МААМ-картинки

Конспект занятия в старшей группе «Русская изба»

Надежда Титкова
Конспект занятия в старшей группе «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия в старшей группе «Русская изба».

Подготовила воспитатель Титкова Н. Н.

Задачи:

Продолжать знакомить детей с бытом, утварью русской семьи, одеждой в давние времена.

Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Русская изба“» размещена в разделах

Развивать речь детей, активизировать её словами: русская печь (труба, окно, шесток, заслонка, лежанка, горница, горшочек, ухват, крынка, коврик, подсвечник, сундук, шкатулка.

Развивать интерес к старинным играм, и забавам.

Воспитывать интерес и уважение к народным традициям, истокам русской культуры.

Материал для занятия. Рисунки: печь, чугунок, ухват, коврики, половики, дрова, свечи, лучина, куклы в народных костюмах, сундук, шкатулка деревянная, шкатулка плетеная. Обручи с колокольчиками «упряжки», маска «солнышко».

Предварительная работа. Знакомство с предметами быта, утварью, одеждой русского народа.

Ход занятия:

Предлагаю детям отправиться в гости, в русскую избу, а отправимся мы в путешествие по старинному русскому обычаю в лошадиных упряжках с бубенцами.

Дети «рассаживаются», под русскую народную песню отправляемся в путь.

Останавливаемся у русской избы, стучимся. Встречают нас Аленушка и Иванушка. Здороваются и мы здороваемся по старинному русскому обычаю кланяемся, положив руку на сердце.

Рассматриваем русскую избу.

Воспитатель: Мы пришли в горницу - самая нарядная и красивая комната в русской избе, в ней принимали гостей. Скажите, какой предмет занимает больше всего места в горнице?

Дети: печка.

Воспитатель: да, печка. В старинной русской избе была всего лишь одна комната, и почти половину ее занимала русская печка.

Про неё в народе говорили: «Печка кормит, печка греет, печка – мать родная».

Печь была самой главной вещью в доме.

Воспитатель: Для чего же нужна была печь в избе?

Дети: В ней и еду готовили, она и дом обогревала. На печи можно было даже спать.

Воспитатель: Давайте рассмотрим печь. Как устроена печь?

Дети: Труба, окно, шесток, заслонка, лежанка.

Воспитатель: А как вы думаете чем топили печь?

Дети: дровами.

В-ль: Растопят печку, жарко в ней станет, пора и готовить. В какой посуде готовили русские хозяйки?

Дети: в горшках, в чугунках. (предлагаю ребенку показать горшочек)

В-ль: ставят горшочек на шесток. Ой, а как же поставить горшочек в печке то горячо?

Дети: Ухватом.

В-ль: Правильно. (предлагаю ребенку показать ухват, все рассматривают)

Предлагаю детям показать, как надо брать горшочек ухватом.

Ну вот горшочек в печи, в горнице тепло.

Предлагаю детям посмотреть на пол. Чем покрыт пол?

Дети: Ковриками, половиками.

В-ль: А для чего пол покрывали половиками?

Дети: Для тепла.

В-ль: Из чего же их изготавливали русские хозяйки?

Дети: Вязали из разноцветных лоскутков ткани (из старой одежды).

Посмотрите как чисто вокруг, это хозяюшка постаралась порядок навела.

Физ. Минутка.

Вышел Ваня погулять

(Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют).

Стал подружку выбирать.

Стал подружку выбирать.

Кому ленточку отдать.

(Дети останавливаются).

Поклонись, поклонись.

(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает).

Да за ленточку держись.

Воспитатель: Поиграли, а теперь продолжим. Посмотрите, пожалуйста, на кровать, какое лоскутное одеяло сшито своими руками (Вручную). И как красиво вышиты подушки. Все делалось тщательно, с любовью, и было не только полезным, но и красивым радующим глаз. Это стремление к прекрасному, мастерство передавались от поколения к поколению.

