Валентина Волкова
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Уссурийский тигр — хозяин тайги»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей : познавательная, социально-коммуникативная, речевая, физическая.
Виды детской деятельности : коммуникативная, игровая, продуктивная, двигательная.
Цель: расширение знаний об уссурийском тигре, как о животном, занесенном в Красную книгу, формирование любви и гордости к родному краю
Задачи:
1. Систематизировать знания о символике края — гербе и флаге Приморского края.
2. Пополнить и закрепить знания детей об уссурийском тигре.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе „Уссурийский тигр — хозяин тайги“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Тигр, тигрята, амурский тигр
- Уссурийск, мой город
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
3. Формировать познавательный интерес.
4. Учить отвечать на вопросы полным ответом.
5. Закрепить навык правильного произношения звука «р».
6. Развивать логическое мышление, память, речь.
7. Сформировать убеждение о бесценности природы и обитателей края, и подвести к выводу о необходимости ее сохранять.
8. Вызвать восхищение от необычной дружбы тигра Амура и козла Тимура.
Предварительная работа: Экскурсия в сафари-парк, наблюдение за тигром, беседы с детьми о Приморском крае; чтение художественной литературы о тиграх и жителях тайги :; прослушивание аудиокассет «Голоса леса»; загадывание загадок; рассматривание дидактического материала; книжных иллюстраций; подбор стихов, создание презентации.
Оборудование и материалы: телевизор, видеомагнитофон, ноутбук (для показа презентации, Красная книга Приморья, разрезные картинки тигра и козла, шапочки тигрят и козлят.
Ход занятия.
Воспитатель:
Есть в России край такой
С необычной красотой.
Здесь и море и тайга,
Лотос смотрит в облака,
В сопках тигр и олень,
Есть лимонник и женьшень.
Постарайся, угадай,
Что это за край (Приморский край)
(Дети подходят к карте Приморского края)
- Почему называется Приморский край? (расположен у моря)
- У нашего края есть свои символы.
Показ изображений герба и флага.
- Кто знает — что это такое? (герб, флаг)
- Внимательно посмотрите, и запомните, что на них изображено. На гербе и на флаге – золотое изображение идущего уссурийского тигра. Это означает, что Приморский край является единственным в России естественным местом обитания этого животного.
- А, вы хотите оказаться в лесу? Вот у меня волшебный цветик – семицветик, который поможет осуществить наше желание.
Хором с детьми проговариваем
- Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-нашему вели.
Вели. Чтобы мы оказались в лесу.
(Дети закрывают глаза, кружатся)
(На экране слайд Уссурийской тайги)
- Ребята, вот мы оказались в лесу - этот лес необычный, его люди называют тайгой, (Уссурийской тайгой). Тайга - удивительное создание природы.
- Чем отличается тайга от обычного леса? Каких деревьев в тайге больше? Почему деревья называются хвойными? Кто живёт в тайге?
Загадка
Это что за зверь лесной,
Встал скульптурой под сосной?
Ему выжить помоги,
Он король нашей тайги.
(Рассматривание слайдов тигра)
- Здесь, в знаменитой уссурийской тайге, живёт тигр. Его любимые места обитания - горные кедрово-широколиственные леса. Особенно любит тигр леса со скалами, пещерами. Здесь он охотится, с высоких точек обозревая свои владения. Тигра называют хозяином уссурийской тайги. Тигр - символ богатства и красоты Дальнего Востока.
-Расскажите, какой он? (тигр большой, полосатый, у него есть глаза, уши, хвост, лапы.)
– Да, верно. Тигр - очень большая дикая кошка, свирепая, сильная, быстрая, неустрашимая. Это крупное животное ударом лапы может свалить с ног лошадь. Посмотрите, какие у него сильные лапы. А знаете, что тигру полоски помогают в охоте, маскируют его. Его движения плавные, ловкие, быстрые, он умеет двигаться бесшумно и аккуратно. Как у истинного хищника у него тонкий слух, отличное зрение, высокая прыгучесть, он хороший скалолаз и пловец.
Кошки умеют мурлыкать, мурлычет и тигр, когда он сыт и спокоен. Но если что-то не по нему – глухо рычит, и издаёт угрожающие звуки.
- Давайте порычим, как тигры, сначала тихо. Потом громче.
(Дети произносят звук «р»)
- Днем тигр прячется, а ночью выходит на охоту. На охоте тигр полагается на замечательное острое зрение и слух. Он подкрадывается к добыче неслышно и прыгает. Ему помогает умение ходить очень, очень осторожно, так, чтобы другие звери не услышали
- А давайте, и мы попробуем пройти по «тигриной тропе».
(Небольшая часть пола длиной 2-3 метра и шириной 40-50см, демонстрируя мягкую, крадущуюся походку, дети по очереди проходят по этой тропе.)
- И пришли мы с вами по тигриной тропе на полянку, пора бы, и поразмяться нам немного.
Физкультминутка «Мы – тигрята»
– Ребята, давайте на несколько минут превратимся в шаловливых тигрят.
Дети выполняют все движения, описанные в речовке.
Прибежали все тигрятки
И все начали зарядку –ррррр- звук –р- произнося на выдохе.
А теперь все дружно, вместе,
Начинаем бег на месте. – ррррр
Тигрята вертят головой,
Начинаем мах ногой. - ррррр. Вот пришёл конец зарядке,
Улыбнулись все тигрятки – ррррр
- Молодцы вам понравилась звериная зарядка?
- А вот интересное наблюдение: если у тигра уши вверх торчат - то тигр спокоен, если уши в стороны – значит, прислушивается, а если уши прижаты к затылку – тигр готовится к прыжку. А ещё тигра называют санитаром леса, он охотиться на слабых и больных животных.
- Несмотря на то, что тигр такой большой и сильный, но он тоже нуждается в нашей защите. Посмотрите, я хочу показать вам Красную книгу. Это особая книга, в неё заносят животных, которых осталось очень мало. Они могут скоро исчезнуть с земли, если о них не позаботиться сейчас. Тигр тоже занесён в эту книгу охраны природы. Численность тигров увеличиться, если мы будем охранять, защищать их. И не только тигров, но и всех животных. И, конечно же, мы с вами знаем как нужно вести себя в лесу. Давайте вспомним правила поведения в лесу. (Нельзя в лесу шуметь, разрушать гнёзда, рвать, топтать цветы).
- Правильно. Природу надо любить, беречь её и по возможности помогать птицам и животным. Послушайте, как надо себя вести в лесу.
Дети читают стихотворение
Лесные правила.
Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки –
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай.
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать
Зря цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять:
В лес приходят отдыхать.
Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
- Ребята, недавно мы читали с вами рассказ Л. Толстого «Лев и собачка», и, обсуждая это произведение, мы отметили, что это чудо в природе, восхитились поведением льва. Так вот, такое чудо произошло и в Приморском крае в сафари-парке. Тигр Амур подружился с козлом Тимуром.
- Давайте воспользуемся цветиком - семицветиком и побываем в сафари - парке и понаблюдаем за Амуром и Тимуром.
(Дети произносят волшебные сова)
На экране сафари-парк, рассматривание слайдов Амура и Тимура.
- Ребята, какое восхищение вызывают эти животные, ощущение сказки. Здесь мы наблюдаем доброго тигра, дружелюбного. В жизни бывают чудеса и в них надо верить.
- Предлагаю составить портреты Амура и Тимура.
(Две команды на полу составляют из разрезных картинок изображения тигра и козла)
- Предлагаю поиграть в подвижную игру «Козлята и тигрята»
(выбираются 3 тигрёнка, остальные козлята.) (Дети надевают шапочки.)
Козлята:
Мы весёлые козлята
Любим прыгать и скакать.
Тигрята :
А, мы ловкие тигрята
Очень любим догонять.
(«Тигрята» бегают за «козлятами»)
- Ребята, нам пора возвращаться домой с помощью цветика - семицветика.
(Дети произносят волшебные сова)
3. Итог занятия.
- Вот мы и дома. Понравилось вам наше путешествие? Вам было интересно? Где мы побывали? Что нового вы ещё узнали о тигре?
- Давайте ещё раз вспомним. Какой тигр?
Подбор слов – определений
- Правильно. Тигр – красивый, полосатый, большой, огромный, крупный, сильный, ловкий, быстрый, прыгучий, осторожный, бесшумный, храбрый, свирепый.
- На этом мы заканчиваем, у нас осталось ещё четыре лепестка, в следующий раз мы побываем в других местах Приморского края.