Любовь Никифорова
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Старинная чувашская вышивка. Масмак»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по образовательной области Познавательное развитие
Программное содержание:
Образовательные задачи :
- Продолжать знакомить детей с одним из видов чувашского декоративно-прикладного искусства – старинной чувашской вышивкой;
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе „Старинная чувашская вышивка, Масмак“» размещена в разделах
- Вышивание, вышивка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Чувашия. Чувашская Республика
- Чувашские народные узоры, костюм
- Темочки
- Уточнить и расширить знания и представления детей о чувашской головной повязке «масмак».
- Закрепить смысловое назначение узоров, изображающих солнце, пахотную землю, животных, деревья и растения, горы.
- Закрепить умение создавать образ чувашского узора «солнце», «вспаханная земля», «животное», составлять симметричные узоры на полоске бумаги.
Развивающие задачи:
- Развивать способность восприятия и осмысления первичных орнаментальных образов-символов чувашских узоров.
- Развивать умение детей высказывать свое мнение о красоте художественных вещей;
- Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность;
-Развивать внимание, память, логическое мышление, связную речь.
Воспитательные задачи:
- Вызвать эмоциональный отклик на изделия чувашского декоративно-прикладного искусства (вышивке);
- Продолжать вызывать восхищение красотой художественных вещей;
- Воспитывать любовь к национальному искусству. Воспитывать эмоционально – положительного отношения к родному народу.
Словарная работа: закрепить в речи детей названия предметов одежды на чувашском языке (кп, масмак, пииххи, сапун, сапата, арча.
Активизировать словарный запас - солнце, дерево, пахотная земля, горы, чувашские узоры, орнамент, арча.
Материал: Кукла Илемпи в чувашской национальной одежде,
сундук, изделия с чувашской вышивкой (сурпан, головная повязка - масмак, карточки с изображением узоров, вырезанные силуэты головной повязки – масмак.
Гуашь: черного, красного, желтого, зеленого цветов, кисти, салфетки, стаканчики с водой, образцы узоров.
Предшествующая работа:
• Рассматривание чувашской национальной одежды.
• Рассматривание альбома «Украшения из серебра и бисера».
• Д/и «Подбери узор», «Прочти узор», «На что похож узор».
• Рисование по мотивам чувашской вышивки : «Кпе», «Саппун».
• Рассматривание картинок, иллюстраций, альбомов с предметами чувашского народного декоративно – прикладного искусства.
• Чтение сказок, легенд из чувашского устного народного творчества.
• Использование чувашских подвижных, малоподвижных игр.
• Беседа «Я в Чувашии живу».
Методы и приемы:
1. Чтение стихотворения «Мы по городу гуляем».
2. Музыкальное сопровождение – чувашская песня «Илемле».
3. Игровая мотивация «В гости к кукле Илемпи».
4. Рассматривание чувашского национального костюма.
5. Объяснение символов основных цветов чувашского узора.
6. Д. игра «Что обозначает узор?»
7. Рассматривание чудесного сундука с материалом чувашского декоративно – прикладного искусства
8. Вопрос к детям: «Как мы можем помочь Илемпи разукрасить головную повязку масмак?».
9. Физкультминутка «Выполни задание»;
10. Ситуация «Творческая мастерская»;
11. Самостоятельная деятельность детей и индивидуальная помощь воспитателя;
12. Составление выставки чувашских узоров.
13. Подведение итога «экскурсии» : что нового вы узнали сегодня, что больше всего понравилось, почему?
Ход занятия:
Воспитатель: У нас сегодня необычный день, к нам пришли гости, поздороваемся с ними. Сегодня мы им расскажем, что мы знаем о своей республике, о том, какими узорами украшали одежду чувашские мастера в старину.
- Ребята, скажите, пожалуйста, в какой республике мы живем?
Дети: Мы живем в Чувашской Республике.
Воспитатель: Как называют людей, которые живут в Чувашской республике.
Дети: В Чувашской республике живут в основном чуваши.
Воспитатель: Правильно, ребята, в нашей республике живут чуваши, но у нас много людей разных национальностей.
Как называется наш любимый город?
Дети: Наш город называется Чебоксары,
Воспитатель: Я вас сегодня приглашаю погулять по родному городу, столице Чувашской республики.
