Ирина Минасян
Конспект НОД по валеологии «Наши верные помощники» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Наши верные помощники
Цель:
• развитие у детей представлений о различных средствах и способах познания окружающего мира, о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека, совершенствование культурно-гигиенических навыков: приучать беречь слух, зрение, соблюдать правила гигиены по уходу за ушами;
• развитие зрительного, слухового, вкусового, тактильного восприятия,
Задачи:
О/о «Познавательное развитие» :
• продолжать знакомить с обобщёнными способами исследования разных объектов с помощью специально разработанных систем сенсорных эталонов;
Публикация «Конспект НОД по валеологии „Наши верные помощники“ в старшей группе» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осанка. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
• развивать умения определять пространственные направления от себя.
О/о «Социально-коммуникативное развитие» :
• воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
• воспитывать культурно-гигиенические навыки;
• воспитывать осознанное отношение к выполнению правил безопасности;
• воспитывать уважительное отношение к окружающим.
О/о «Речевое развитие» :
• учить детей слушать, отвечать на вопросы;
• совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе.
О/о «Художественно-эстетическое развитие» :
• развивать музыкальный слух, чувство ритма
О/о «Физическое развитие» :
• формировать начальное представление о здоровом образе жизни;
• совершенствовать двигательные умения и навыки детей.
Словарная работа: обогащать словарь детей: глазница, веко; органы чувств.
Предварительная работа: Ежедневное выполнение пальчиковой гимнастики, массажа волшебных точек головы, зрительной и артикуляционной гимнастики, дыхательных упражнений. Дидактические игровые задания «Узнай на ощупь», «Твердый — мягкий», «Угадай, что за звук», «Определи на вкус». Беседы, направленные на формирование санитарно-гигиенических навыков. Чтение художественных произведений, отгадывание загадок, знакомство с книгой «Правила поведения для воспитанных детей».
Оборудование и материалы:
• медальки-цветочки с пятью лепестками, с изображением органов чувств;
• маски;
• коробочки по количеству детей, в которых находятся ароматизированные предметы (кусочек яблока, лимон, чеснок, ватный диск, смоченный в хвойном масле, лук, огурец, банан);
• стаканы с соленой, сладкой, кислой водой;
• фасоль, бумага, кубик деревянный, пластмассовый шар, ложка, ткань Методы обучения:
• беседа с объяснением материала;
• эксперименты, опыты;
• физкультминутка;
• игра.
Ход образовательной деятельности
Ребята, у нас сегодня гости! Давайте, поздороваемся друг с другом. А знаете, вы ведь не просто поздоровались, вы подарили друг другу частичку здоровья, потому, что вы сказали «Здравствуйте!» - это значит, Здоровья желаю!
Сегодня я предлагаю вам посетить город, он необычный. В нем живут веселые человечки.
Воспитатель держит в руке клубок, который показывает дорогу. Этот клубочек укажет нам дорогу. Но нужно быть готовым к тому, что в пути нам могут встретиться различные препятствия. Ну, что, в путь!
Подходят к мольберту с изображениями человечков.
Ой, ребята, а разве можно назвать этих человечков веселыми? (ответы детей) Почему? Что же здесь произошло? (ответы детей)
Я нашла какое-то письмо, (читает)
Оказывается, веселые человечки разучились пользоваться своими органами чувств, и от этого в городе все перепуталось. Они просят нас им помочь. Ну что ребята, поможем? Давайте с вами вспомним, какие органы чувств мы знаем. (рот, нос, глаза, уши, кожа)
Педагог предлагает детям начать путешествие по городу, а волшебный клубочек ведё т всех дальше: через болото.
Упражнение «С кочки на кочку».
Первая остановка у дома художника. Воспитатель обращает внимание детей на картинку, на которой изображены кисточки и краски и спрашивает у детей о профессии этого человека.
Как вы думаете, кто живет в этом доме? Как вы об этом догадались? (ответы детей)
Оказывается, наш художник разучился пользоваться глазами, и теперь его картины никому не нравятся. Ребята, а зачем человеку глаза? (ответы детей)
Правильно, ребята. Благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем нас мире. Ребята, а как бы мы жили, если бы у человека не было глаз? (ответы детей)
Воспитатель предлагает с помощью эксперимента выяснить, зачем глаза человеку. Предлагает детям надеть на глаза специальные маски, закрывающие глаза.
Скажите, что у меня в руках? А что я сейчас делаю? (2-3 бесшумных действия) Затем воспитатель просит снять маски и спрашивает, так зачем же глаза человеку. Ответы детей, дополняют друг друга.
Природа заботливо оберегает наши глаза. Они расположены в специальных углублениях - глазницах (домик). Закрывает этот «домик» специальная дверка под названием - веко.
Как называются домики? Повтори Оля, повтори.
А как называется дверца? Повтори Катя, повтори.
Глаза способны защитить себя, но если о них плохо заботиться, с ними могут случиться разные неприятности. Нам необходимо самим заботится о своем зрении, и беречь глаза.
Дидактическая игра «Что полезно, а что вредно для глаз»
Воспитатель предлагает детям взять по одной карточке (морковь, компьютер, телевизор, черника, яркий свет, чтение лежа, солнцезащитные очки) внимательно рассмотреть, подумать и решить, что для глаз вредно - положить к грустной рожице, а полезное - к смешной рожице. Объяснить свой выбор.
Правильно разложили карточки. Теперь я думаю, что художник знает, что полезно для глаз и будет самостоятельно заботиться о своем зрении. Он опять сможет писать красивые картины. А нам пора двигаться дальше. (Кидает клубочек).
Упражнение «Пройди но узкому мостику»
Дети продолжают движение по городу и подходят к домику садовода. Педагог предлагает определить, чем занимается человечек, живущий в этом домике.
Ребята, а как вы думаете, чем занимается человечек, живущий в этом домике? А как вы догадались? (ответы детей)
Да, в этом домике живет садовник, он выращивает в своем огороде ароматные овощи, фрукты и цветы. А теперь он совершенно разучился распознавать их по запаху. Что нужно, чтобы определить по запаху тот или иной предмет?
Некоторые люди считают, что нос - это только украшение лица. Самый маленький нос весьма важная часть лица. Носом мы дышим, а ещё нос помогает почувствовать и различать запахи. Вот это мы сейчас и проверим.
Дидактическая игра «Определи по запаху»
На небольшом подносе стоят коробочки по количеству детей, в которых находятся ароматизированные предметы (кусочек яблока, лимон, чеснок, ватный диск смоченный в хвойном масле, лук, огурец, банан). В коробочках сделаны отверстия, через которые нужно нюхать, то, что внутри. Ребенок должен определить по запаху, что лежит в коробочке.
Молодцы, ребята! Хорошие у вас носики! Все отгадали! Ребята, а как нужно заботиться об органах нашего дыхания? (ответы детей)
Надо беречь органы дыхания: проветривать помещение, в котором находишься, делать влажную уборку каждый день. Воздух будет на много лучше, если в доме есть комнатные цветы.
А мы с вами знаем, хорошее упражнение для органов нашего дыхания, давайте покажем его садовнику.
Упражнение: «Ветерок»
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос. выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоню (круговые движения руками).
Я думаю, теперь у садовника все будет хорошо, а нам пора идти дальше.
Кидает клубочек: упражнение «Пройди по узкому мостику»
Подходят к домику музыканта, определяют профессию этого человечка.
Музыкант разучился слышать и совершенно запутался в музыкальных инструментах. Что нам помогает слышать? (ответы детей)
В отличие от глаз, наши уши постоянно открыты, а значит, они постоянно слышат, улавливают какие-то звуки, даже когда мы с вами спим. Поэтому уши одни из первых сообщают нам об опасности.
Дидактическая игра «Услышь меня»
Выбирается ребенок, которому предлагается различить слова сначала двумя ушами, затем одним, потом закрыв руками уши - 2 раза
А теперь послушаем музыку леса. Кто больше услышит в ней звуков?
Включается аудиозапись. Ответы детей.
Чтобы уши были здоровы и хорошо слышали, есть правила, которые нужно выполнять.
Кто знает, что нельзя делать?
• Ковырять в ушах
• Не допускать попадания воды
• Не использовать для чистки ушей неподходящие предметы.
Теперь музыкант знает, как беречь свои уши. Ну, что идем дальше.
Кидает клубочек.
Упражнение «пролезь через пещеру»
Дети подходят к домику повара. Определяют профессию этого человека.
Раньше этот повар готовил очень вкусные блюда, а теперь все жалуются, что суп у него получается сладким, компот – соленым… Что нужно сделать. Чтобы узнать на вкус ту или иную еду? Какой орган чувств есть для этого у человека? Какие четыре вкуса вы знаете? Что бывает горькое? Что бывает кислым? (ответы детей)
Дидактическая игра «Узнай на вкус»
На столе стоят стаканы с соленой, сладкой, кислой водой. Дети определяют воду на вкус.
Вы молодцы! Правильно справились с заданием. Мы помогли нашему повару разобраться во вкусах еды, теперь давайте вспомним, о каких органах чувств мы с вами сегодня говорили, а о каком мы еще ничего не сказали? (кожа).
Для чего человеку кожа? (ответы детей)
С помощью кожи человек определяет качество предмета. Кожа выполняет защитную функцию организма. Это органы осязания. (Проводится игра-массаж).
Начинаем игру - массаж:
Разотру ладошки сильно, Затем руки я помою,
Каждый пальчик покручу, Пальчик в пальчик я вложу
Поздороваюсь со всеми, На замочек их закрою,
Никого не обойду. И тепло поберегу
С ноготками поиграю. Вытяну я пальчики,
Друг о друга их потру, Пусть бегут как зайчики
Потом руки помочалю, Раз. два, раз, два,
Плечи мягко разомну, Вот и кончилась игра.
Давайте узнаем, какие ваши руки, ваши органы осязания.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
В маленьких мешочках лежат предметы (фасоль, бумага, кубик деревянный, пластмассовый шар, ложка, ткань). Детям предлагается определить на ощупь предмет, лежащий в мешочке.
Ребята, а о коже нужно заботиться? Как вы это делаете? (ответы детей)
Обращает внимание детей на мольберт. Там изображены лица веселых, улыбающихся человечков.
Какое теперь настроение у веселых человечков! (ответы детей)
Мы помогли им. Ну вот, и подошло к концу наше путешествие по волшебному городу. Чем мы с вами сегодня занимались, кому помогали? Что вам понравилось на нашей встрече больше всего? (ответы детей)
Мы говорили о значимости наших органов чувств, о том, как они нам помогают. Я надеюсь, что вы приятно провели время, спасибо вам!
Есть целых пять помощников на службе у тебя,
Не замечая, ты их используешь шутя.
Глаза тебе даны, чтоб видеть.
А уши служат, чтобы слышать.
Язык во рту, чтоб вкус понять,
А носик - запах различать,
И две руки — чтобы потрогать.
Только вот у меня к вам один вопрос, кто же в первую очередь должен заботиться о ваших органах чувств, о ваших помощниках (ответы детей).
А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу на прощанье,
Мы подарим пожеланье.
(Дети говорят друг другу добрые пожелания)
Всем детям воспитатель дарит медальки-цветочки с символикой органов чувств.
5 лепестков, значит органов чувств - 5.
1 лепесток это - глаза,
2 лепесток — это уши,
3 лепесток — это носик,
4 лепесток — это руки,
5 лепесток — это язык.