Ольга Антонова
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Воздух» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Ольга Антонова
Цель: Закрепить представление детей о роли воздуха в процессе экспериментирования; развивать познавательную активность, расширять знания о воздухе.
Задачи:
• обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха (невидим, необходим для дыхания, не имеет определенной формы, при нагреваний расширяется, а при охлаждении сжимается; легче воды);
• познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;
• познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его ролью в жизни природы и человека;
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Воздух“ в старшей группе» размещена в разделах
• развивать навыки проведения опытов;
• учить выдвигать гипотезы;
• развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
• создать условия для формирования первоначальных элементов экологической культуры;
• воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность.
• познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом – кляксографией.
Интеграция образовательных областей
• «Познание», «Социализация», «Здоровье», «Коммуникация», «Безопасность»
Материалы:
1. Целлофановые пакеты
2. Палочки (зубочистки)
3. Трубочки для коктейля (на каждого ребенка)
4. Стаканы (на каждого ребенка)
5. Бутылки (на каждого ребенка)
6. Крышки от фломастеров (на каждого ребенка)
7. Воздушные шары
8. Апельсин, яблоко, лук
9.Ёмкости с водой
10. Резиновая игрушка
11. Кусок резины
12. Краски
13. Альбомы
Ход нод:
Воспитатель:
"Собрались все дети в круг. (Дети встают в круг)
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнмся"
Воспитатель: А сейчас предлагаю вам начать наше занятие. Я сейчас загадаю вам загадку.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем (воздух)
Воспитатель: Теперь присаживайтесь на стульчики. Ребята, скажите, что нас с вами окружает?
Дети: Дома, деревья, птицы, животные.
Воспитатель: Правильно! А что необходимо, для жизни и человеку, и растениям, и животным?
Дети: Пища, вода, воздух.
Воспитатель: Молодцы! Для чего нам нужен воздух?
Дети: Дышать.
Воспитатель: Сделайте глубокий вдох, выдох. Вы знаете сколько человек может прожить без еды, А без воды? (несколько дней) А без воздуха? (не больше 5 минут). Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?
Дети: Лаборатория.
Воспитатель: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе. Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов).
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
Воспитатель: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы. (дети садятся)
Мы опыты начинаем
Интересно здесь бывает
Постарайтесь все понять
Много нужно здесь узнать
Воспитатель: Итак, начнем наши опыты. Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте. (ответы детей)
Эксперимент № 1 «Как поймать воздух?»
Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите? (ответы детей)
Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку (зубочистку) и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? (ответы детей)
Вывод: воздух можно почувствовать.
Воспитатель: А вы знаете, как можно увидеть воздух? (ответы детей)
Эксперимент № 2 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»
Воспитатель: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть. Что вы увидели?
Дети: Пузырьки воздуха.
Воспитатель: Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему?
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.
Воспитатель: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)
Эксперимент № 3 «Слышим воздух»
Воспитатель: Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик. Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите?
Дети: Звук, воздух.
Воспитатель: А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим?
Дети: Писк, воздух.
Воспитатель: С помощью чего мы услышали воздух?
Дети: Нам помогли баночки, бутылочки и шарик.
Вывод: Воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой).
Воспитатель: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)
Эксперимент № 4 «Узнай по запаху»
Воспитатель: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили. Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы.
Дети: Апельсин, лук, яблоко.
Воспитатель: Вы замечательно справились. Молодцы.
Эксперимент № 5 «Имеет ли воздух вес?»
Воспитатель: Это мы сейчас проверим. На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины. Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет. Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?
Дети: Воздух.
Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать?
Дети: Да
Воспитатель: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (показываю технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать)
Воспитатель: Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите, вам понравилось проводить опыты?
Дети: Да. Понравилось.
Воспитатель: Какой опыт вам показался интересным больше всего? (ответы детей). Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом? (ответы детей).
Воспитатель: Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными, активными. Молодцы, ребята!