Дети вместе с воспитателем произносят:
Мы по городу гуляем, (дети шагают)
Мы свой город изучаем (ладонь к бровям «козырек»)
Справа есть высокий дом, (показывают правой рукой)
Обойдем его кругом (обходят высокий дом)
Ну, а слева – дом пониже, (показывают левой рукой)
Подойдем к нему поближе. ( Из домика слышится музыка: песня «Илемле, илемле»).
Воспитатель. Ребята, вы слышите эту волшебную песню? Какая песня красивая. На каком языке исполняется песня?
Дети: Песня исполняется на чувашском языке.
Воспитатель: Откуда она доносится? (Подходят к домику).
Дети: Песня слышится из домика.
Воспитатель: Ребята, в этом доме живет кукла Илемпи. Она приглашает нас в гости.
Кукла Илемпи: Здравствуйте, ребята! Сывлах сунатап, ачасем. Проходите в дом. («Дети заходят в дом», рассаживаются на стульчики).
Дети: Здравствуй, Илемпи! Сывлах сунатпар!
Кукла Илемпи: Как я рада, что вы пришли ко мне в гости… Ребята, посмотрите, пожалуйста, как необычно я сегодня одета! Как вы думаете, как называется мой наряд?
Дети: Это чувашский национальный костюм.
Кукла Илемпи: Какие вы молодцы, сразу узнали чувашский национальный костюм. Я хочу вам показать и рассказать про свой красивый чувашский наряд. Посмотрите, что надето на мне?
Дети: На кукле платье, фартук, головная повязка, лапти.
Кукла Илемпи: А вы можете назвать мою одежду на чувашском языке?
Дети: Платье – кепе, фартук – сапун, головная повязка – масмак, лапти – сапата, пояс –писиххи.
Воспитатель: Вся одежда Илемпи вышита чувашскими узорами. Красивый узор на одежде называется орнамент. (Повторяют хором и индивидуально). В цветовой гамме чувашского национального орнамента наиболее распространенными являются красный, белый и черный, зеленый, синий, желтый цвета. Как вы думаете, что может обозначать красный цвет?
Дети: Красный цвет связан с красивым, прекрасным. Он является знаком жизни, любви, отваги.
Кукла Илемпи: Что обозначает белый цвет?
Дети: Белый цвет в народе считался признаком чистоты, правдивости, мудрости.
Кукла Илемпи: очень хорошо. А что же может обозначать черный цвет?
Дети: Черный цвет обозначает землю.
Воспитатель: Черный цвет связан с тем, что в эпоху возникновения орнаментального искусства предки чувашей в большей части занимались земледелием.
Кукла Илемпи: А что символизирует зеленый цвет?
Дети: Зеленый цвет обозначает растительный мир.
Воспитатель: Зеленый цвет является и признаком жизни растений.
Кукла Илемпи: А что обозначает синий цвет?
Дети: Синий – небо,
Илемпи: А что обозначает желтый цвет?
Дети: Желтый – Солнце.
Воспитатель: Солнце дарит всем жизнь. Молодцы, ребята. Все правильно ответили. А теперь предлагаю отдохнуть.
Физкультминутка
Вверх рука и вниз рука
Потянули их слегка. (Одна прямая рука вверх, другая вниз,
Быстро поменяли руки! (Меняют руки.)
Нам сегодня не до скуки. (Приседания с хлопками).
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем – будет прок!
Крутим–вертим головой, (Вращение головой вправо и влево).
Разминаем шею. Стой! (Останавливаются.)
Воспитатель: Чувашский народ всегда любил вышивать. Все, что они видели вокруг красивое, они передавали в узорах: восход солнца, золотую луну, сверкающие звезды и солнце, реки, моря, птиц, рыб, животных. А еще в старину думали, что вышитая вещь исцеляет от болезней, оберегает дом и хозяев от беды и несчастий. Вышитые полотенца, занавески развешивали на окна, двери, чтобы ни беда, ни болезнь в избу не попали. Узоры на скатерти защищали стол и пищу. Вышитые рубахи, головные уборы защищали самого человека от разных бед и несчастий.
