Надежда Титкова
Конспект занятия в старшей группе «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе «Русская изба».
Подготовила воспитатель Титкова Н. Н.
Задачи:
Продолжать знакомить детей с бытом, утварью русской семьи, одеждой в давние времена.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Русская изба“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Развивать речь детей, активизировать её словами: русская печь (труба, окно, шесток, заслонка, лежанка, горница, горшочек, ухват, крынка, коврик, подсвечник, сундук, шкатулка.
Развивать интерес к старинным играм, и забавам.
Воспитывать интерес и уважение к народным традициям, истокам русской культуры.
Материал для занятия. Рисунки: печь, чугунок, ухват, коврики, половики, дрова, свечи, лучина, куклы в народных костюмах, сундук, шкатулка деревянная, шкатулка плетеная. Обручи с колокольчиками «упряжки», маска «солнышко».
Предварительная работа. Знакомство с предметами быта, утварью, одеждой русского народа.
Ход занятия:
Предлагаю детям отправиться в гости, в русскую избу, а отправимся мы в путешествие по старинному русскому обычаю в лошадиных упряжках с бубенцами.
Дети «рассаживаются», под русскую народную песню отправляемся в путь.
Останавливаемся у русской избы, стучимся. Встречают нас Аленушка и Иванушка. Здороваются и мы здороваемся по старинному русскому обычаю кланяемся, положив руку на сердце.
Рассматриваем русскую избу.
Воспитатель: Мы пришли в горницу - самая нарядная и красивая комната в русской избе, в ней принимали гостей. Скажите, какой предмет занимает больше всего места в горнице?
Дети: печка.
Воспитатель: да, печка. В старинной русской избе была всего лишь одна комната, и почти половину ее занимала русская печка.
Про неё в народе говорили: «Печка кормит, печка греет, печка – мать родная».
Печь была самой главной вещью в доме.
Воспитатель: Для чего же нужна была печь в избе?
Дети: В ней и еду готовили, она и дом обогревала. На печи можно было даже спать.
Воспитатель: Давайте рассмотрим печь. Как устроена печь?
Дети: Труба, окно, шесток, заслонка, лежанка.
Воспитатель: А как вы думаете чем топили печь?
Дети: дровами.
В-ль: Растопят печку, жарко в ней станет, пора и готовить. В какой посуде готовили русские хозяйки?
Дети: в горшках, в чугунках. (предлагаю ребенку показать горшочек)
В-ль: ставят горшочек на шесток. Ой, а как же поставить горшочек в печке то горячо?
Дети: Ухватом.
В-ль: Правильно. (предлагаю ребенку показать ухват, все рассматривают)
Предлагаю детям показать, как надо брать горшочек ухватом.
Ну вот горшочек в печи, в горнице тепло.
Предлагаю детям посмотреть на пол. Чем покрыт пол?
Дети: Ковриками, половиками.
В-ль: А для чего пол покрывали половиками?
Дети: Для тепла.
В-ль: Из чего же их изготавливали русские хозяйки?
Дети: Вязали из разноцветных лоскутков ткани (из старой одежды).
Посмотрите как чисто вокруг, это хозяюшка постаралась порядок навела.
Физ. Минутка.
Вышел Ваня погулять
(Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют).
Стал подружку выбирать.
Стал подружку выбирать.
Кому ленточку отдать.
(Дети останавливаются).
Поклонись, поклонись.
(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает).
Да за ленточку держись.
Воспитатель: Поиграли, а теперь продолжим. Посмотрите, пожалуйста, на кровать, какое лоскутное одеяло сшито своими руками (Вручную). И как красиво вышиты подушки. Все делалось тщательно, с любовью, и было не только полезным, но и красивым радующим глаз. Это стремление к прекрасному, мастерство передавались от поколения к поколению.
-А вот стоит прялка. Как вы думаете, для чего она предназначалась? (Ответ детей).
-Да ребятки правильно на прялке пряли нитки. Вот так клали кудель (шерсть, лен). И пряли с помощью другого приспособления – веретено.
Особенности одежды.
Воспитатель: Посмотрите на одежду мужскую и женскую. У русской рубахи – особенность покроя ворота, его разрез располагается не посередине груди, а сбоку. Отсюда и название косоворотка, часто косоворотки украшали вышивкой. Подпоясывали рубаху поясом – кушак. Пояс (кушак) был не только украшением, к нему подшивались: нож, ложка. Пояс заменял карманы.
Рассмотрение иллюстрации из русских сказок.
Воспитатель: Женская одежда была представлена такими атрибутами: сарафан, кафтан (кофточка, фартук. Замужние женщины носили поневу – это юбка, у которой не сшиты края и передник. Самой распространенной обовью русского народа, были лапти.
Воспитатель: В каждой избе обязательно есть красный угол. В нашем музее-избе тоже есть красный угол. В старину слово «красный» означало: красивый, главный, торжественный. В красном углу висят иконы. Здесь же стоят стол и лавки. В красный угол сажали гостей, устраивали чаепитие из русского самовара.
Практическая работа с пластилином.
Воспитатель: Ребята, давайте слепим из пластилина самовар.
Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня говорили на тему «Русская изба».
— Вам понравилось? (Ответ детей).
— Что нового вы узнали? (Ответ детей).
Вы все большие молодцы!