Светлана Коцарева
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экспериментированию с различными материалами «Маленькие волшебники»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
-расширять представление детей о свойствах различных веществ и материалов (воды, бумаги, магнита, пластмассы, дерева, стекла, металла, резины);
-знакомить с техникой проведения опытов;
-обогащать словарь детей новыми словами (эксперименты, предположения, вывод).
Развивающие:
-развивать познавательный интерес, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
-развивать коммуникативные умения;
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экспериментированию с различными материалами „Маленькие волшебники“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
-развивать мелкую моторику в процессе обследовательских действий.
Воспитательные:
-воспитывать самостоятельность и активность в процессе опытов;
-воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами;
-воспитывать любознательность, взаимопомощь.
Предварительная работа: наблюдение на прогулках, рассматривание картинок, беседы о правилах поведения в лабораториях, дидактические игры “Из чего сделано”, “Волшебный мешочек”.
Материал и оборудование : тазы с водой, волшебная палочка, пластиковые бутылки, краска-гуашь, кувшинки из бумаги, металлический ключ, прозрачные стаканы, магнит, подносы для материалов из пластмассы, дерева, стекла, резины, металла, птичьи перья, растительное масло.
Интеграция областей: познавательно-исследовательская деятельность, речевое развитие.
Словарная работа: лаборатория, эксперимент.
Методы и приё мы: игровая мотивация, вопросы, указания, поощрения, напоминания, исследовательские действия.
Ход занятия:
Дети встают лицом к гостям.
Воспитатель: «Ребятки, давайте за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся. Посмотрите, к нам пришли гости, давайте мы с ними поздороваемся».
Дети: «Здравствуйте!»
Воспитатель: «Ребята, вы любите волшебство? (ответы детей)
Вы знаете, сегодня утром я шла в детский сад и по дороге нашла вот такую палочку. Что за интересная такая палочка, а вы как вы думаете? (ответы детей). Мне кажется, что она волшебная. Давайте проверим! Хотите стать волшебниками! (ответы детей). Сегодня мы будем играть в необычную игру-эксперименты. А что бы все вы смогли заниматься интересными экспериментами, нам надо стать волшебниками. Я скажу волшебные слова, и вы превратитесь в волшебников. Сейчас я попробую с помощью вот этой палочки превратить нас в волшебников : «Вокруг себя вы повернитесь и волшебниками окажитесь» (дети кружатся и превращаются в волшебников!
Воспитатель: «Ребята, что это за волшебство! А может быть, мы попали в волшебную страну? Как вы думаете?».
Дети: «Да, наверно это волшебная страна».
Воспитатель: «Откройте глаза, вот теперь мы волшебники (воспитатель раздает детям колпачки, а раз мы волшебники, то должны творить чудеса. А творить мы их будем в «Лаборатории чудес»». А помогать нам будет в наших волшебных экспериментах- волшебная палочка. А ваша задача посмотреть на волшебство и отгадать его секрет.
Я вас всех приглашаю посмотреть первый волшебный эксперимент.
«Разноцветная вода».
На столе стоят пластиковые бутылки, наполненные водой. Воспитатель произносит волшебные слова и взмахивает волшебной палочкой :
Воспитатель: «Была водичка простой, стань водичка цветной!
Волшебники, помогайте, берите бутылочки и взбалтывайте воду (вода окрашивается в яркие цвета). Ребята, как вы думаете, в чём секрет этого волшебства? Почему вода, которая была прозрачной окрасилась в разные цвета? (дети предполагают, что скорее всего вода смешалась с краской и поэтому стала цветной).
Воспитатель: «Давайте проверим наши предположения» (педагог берёт бутылочку с водой, под крышку кисточкой кладёт густую краску-гуашь, завинчивает её и встряхивает, дети убеждаются, что вода смешалась с краской). Ребята, давайте сделаем вывод: вода бесцветная, т. е. не имеет цвета, но если её смешать с краской, то она примет цвет краски.
Воспитатель: «Секрет первого волшебства отгадан»!
Педагог показывает детям пластмассовый цветок, просит определить из какого материала он сделана (ответы детей).
Воспитатель: «Что вы видите?».
Дети: «Цветок».
Воспитатель: Я вас приглашаю посмотреть второй волшебный эксперимент.
«Живые цветы».
На столе стоит таз с водой, дети встают вокруг стола.
Воспитатель: «Ребята, посмотрите, у нас на столах кувшинки, сделанные из бумаги. Я вам предлагаю взять по одному цветку и бережно положить их на поверхность воды». Воспитатель произносит волшебные слова и взмахивает волшебной палочкой :
Воспитатель: «Эй, цветочки, просыпайтесь! Лепесточки раскрывайтесь!»
(дети наблюдают за раскрытием лепестков).
Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, в чём секрет этого волшебства? Почему лепестки цветов стали раскрываться?» (дети предполагают, что лепестки намокли, потому что бумага впитала воду».
Воспитатель: «Давайте проверим наши предположения» (педагог предлагает ребёнку в стакан с окрашенной водой опустить салфетку, которая быстро впитает воду). Ребята, давайте сделаем вывод, что бумага впитала в себя воду, и лепестки под тяжестью воды распрямились и легли на поверхность воды. А если мы опустим в воду цветок из пластмассы. Что же с ним произойдет? (ответы детей).
Воспитатель: «Отлично, ребята, и секрет второго волшебства вы отгадали. Устали? Давайте немного отдохнём».
Физкультурная пауза:
Вот волшебники идут, (дети идут по кругу, взявшись за руки)
Замыкают дружно круг.
И где палочкой взмахнут (руки вверх, помахать кистями рук)
Изумруды там и тут.
Ну, а если что-то скажут: (повороты вправо, влево)
«Крекс, пекс, фекс»,
Чудеса они покажут: (разводят руки в стороны)
Ножками потопают, (топают ногами)
Ручками похлопают, (хлопают руками)
Очень быстро приседают, (приседают)
Всем на свете помогают.
Воспитатель: «Ребята, вы слышите, что кто-то плачет? (ребята находят игрушечного Домовёнка Кузю. Домовёнок рассказывает им, что не как не может достать ключик со дна озера. Педагог и дети обещают помочь Домовёнку).
Воспитатель: «А для чего нам нужен ключ?»
Дети: «Чтобы открывать замки».
Воспитатель: «А из какого материала сделан ключ?»
Дети: «Из металла».
Воспитатель: «Я вас снова приглашаю к столу, посмотреть третий волшебный эксперимент».
«Непослушный ключик».
Дети подходят к столу. На столе стоит большая стеклянная чаша с водой, а в ней лежит ключ, рядом магнит. Показав детям магнит, воспитатель спрашивает, что это за предмет (ответы детей).
Воспитатель: «Подскажите мне, пожалуйста, каким способом можно достать ключ из воды (версии детей). А как сделать так, чтобы руки и магнит у нас были сухими?
Воспитатель: «Ваня, возьми магнит. Попробуем рассмотреть и определить его свойства ( ответы детей: какого он цвета, формы, на ощупь, гладкий или шероховатый, холодный или теплый, твердый или мягкий, с запахом или без запаха, можно ли от него отломить кусочек). Давайте попробуем приложить магнит к чашке с водой.» Воспитатель взмахивает волшебной палочкой. Ключ с помощью магнита потихоньку поднимается по стеклу.
Воспитатель: «Вот какой непослушный ключик. А магнит послушался».
«В чём секрет этого волшебства?» (дети предполагают, что магнит может притягивать металл).
Воспитатель: «Давайте проверим наши предположения».
Воспитатель берёт магнит и показывает взаимодействие его с предметами из различных материалов (пластмассы, дерева, стекла, резины, металла). И дети убеждаются в том, что магнит притягивает металл. Заполняют листы с результатами опыта.
Воспитатель: «Ребята, давайте сделаем вывод, что магнит притягивает только металлические предметы».
Домовё нок: «Спасибо вам, ребята, вы мне очень помогли. И к тому же, я много полезного узнал о свойстве металлов. Вы справились с такими трудными заданиями и отгадали все секреты волшебства».
Воспитатель: «А с какими секретами волшебства вы познакомились? Давайте, все вместе дружно вспомним!»
Дети: «Мы смешивали воду с краской; опускали цветы кувшинки в воду и наблюдали за ними; достали ключ из чаши с водой».
Воспитатель: «А что вам понравилось больше всего?».
(Ответы детей). «Молодцы, ребята! Вы справились со всеми трудными заданиями и теперь по праву можете называться «Маленькими волшебниками». А я вам хочу показать ещё один эксперимент. Мы с вами очень много говорим о том, что надо беречь природу, нельзя загрязнять пруды, озёра и речки. А чтобы вы поняли зачем это нужно делать, посмотрите этот эксперимент. Эксперимент «Птицы и нефть»
Воспитатель: «Вот и подошло к концу наше путешествие. И нам пора возвращаться в наш любимый детский сад. Вокруг себя вы повернитесь,
И в саду вы окажитесь».
Воспитатель: «Ребята, мои маленькие волшебники, вы очень постарались и в награду получаете шоколадные медали. До новых встреч!»
Дети: «До свидания!»