Кукла Илемпи: Вы, наверное, знаете, что обозначают элементы чувашского узора?
Дети: Да, мы знаем некоторые узоры.
Кукла Илемпи: Я предлагаю поиграть в игру «Что обозначает узор?»
Воспитатель: Илемпи, ты посиди, отдохни и послушай. Ребята подойдут к столу и возьмут по 1 карточке и отгадают, что чувашские вышивальщицы изображали этим узором.
(Дети отгадывают, что изображают этим узором : солнце, животное, горы, шов воды, глаз цыпленка и т. д.)
Воспитатель: Посмотрите, ребята. У Илемпи есть вышитые вещи. Хранит она их в красивом сундуке. Сундук на чувашском языке будет арча. (Хоровое и индивидуальное закрепление слова). Сундук – это мебель наших предков. В старину чуваши в таких сундуках хранили свою одежду. Интересно, что находится в этом сундуке.
(Дети встают рядом с сундуком. Воспитатель по - очереди достает вещи из сундука, спрашивает у детей) : Как вы думаете, что это такое?
Дети: Это «сурпан». Его носили чувашские замужние женщины.
Воспитатель: А это что, как вы думаете?
Дети: Это вышитая чувашскими узорами масмак.
Воспитатель: А вам нравится «масмак»? Чем он вам нравится?
Дети: Он необычный, красивый, с красивыми узорами.
Воспитатель: А что такое масмак?
Дети: «Масмак» - старинный головной убор чувашских женщин.
Воспитатель: Правильно. Садитесь, ребята на стульчики. Это «масмак»- женская налобная и головная повязка.
Он представляет собой полоску белого или красного холста с вышитыми узорами.
Какие узоры есть на масмаке?
Дети: На масмаке есть солнце, растения, горы, колосья, пахотная земля.
Кукла Илемпи: У меня для вас есть приятный сюрприз. Я вам приготовила силуэты масмака из красной и белой бумаги и хочу, чтобы вы украсили их чувашскими узорами, там же вы найдете образцы узоров. Пройдите, пожалуйста, в творческую мастерскую и начинайте работать.
(Дети рисуют узоры на масмаке. Воспитатель наблюдает за работой детей, поощряет, напоминает и т. д.).
Воспитатель: Какие красивые головные повязки получились. Работы высохнут и мы организуем выставку масмаков.
Подойдите, пожалуйста, к кукле Илемпи. Расскажите, что интересного, нового узнали вы сегодня в гостях у куклы Илемпи?
Ребё нок 1: Мы увидели удивительной красоты старинные вышитые вещи.
Ребё нок 2: Мы узнали, что означают элементы чувашского узора.
Ребё нок 3: Я узнала, что вышитые вещи оберегают нас от беды, болезни, неприятностей.
Кукла Илемпи: Спасибо, что вы ко мне пришли в гости, мне с вами было очень интересно. Никогда не забывайте традиции и культуру ваших бабушек, дедушек, прабабушек и прадедушек. Цените то, что они вам оставили в наследство. Тогда и вы вырастите настоящими добрыми людьми. До свидания, ребята! Сыва пулар, ачасем. Тепре куриччен. До следующей встречи.
Дети: Спасибо тебе, Илемпи! Тавтапус, Илемпи! Сыва пул. Тепре куриччен.
Воспитатель: Попрощаемся с нашими гостями. Возвращаемся в детский сад: Дети с воспитателем произносят:
Мы по городу гуляли, мы узоры изучали.
А теперь пора домой, в наш любимый детский сад.
Воспитатель: Вот мы с вами и вернулись в детский сад.
(Дети под чувашскую народную песню «Илемле…» уходят).
Использованная литература:
1. Васильева Л. Г. Загадочный мир народных узоров. Развитие у детей 5-7 лет способностей к созданию образов символов чувашских узоров в рисовании и аппликации. - Чебоксары: Новое время, 2005.
2. Васильева Л. Г. Чувашский орнамент в рисунках и аппликациях дошкольников. Формирование орнаментального образа в изобразительной деятельности детей 5-7 лет. – Чебоксары: Новое время, 2006.
3.«Программа воспитания ребенка - дошкольника» - Чебоксары, 1995., под редакцией О. В. Драгуновой.