Марина Маринина
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми 5–6 лет в технологии «Ситуация»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми 5–6 лет в технологии
Тема: ПРЯМОУГОЛЬНИК
Цель:
1) сформировать представление о прямоугольнике, умение распознавать прямоугольник в предметах окружающей обстановки, выделять фигуры прямоугольной формы среди других фигур;
2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода, закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми 5–6 лет в технологии „Ситуация“» размещена в разделах
3) закрепить геометрические и пространственные представления, счёт до пяти, умение соотносить фигуру с количеством, умение определять и называть свойства предметов и фигур, сравнивать предметы по свойствам;
4) тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение и обобщение; развивать внимание, память, речь, мелкую моторику рук, фантазию, логическое мышление, творческие способности.
Материалы к занятию:
Демонстрационный: квадрат, прямоугольник, изображение ёлки, бельчонка, сороки, карточки с цифрами 1-5, картинки с предметами прямоугольной и непрямоугольной формы.
Раздаточный: карточки с геометрическими фигурами, счётные палочки.
Ход занятия:
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Дети собираются около воспитателя.
- Ребята, а вы любите путешествовать?
- А хотите отправиться вместе со мной в путешествие?
2. Актуализация знаний.
2.1 игра «Билеты на поезд»
Дидактические задачи:
1. актуализация представлений о круге, квадрате, треугольнике, овале, умение распознавать их среди геометрических фигур;
2. закрепить счётные умения, умение соотносить фигуру с количеством;
3. тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение; развивать внимание, память, речь.
- ребята, а как можно путешествовать? (на транспорте или пешком)
- а какой транспорт вы знаете? (самолет, поезд, велосипед, автомобиль)
- а на каком транспорте вы хотите путешествовать? (поезд)
- а что нужно купить, чтобы отправиться путешествовать на поезде? (билет)
- а где можно купить билет? (в специальной кассе)
- молодцы, тогда я буду кассиром. Подходите ко мне, вставайте в очередь, и приобретайте билеты.
Дети подходят к воспитателю, он продаёт им билеты (карточки с изображением одинаковых геометрических фигур от 1 до 5). В зависимости от количества детей набор карточек повторяется, меняется только цвет геометрических фигур. Как только все дети приобрели билеты, воспитатель предлагает им занять места в импровизированном поезде. На стульях прикреплены карточки с цифрами такого же цвета, как и фигуры на карточках у детей. Детям нужно занять место. На котором записана цифра, показывающая количество фигур на билете и соответствующая им по цвету. После того, как все разместились, проверяем билеты.
- почему ты занял это место? (потому что на моём билете 2 квадрата красного цвета, а на стуле карточка с цифрой 2 красного цвета и т. д.)
-молодцы, все разместились по своим местам и можно отправляться в путь, а вы знаете как правильно вести себя в общественном транспорте? (не шуметь, не сорить, не пачкать сидения, не мешать остальным пассажирам)
«Загудел паровоз и вагончики повёз.
Чох-чох, чух-чух! Далеко я укачу!»
3. Затруднение в игровой ситуации
3.1 игра «Прямоугольник и квадрат»
Дидактические задачи:
1. создать мотивационную ситуацию для формирования представления о прямоугольнике;
2. сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
3. закрепить представление о квадрате, тренировать мыслительные операции: анализ и сравнение, развивать логическое мышление и речь.
- ребята, посмотрите в окошко, что вы там видите? ( дети фантазируют: дома, лес, деревья, поля и т. д.)
- посмотрите какой красивый лес. Давайте сделаем остановку, выходите скорее и подойдите ко мне.
У воспитателя на мольберте прикреплен квадрат, прямоугольник. Короткая сторона прямоугольника равна стороне квадрата.
- ребята, посмотрите это лес. Там живут весёлые бельчата. Один бельчонок был такой шалунишка, что далеко упрыгал от своих братьев и потерялся. Слышите как он плачет. Потому что не может найти свой домик. Как вы думаете, что ему нужно сделать, чтоб увидеть свой домик? (ответы детей)
Воспитатель ставит бельчонка на квадрат. Высота бельчонка, стоящего на квадрате не превышает высоты ели.
- ребята, посмотрите, увидел бельчонок свой домик? (нет)
-почему он не увидел домик? (потому что ёлка выше бельчонка, стоящего на квадрате)
4. Открытие нового знания.
4.1 игра «Прямоугольник и квадрат» (продолжение)
Дидактические задачи:
1. сформировать представление о прямоугольнике как общей форме некоторых предметов, познакомить с некоторыми свойствами прямоугольника;
2. сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия;
3. закрепить пространственные отношения «выше»-«ниже», «длиннее»- «короче», умение определять, называть и сравнивать свойства предметов;
4. тренировать мыслительные операции: анализ и сравнение, обобщение; развивать речь, творческие способности.
- что же теперь делать? (ответы детей)
Воспитатель выслушивает все ответы, задаёт уточняющие вопросы, создаёт атмосферу поиска. С помощью вопросов воспитатель подводит детей к тому, что можно повернуть прямоугольник на бок.
- а давайте, попробуем повернуть квадрат? Что изменилось?
- да, у квадрата все стороны равны (одинаковые). А у другой фигуры одинаковые стороны?
- а что получится, если её повернуть? Чем это поможет?
- молодцы! Вот как замечательно вы всё придумали! Чем же похожи обе фигуры? Сколько у них сторон? Сколько углов?
Вместе с воспитателем дети приходят к выводу: у обеих фигур по 4 угла и по 4 стороны. Почему же мы смогли помочь бельчонку? Потому что две стороны короткие и две стороны длинные.
5. Затруднение в игровой ситуации
5.1 игра «Прямоугольник и квадрат» (продолжение)
Дидактические задачи:
1. создать мотивационную ситуацию для знакомства детей с названием прямоугольника;
2. сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
3. тренировать мыслительные операции: анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление.
- пролетала мимо сорока и спрашивает бельчонка: «Ну что, увидел ты свой домик? Сможешь дорогу обратно найти? А какая фигура тебе помогла?»
Возникает затруднение, так как дети не знают название прямоугольника.
- смогли вы помочь бельчонку? (нет)
- Почему не смогли? (мы не знаем, как называется другая фигура)
6. Преодоление затруднения.
6.1 Игра «Прямоугольник и квадрат» (окончание)
Дидактические задачи:
1. познакомить с названием новой геометрической фигуры – прямоугольник;
2. закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;
3. тренировать мыслительные операции анализ и сравнение; развивать логическое мышление, речь.
- как надо поступить, если ты не знаешь чего-то? (надо спросить у того, кто знает)
- Бельчонок, как называется фигура, которая помогла тебе увидеть свой домик? (прямоугольник)
Воспитатель фиксирует внимание детей на том, что они познакомились с новой фигурой – прямоугольником.
7. Включение нового знания в систему знаний
7.1 Физминутка
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать фантазию, речь, память.
- ребята, бельчонок приглашает вас к себе в гости. Пока мы будем идти к его домику, давайте немножко разомнёмся.
А в лесу растёт черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать. (Приседания.)
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)
7.2 игра со счётными палочками
Дидактические задачи:
1. закрепить представления о прямоугольнике и его свойствах, умение составлять прямоугольник из счётных палочек, пользоваться словами «длиннее», «короче»;
2. тренировать мыслительные операции: анализ и сравнение, развивать мелкую моторику рук, логическое мышление и речь.
Воспитатель предлагает детям сесть за стол. Обращает внимание детей на набор счётных палочек. Предлагает каждому сделать из палочек квадрат, затем подумать и добавить палочки так, чтобы получился прямоугольник.
- какую фигуру выложили сначала? (квадрат)
- что сделали, чтобы получилась другая фигура? (добавили палочки)
- что изменилось? (две стороны стали длиннее)
- у какой фигуры длинные стороны? (прямоугольник)
- чем похожи фигуры? (4 стороны и 4 углы)
- чем отличаются? (длинной сторон)
Дети с помощью воспитателя ещё раз фиксируют полученный ранее вывод: у квадрата все стороны одинаковые, а у прямоугольника две стороны длинные, а две – короткие.
7.3 игра «Подбери по форме»
Дидактические задачи:
1. сформировать умение находить в окружающей обстановке предметы прямоугольной формы;
2. тренировать мыслительные операции: анализ и сравнение, развивать внимание и речь.
Дети подходят к воспитателю. Перед ним на столе расположены предметные картинки, имеющие различную форму. Воспитатель просит подобрать для бельчонка картинки только прямоугольной формы.
- все выполнили задание? (да)
После того, как все взяли по одной картинке, воспитатель просит детей рассказать, что на ней нарисовано, согласовывая прилагательное с существительным (прямоугольный шкаф, прямоугольное окно, прямоугольная картина и т. д.)
- а почему вы не взяли другие картинки? (потому что они не прямоугольные)
8. Итог занятия
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
- где вы сегодня побывали?
- чем вы помогли бельчонку?
-что вам больше всего запомнилось, понравилось?
Воспитатель хвалит детей и говорит, что они сумели помочь бельчонку, потому что знают, чем отличается прямоугольник от квадрата.