Людмила Ларионенкова
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «В гости к Русалочке»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия: Создание интереса к проблеме экологического кризиса на Земле и последствий деятельности человека, путем экспериментирования. развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Задачи:
Образовательная: 1. Формировать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, понимать зависимость его состояния от действий человека, в данном случае, что деятельность человека загрязняет море: от нефти портится вода, гибнут морские животные.
Закрепить знания детей о последствиях загрязнения воды через исследовательскую работу
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности „В гости к Русалочке“» размещена в разделах
Развивающая :Формировать практические навыкисамостоятельно находить решение экологической проблемы, стремление к экспериментированию.
2. Активизировать словарный запас детей (нефтяники, нефтяная установка, Развивать связную речь детей.
3
Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, заботливое отношение к окружающей среде. Формировать чувство сопереживания, взаимопомощи.
Оборудование: корабль из стульев, фонограмма шума моря, ИКТ, оборудование для экспериментирования (перья, масло, салфетки, стаканчики с водой, миски с водой, полиэтиленовые пакеты) бортовой журнал, сигнальные
Методы и приемы:игровые,наглядные,практические,словесные,проблемный, ,ИКТ
Приемы:наглядно-зрительные-демонстрация слайдов, бортовые журналы,
Наглядно-слуховые-пояснения, указание, беседа, вопросы проблемно-поискового характера
Наглядно-действенные-опыты и экспериментирование, моделирование игровой ситуации,частично- поисковый
Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
Общение :непосредственно и опосредовано (инд. форма работы)
( Воспитатель: Здравствуйте,ребята! Спешу представиться: «Я, капитан первого ранга Людмила!
Я отважный капитан,
Я объездил много стран,
И не раз я бороздил океан!
Раз 15 я тонул, погибал среди акул,
Но, ни разу даже глазом не моргнул!
А из вас кто-нибудь плавал на корабле? (рассказы детей). Если вы хотите отправиться со мной в морское путешествие, вас ждет корабль «Отважный», занимайте места на верней палубе. (корабль из стульчиков, звучит шум моря, голоса чаек и т. д.)
Воспитатель: Море – это громадное водное пространство. Если на катере отъехать далеко от берега, то кругом будет одна вода. Можно долго плыть и день, и два – все равно будет одна вода. Такое море большое, а океан еще больше! слайд
Море бывает разное. В безветренный солнечный день оно очень красиво! Сине-зеленого цвета – такая в нем вода! Сверкает, искрится на солнце, плещется маленькими волнами, как будто оно живое. Если небольшой ветер заигрывает с морем, то по нему бегут волны с белыми кудрявыми гребешками. Куда не посмотришь – всюду по сине-зеленому полю бегут белые волны-барашки. - слайд
Но море бывает мрачным и даже страшным. В пасмурный день, когда небо заволокло серыми тучами, море тоже становится серым, хмурым. И уж совсем море становится сердитым, когда дует сильный ветер, громадные серо-черные волны с силой поднимают с берега камни и обрушивают их снова на берег. Шум и грохот волн заглушают человеческий голос. Если кто-то, купаясь, не успел выбраться на берег, спасти такого человека очень трудно: его крики о помощи никто не слышит (море все заглушает, а выйти сам на берег он не сможет – волны снова и снова бросают его в море---слайд
И уж совсем опасным и страшным бывает море во время шторма – сильного ветра с дождем. Громадные черные волны высотой с каменный дом со страшной силой обрушиваются на берег и все сметают на своем пути. Машины, торговые палатки, люди – все окажется в его пучине. Даже большие корабли часто тонут во время шторма—слайд
Ой, по правому борту вижу неопознанный объект- достают (бутылка с посланием)
Воспитатель:Посмотрим от кого послание
Слайд-изображение русалочки
Восп. Кто это? Где живет? Почему черная?
Читает послание: «Я попала в черное пятно, которое плывет на мое морское царство? Чем это может грозить мне и моим морским друзьям?
Как вы думаете, во что испачкалась Русалочка? Что же может произойти с морскими обитателями?
А вы знаете как образовалась нефть? (Рассказ воспитателя о нефти)
В давние, давние времена большую часть земли покрывали леса. Деревья были во много раз выше нынешних, и листва у них была пышнее и гуще. Росли они на болотах, так как им требовалось много влаги. Корни у них были неглубокие, и ветер легко и часто валил деревья. Но на их месте быстро вырастали новые (Показ картины древнего леса, показ нефти в колбе). Это нефть. Она образовалась из тех самых упавших деревьев, долго пролежавших под землей и постепенно сгнивших. В недрах земли целые залежи нефти, которую добывают нефтяники. Когда-то в далеком прошлом могучие деревья впитали в себя тепло и свет солнца. Ведь все растения развиваются и живут благодаря именно солнцу. Теперь это тепло и свет они отдают людям. Недаром нефть служит отличным топливом. Кроме того, что нефть служит топливом, она является отличным сырьем для химических заводов и фабрик, которые изготавливают из нее парафин для свечей, бензин, резину, линолеум, пластмассу, дерматин, краски, лак. Нефть - маслянистая жидкость темного цвета, с резким запахом.
Воспитатель демонстрирует игрушки из пластмассы, резиновые мячи разных размеров, резиновые сапожки, камера для велосипеда, свечи, лак для ногтей, стиральный порошок, бензин, солярка, нитки, ткань и другие предметы)Рассматривание фотографий.
-Как называется данное сооружение? Кто добывает нефть? (ответы детей)
- Что делают нефтяники, с помощью нефтяной вышки? (бурят, добывают нефть)
Восп. Чтобы ответить на эти вопросы проведем испытания в лаборатории.
Опыт 1. Итак, давайте посмотрим, что может произойти на поверхности моря, когда там нефть.
Возьмите пипетку и капните масло в миску с водой. Что происходит с каплей масла? (Масло растекается, так же как и нефть на море)
Опыт2. Какие птицы обитают на море и на морском побережье (ответы детей)
Как выдумаете, смогут ли взлететь птицы, если перья их в нефти?
-Возьмите перо, опустите в стаканчик, стряхните на салфетку.
_Намокло ли перо? Почему (Перья смазаны жиром, вода скатывается)
А теперь я обмакните перо в масло. Какое перо стало? Скатывается ли масло как вода?
-Вы когда –нибудь застревали в грязи? Легко ли вам было выбраться из грязи?
_Почему птицы не смогут взлететь? (Нефть склеивала им перья, они остаются на воде и погибают)
Опыт 3. Каких морских обитателей вы знаете еще? Чем они дышат? Как можно узнать, что в воде есть кислород?
-Взболтайте воду в стаканчике трубочкой. Что увидели (Пузырьки – это кислород).
Как вы думаете,нефть пропускает в воду кислород (ответы детей).А давайте проверим?-Взболтайте воду в миске с масляной водой трубочкой. Что увидели?
- А куда могут исчезнуть рыбы из места, где пролилась нефть? (Рыбы уплыли подальше от этого места) Почему?
Опыт 4. Возьмите прозрачный полиэтилен. Что вы видите через него? (Свет)
-А теперь посмотрите через черный полиэтилен. Что видите (Темно, ничего не видно)
А что нужно для жизни в воде морским растениям? Смогут ли морские растения жить без кислорода и света (Солнечные лучи не проникают и растения погибают)
Динамическая пауза "У моря".
К берегу бежит волна,
(шаг на месте и гибкое движение ладони правой руки вверх, затем вниз)
Вслед за ней еще одна
(левая рука тем же движением догоняет правую)
Эта выше
Эта- ниже,
Эта вовсе невидна
(еле заметная пологая волна правой рукой)
А на берегу морском. (присели)
Будем мы играть с песком
(собрать невидимый песок в ладони, высыпать его)
Будет башня из песка (Поочередно ставить один кулак на другой)
Как до неба –Высока!
(постепенно поднимая руки)
Результаты лабораторных испытаний занесем в исследовательские журналы: