Марина Семенова
Конспект НОД «Вода волшебница и ее жители»
▼ Скачать + Заказать документы
Тематическая неделя
Цель:
Расширять знания о воде и интерес к исследовательской деятельности
Задачи:
Активизировать речь и обогащать словарь.
Закрепить и продолжить знакомить детей со свойствами воды: вода может растворять предметы, изменять свой цвет, что пар это тоже вода и т. д.
Развивать умение обобщать результат работы и делать выводы.
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Стимулировать желание детей экспериментировать.
Публикация «Конспект НОД „Вода волшебница и ее жители“» размещена в разделах
Материалы и оборудование: Глобус,», фартуки для детей, прозрачные стаканчики, молоко, сахар, соль, мука, лимон,», краски, таз с водой, ложки, трубочки термос, зеркало.
Ход НОД:
Приветствие.
1. Беседа.
Послушайте, я сейчас вам загадаю загадку:
«На ноге стоит одной.
Крутит, вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны» (глобус).
- А что такое глобус? (это модель Земли).
- А как вы понимаете «модель Земли»? (дети высказывают, объясняют).
Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.
А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на ее модель, то есть на глобус? (можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны).
Глобус показывает форму нашей планеты, характер ее поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки (показать их на глобусе).
- Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета? (Синий цвет - это вода : моря, океаны, реки и озера).
- На нашей планете 4 океана и 30 морей. Как вы думаете, это много или мало? (Дети объясняют).
- - Кому нужна вода?
- Почему животные не могут жить без воды?
- Дети, а людям нужна вода (дети объясняют, делают выводы).
- Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение.
- А вы знаете, что на нашей планете земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному и животному миру.
В морях и океанах вода соленая. В морях и океанах, как вы знаете, вода соленая. Жить и питаться в такой воде могут только морские обитатели.
.
- А человеку, какая нужна вода? (пресная).
- Правильно, пресная вода- это вода без солей.
А людям употреблять такую воду невозможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин - это в поселках и деревнях.
- Если мы представим, что всю воду на Земле можно поместить в трехлитровую банку, то пресной воды будет только половина стакана.
Ребята, а почему вода никуда не исчезает?
Что такое круговорот воды в природе? (дети объясняют). Когда солнце нагревает поверхность водоема ил суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом - дождя, зимой - снега. Так происходит круговорот воды в природе.
.
Физкультминутка.
Солнце. Жарко. Стало тише.
Пар стремится выше- выше.
Воздух тучи охлаждает
И осадки выпадают.
И к земле стремятся ближе:
И все ниже, ниже, ниже.
Море очень широко
(дети разводят руки в стороны)
Море очень глубоко
(приседают коснувшись пола руками)
Рыбки там живут друзья,
(выполняют движение «рыбка»)
А вот воду пить нельзя!
Практическая работа.
. - Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты).
Сегодня и мы превратимся в ученых, и будем проводить опыты по исследованию воды и ее свойств, ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.
- Я вам всем предлагаю надеть фартуки, вы сегодня - лаборанты. Посмотрите на наши столы, они полностью готовы к работе. У нас будет 3 научные лаборатории. Сейчас мы поделимся на группы. Каждая группа будет проводить свои опыты. После окончания работы вы должны будете рассказать что вы делали и какое научное открытие сделали. Занимайте свои рабочие места.
- Приступим к нашему исследованию и узнаем, а всегда ли в природе вода бывает одинаковой? Может она как волшебница умеет превращаться
.
Научная лаборатория № 1.
ОПЫТ № 1: «Какой формы вода?»
На столе колбы разной формы.
Цель: установить, имеет ли вода форму.
Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в сосуды, которые находятся у нас на столе. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится, вода - это жидкость.
Опыт №2. «Лед имеет, такую же форму, как вода?».
Цель : установить, можно ли замерзшую воду переместить в любой сосуд.
Для этого возьмём прозрачный сосуд и поместим застывшую форму льда.
Вывод: Вода в твердом состоянии имеет форму.
Опыт № 3. «Вода прозрачная».
Цель: определить, какого цвета вода.
На столе два стакана. В одном стакане вода, в другом молоко. Две пуговицы.
Предложить детям опустить в каждый стакан по пуговице.
Вывод: вода прозрачная, в ней можно рассмотреть предметы.
Итог научной лаборатории №1.
Научная лаборатория № 2.
Опыт № 1: «У воды нет вкуса».
Цель: определить вкус воды.
А есть ли у воды вкус? (Дети пробуют воду и высказывают свое мнение).
Предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому - соль, третьему - аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить снова попробовать воду на вкус, что изменилось? У воды появился вкус.
Вывод: чистая вода не имеет вкус.
Вывод: вода может растворять.
Опыт № 2. Все ли может растворить вода.
Затем предложить детям растворить в воде муку и подсолнечное масло, сделать выводы.
Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.
Опыт №3. Вода имеет температуру.
Цель: имеет ли постоянную температуру вода
На столе три стакана с холодной, теплой и горячей водой, термометр для измерения температуры. Записать температуру в каждом стакане.
Вывод: температура воды зависит от окружающей среды.
Итог научной лаборатории №2.
- Делать научные открытия - дело не из легких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немного отдохнуть и нам, как считают наши ученые? Давайте выйдем из - за своих лабораторных столов и поиграем в игру.
Физминутка.
Очень всем нужна вода, делай раз и делай два.
Звери из ручья напились, влево, вправо поклонились.
Вместе на носочки встали, тучку лапками достали.
Дождик вдруг полил с утра, за работу нам пора!
Научная лаборатория №з
- Отдохнули, ребята? Вы, ребята, славно потрудились в своих лабораториях. И сейчас я вас приглашаю в свою лабораторию, где научная работа связана с чудесами, волшебством. Ведь недаром говорят, что вода-волшебница.
Опыт № 1. «Пар - это газообразное состояние воды».
Цель: подвести к пониманию того, что пар, это тоже вода.
Для и опыта необходимо взять термос с кипятком, зеркало и стекло. Открыть термос и над паром поместить зеркало.
Вывод: пар- это газообразное состояние воды, которое, при охлаждении снова превращается в воду.
Опыт № 2. «Вода меняет цвет».
Цель: почему вода стала разного цвета.
В чистые баночки налить половину воды, крышки банок предварительно закрасить синей, красной, зеленой гуашью и закрыть банки. Предложить детям взять банки в руки и раз
ОПЫТ № 3: «Способность воды отражать предметы».
- Приглашаю всех подойти к моему столу. Что на нем стоит? (таз с водой). Давайте все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (отражение своего лица). А где еще можно увидеть свое отражение? (в зеркале, в витрине магазина).
Вода может отражать предметы, так же, как и зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в нее, увидели ли вы теперь свое отражение? (очень плохо, оно размытое). Вывод: спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечеткое и размытое.
Итог.
Сегодня мы сделали много научных открытий о воде, провели опыты и в заключении нашей научной работы мы разгадаем кроссворд о воде и ее свойствах.
Кроссворд «Вода. Свойства воды»
1. Высоко над землёй они образуются из капелек и льдинок.
2. Процесс, когда вода испаряется с поверхности земли, образует облака, затем в виде дождя или снега возвращается на землю.
3. Вода в твёрдом состоянии.
4. Состояние воды в виде пара.
5. Вещество, входящее в состав любого организма.
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг?
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы, скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели.
Чтобы не было беды – Жить нельзя нам без … ВОДЫ.
Жить нельзя нам без … ВОДы