смотреть –
Стал мой шарик вдруг толстеть.
Я все дую – шар все толще,
Дую – толще, дую – толще.
Вдруг услышал я хлопок –
Лопнул шарик, мой дружок.
Воспитатель: молодцы ребята и тебе спасибо Карлсон за помощь, теперь мы можем отправляться на следующий остров на наших воздушных шарах!
Вот мы и добрались и снова, нас встречает ученый (родитель 2)
Карлсон: а можно я задам вам вопрос? (обращается к ученому) вот интересно, а внутри человека воздух есть?
Ученый 2: Как вы думаете, ребята. Давайте проверим? (ответы детей)
Опыт № 2
Ученый 2: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит? (ответы детей, есть ли внутри нас воздух? (ответы детей, но чтобы подуть ещё, мы что сначала делаем (ответы детей, вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Карлсон: Понятно! Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?
Ученый 2: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?
Дети: Нет.
Опыт № 3
Ученый 2: возьмите по одной салфетке и подуйте на нее, что случилось с салфеткой? (ответы детей)
Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас?
Дети: Мы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок.
Ученый 2: В природе такое ощутимое передвижение воздуха называется - ветер. Люди научились его использовать (показ иллюстраций, но иногда он бывает слишком сильным и приносит много бед (показ иллюстраций).
Карлсон: вот так спасибо вам, теперь мне все понятно стало, а теперь хватайтесь за наши воздушные шарики, полетим на следующий остров, ой а чем это так вкусно пахнет? (ответы детей).
Воспитатель: здравствуйте ученый (родитель 3, а что это у вас тут интересного происходит?
Опыт № 4
Ученый 3: у меня есть апельсин и сейчас я положу его в миску с водой, что с ним случилось?
Дети: апельсин плавает.
Ученый 3: И даже, если очень постараться, утопить его не удастся, почему?
Дети: В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха, они выталкивают апельсин на поверхность воды
Ученый 3: у меня есть очищенный апельсин положим его в воду. Апельсин утонул! Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему?.
Дети: Без кожуры апельсин тонет, потому что он тяжелее воды.
Ученый 3: какие же вы молодцы, все правильно сказали.
Воспитатель. Ребята, давайте ещё раз напомним Карлсону, что мы узнали про воздух.
Дети: воздух бесцветный, поэтому мы его не видим; чтоб увидеть воздух, его надо поймать; воздух есть даже внутри людей; в апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха.
Карлсон:А ещё я наконец-то узнал, что такое ветер! Ветер – это движение воздуха, спасибо вам ребята и за это я хочу вас отблагодарить маленьким сюрпризом (выносит воздушные шары, пусть наше путешествие запомнится для вас ярким, как эти воздушные шары!