Борисова Любовь Викторовна
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе «Детская лаборатория»
Цель: формирование навыков экспериментальной деятельности в процессе проведения практических опытов.
Задачи:
Образовательные : Дать сведения о происхождении кефира. Закрепить знания детей о свойствах воды, умение работать со схемами, символами. Обогащать словарный запас существительными (исследователь, ученый, растворитель, лаборатория, именами прилагательными (соленый, кисломолочный, пресная).
Развивающие: Развивать познавательную активность, совершенствовать двигательные умения, умения делать выводы, умозаключения, закрепить правила безопасного поведения в процессе проведения опытов.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе „Детская лаборатория“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2019
Воспитательные: Воспитывать навыки сотрудничества, аккуратности при выполнении работы.
Практические: Формировать навыки экспериментальной деятельности, закреплять умения и навыки работы с различными материалами.
Оборудование и материалы : пластиковые тарелки, ложки и стаканы, воздушные шары, подносы, салфетки, схемы, соленое тесто, молоко, вода, геркулес, яйцо, доски для лепки.
Технические средства: мультимедийный экран, компьютер.
Проведение НОД:
Воспитатель:
Здравствуйте, мои друзья!
Всех вас рада видеть я!
Сегодня с вами будем мы играть и новое в обычном открывать!
Ребята! Отгадайте загадку!
Тут пронзительно свистит чайник рано утром!
Холодильник здесь стоит, раковина с краном!
Вкусно пахнет пирогами, у плиты колдует мама! (Кухня)
Воспитатель:
Ребята! Я вас сегодня приглашаю на кухню! Но для нас она сегодня не место, где готовят пищу, а лаборатория. Мы станем исследователями, лаборантами, маленькими учеными, экспериментаторами, волшебниками. И в обычных предметах и продуктах будем открывать что-то новое и интересное.
Для этого нам необходимо одеть форму.
(Садятся на стульчики)
А помогать нам сегодня будет волшебный экран!
Посмотрите на экран! Что вы видите?
1 Слайд. Продукты питания.
Сахар, соль, лимон, яйцо, молоко, мука, овсяные хлопья, лавровый лист, вода морковь.
Воспитатель:
Что здесь изображено? Назовите это одним словом?
Дети: Продукты.
Воспитатель:
Да, экран подсказывает, что именно эти продукты помогут нам сегодня провести опыты и эксперименты.
Главный помощник на кухне – вода.
2 Слайд. Картинка «Вода».
Давайте вспомним свойства воды.
3 Слайд. Символ «Вода не имеет формы».
Воспитатель: Что показывает нам картинка? (вода не имеет формы, она принимает форму сосуда, в который ее налили).
4 Слайд. Символ «Вода не имеет цвета».
Воспитатель: Что мы узнаем о воде по этой картинке? (Вода не имеет цвета)
5 Слайд. Символ «Вода не имеет вкуса».
Воспитатель: А что показывает нам эта картинка? (Вода не имеет вкуса)
6 Слайд. Символ «Вода не имеет запаха».
Воспитатель: А что на этой картинке? (Вода не имеет запаха)
7 Слайд. Символ «Вода – растворитель».
Воспитатель: О чём говорит эта картинка? А какие вещества можно растворять на кухне? (сахар, соль и т. д)
Молодцы, мы вспомнили свойства воды.
Воспитатель:
Ребята! Вы знаете, что и в обычной воде одни предметы тонут, а другие плавают на поверхности. Я предлагаю вам это проверить на опыте.
Опыт 1. Перед вами два продукта: лавровый лист и кусочек моркови, как вы думаете утонут они в воде или нет? Давайте проверим.
Вывод: Если предмет легче воды - он плавает, если тяжелее - он тонет.
Воспитатель:
А как вы думаете, утонет ли яйцо в воде?
(ответы детей).
Давайте проверим на опыте утонет в воде яйцо или нет.
(Проходят и садятся за стол)
Опускают яйцо в воду. Яйцо утонуло.
Опыт 2. А сейчас я предлагаю вам научить яйцо плавать, а для этого нам понадобится соль. Что можно сделать с этими двумя компонентами?
(Ответы детей – соль растворить в воде)
Воспитатель:
Правильно – растворить соль в воде (ПРАКТИКА)
Положите две столовые ложки соли в стакан, тщательно перемешайте. А теперь как выдумаете, утонет или нет яйцо? Давайте проверим и сравним, как поведет себя яйцо.
Вывод: В чистой воде яйцо утонуло, а в соленом растворе оно плавает. Так как соленая вода тяжелее пресной и в ней труднее утонуть.
Воспитатель:
Посмотрим! Что нам хочет сказать волшебный экран?
8 Слайд. Шарики
Воспитатель: Я приглашаю вас поиграть в игру «Шарик»
Надуваем быстро шарик, (Дети расходятся, образуя круг.)
Он становится большой,
Вот какой! (Показываем руками.)
Вдруг шар лопнул – тсссс (Сужаем круг к центру.)
Воздух вышел, (ручки вверх.)
Стал он тонкий и худой. (Показываем ручками, какой стал шарик.)
Мы не станем горевать, (Качаем головой.)
Будем надувать опять.
Надуваем быстро шарик, (расходятся, образуя круг.)
Он становится большой,
Вот какой!
Воспитатель: Предлагаю вам пройти к столам и выполнить ещё один опыт. Опыт 3. Что вы видите на столе? (Шарики и овсяные хлопья)
А как вы думаете, что произойдёт если шарик поднести к овсяным хлопьям? (Ответы детей) Пробуют.
А сейчас давайте превратим наш шарик в магнит. А чтоб правильно нам это сделать, посмотрите на доску, здесь вы видите алгоритм выполнения эксперимента.
9 Слайд. Схема выполнения опыта
- Что возьмем сначала? Шарик
- Что возьмем потом? Шерстяная тряпочка
- Что сделаем? Натираем тряпочкой шарик
-К чему поднесем шарик? К хлопьям
А теперь пробуем сами из шарика сделать шарик-магнит
(ПРАКТИКА)
-Что произошло?
- Как вы думаете, почему?
Вывод: оказывается, при натирании, шарик приобрел свойства магнита и притянул к себе хлопья.
Воспитатель:
Исследователи! А вы любите хлопья? А с чем вы их больше всего любите кушать? (Ответы детей).
Хлопья полезно есть на завтрак с молоком. Какие продукты получают из молока?
(Ответы детей (творог, ряженку, кефир, сыр, масло)
Воспитатель: Очень полезным кисломолочным продуктом является кефир. Сейчас мы приготовим из молока кефир.
Опыт 4. Нам понадобится молоко и лимонная кислота, которую делают из лимона. В стакан с молоком положите ложку лимонной кислоты, размешайте.
-Что получилось?
-Чем отличается кефир от молока (кефир более густой, на вкус он кислый.
-Это кисломолочный продукт.
А вы знаете, где и как впервые получили кефир?
-Кефир – один из самых популярных кисломолочных продуктов.
-Слово «кефир» – турецкого происхождения: «кеф» в переводе с турецкого означает «здоровье».
В 19 веке на Северном Кавказе, в Осетии, из молока с помощью специальной закваски впервые стали делать кефир.
Воспитатель: Этот кефир хорош для приготовления теста. А что можно приготовить из теста.
( Ответы детей: хлеб, пирожки, блины, торты, пирожные)
Воспитатель: Мои маленькие ученые! Я для вас приготовила тесто из муки, соли и воды с добавлением пищевого красителя. Это тесто нельзя употреблять в пищу, а использовать только для изготовления поделок.
И я сделала торт для ваших кукол, но не успела его украсить. Поможете мне его украсить розочками?
Но сначала, нам необходимо размять наши пальчики
Пальчиковая гимнастика «Цветы»
Наши нежные цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки.
Тихо засыпают, головой качают.
Воспитатель: Предлагаю сделать розочки. (Показ изготовления розочек из теста.)
-Чтобы сделать розочки для торта, нам понадобится солёное тесто красного цвета. Возьмите небольшое количество теста, раскатайте колбаску, затем колбаску надо расплющить и закрутить спиралькой нашу розочку. Нижнюю часть срезаем стекой. И готовой розочкой украшаем торт.
(Звучит музыка П. Чайковского «Вальс цветов»)
Дети делают цветы. Украшают торт.
Воспитатель: Молодцы! Мне понравилось как вы сегодня работали. А что нового вы сегодня узнали? Чему научились? А кому вы можете об этом рассказать?
Спасибо за работу.