-А вот стоит прялка. Как вы думаете, для чего она предназначалась? (Ответ детей).

-Да ребятки правильно на прялке пряли нитки. Вот так клали кудель (шерсть, лен). И пряли с помощью другого приспособления – веретено.

Особенности одежды.

Воспитатель: Посмотрите на одежду мужскую и женскую. У русской рубахи – особенность покроя ворота, его разрез располагается не посередине груди, а сбоку. Отсюда и название косоворотка, часто косоворотки украшали вышивкой. Подпоясывали рубаху поясом – кушак. Пояс (кушак) был не только украшением, к нему подшивались: нож, ложка. Пояс заменял карманы.

Рассмотрение иллюстрации из русских сказок.

Воспитатель: Женская одежда была представлена такими атрибутами: сарафан, кафтан (кофточка, фартук. Замужние женщины носили поневу – это юбка, у которой не сшиты края и передник. Самой распространенной обовью русского народа, были лапти.

Воспитатель: В каждой избе обязательно есть красный угол. В нашем музее-избе тоже есть красный угол. В старину слово «красный» означало: красивый, главный, торжественный. В красном углу висят иконы. Здесь же стоят стол и лавки. В красный угол сажали гостей, устраивали чаепитие из русского самовара.

Практическая работа с пластилином.

Воспитатель: Ребята, давайте слепим из пластилина самовар.

Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня говорили на тему «Русская изба».

— Вам понравилось? (Ответ детей).

— Что нового вы узнали? (Ответ детей).

Вы все большие молодцы!

Публикации по теме:

Конспект занятия «Хлеб в обрядах и традициях русского народа» в мини-музее «Русская изба» Конспект занятия в мини–музее «Русская изба» «Хлеб в обрядах и традициях русского народа». Цель: Ознакомление детей с обрядами и традициями,.

Конспект интегрированного занятия «От Руси к России. Русская изба» (подготовительная группа)Конспект интегрированного занятия «От Руси к России. Русская изба» (подготовительная группа) Конспект интегрированного занятия «От Руси к России. Русская изба» (подготовительная группа). Программное содержание: • Знакомить детей.

Конспект НОД по музейной педагогике в старшей группе «Как появилась русская изба?» Технологическая карта НОД по музейной педагогике Тема: «Были дебри да леса, стали в дебрях чудеса…», или «Как появилась русская изба?».

Конспект ООД (музыкальная деятельность) в старше — подготовительной группе «Русская изба» Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию (музыкальная деятельность) в старше - подготовительной группе «Русская изба».Цель.

Конспект «Осенние посиделки» в подготовительной группе. Итоговое мероприятие по проекту «Русская изба» ОСЕННИЕ ПОСИДЕЛКИ В логопедической группе Форма работы с детьми - развлечение, посиделки. 1. Обучающие задачи: • Активизировать в речи детей.

Конспект занятия по ОО «Познание» в старшей группе «В мини-музее «Русская изба» Тема: «В гостях у тетушки Арины» Задачи : Образовательная область «Познание» - Расширять представление о русских народных семейных обычаях.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Русская изба»Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Русская изба» Марченко Наталья Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Русская изба" Цель: Формирование представлений.

Конспект занятия «Русская изба» 1. Оргмомент: (под музыку «Во поле берёза стояла» дети в русских народных костюмах входят в группу или в музыкальный зал. Девочки становятся.

Конспект занятия «Русская изба» (старшая группа) Тема: «Русская изба» Цель: познакомить детей с бытом русского народа. Задачи: - Открыть детям доступ к культуре своего народа, знакомя его.

Конспект занятия в старшей группе «Русская изба»Конспект занятия в старшей группе «Русская изба» Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям. Задачи: • познакомить детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей группе «Русская изба»
Опубликовано: 21 ноября 2017 в 18:04
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия в старшей группе «Русская изба»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Титкова (УИ 417309) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД