Гетман Дарья
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Чтение стихотворения И. А. Бунина «Листопад»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в средней группе
Тема: Чтение стихотворения И. А. Бунина «Листопад».
Цель: Познакомить детей с новым стихотворением И. Бунина «Листопад».
Задачи:
- Учить детей слушать и анализировать стихотворение о ранней осени. И. Бунина «Листопад». Учить замечать красоту осенней природы, запечатленную в репродукции.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в средней группе „Чтение стихотворения И, А, Бунина „Листопад“» размещена в разделах
- Бунин И. А. Творчество Бунина для детей
- Деревья осенью, листопад
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Стихи про осень для детей
- Темочки
- Уточнить с детьми приметы осени. Закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением. Вызвать у детей желание самостоятельно рассказывать о красоте осени. Развивать интерес к поэзии.
- Воспитывать чувства прекрасного, эстетический вкус и любовь к природе.
Предварительная работа: Беседы с детьми на тему «Осень». Экскурсия по территории детского сада, наблюдение за осенней природой. Рассказывание пословиц и отгадывание загадок, чтение стихотворений на осеннюю тему.
Словарь к занятию: терем, лиловый, багряный, золотой, лазурь.
Демонстрационный материал: репродукция картины И. Левитана «Золотая осень».
Оборудование: Магнитная доска. Игрушка Незнайка.
Непосредственная образовательная деятельность.
1. Вводная часть.
Дети стоя в кругу выполняют приветствие «Я твой друг» :
Собрались все дети в круг (встают в круг)
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются)
Ждет знаний целая страна (хлопают в ладоши)
Сядем дружно на места (садятся на места)
В. Просит детей садиться на места.
2. Основная часть.
В. Ребята сегодня к нам в группу пришел Незнайка. (показывает игрушку «Незнайка»). Он пришел к нам в детский сад, и принес с собой вот что (показывает репродукцию картины И. Левитана «Золотая осень») и ни как не может понять, что тут изображено на картине, что произошло, почему на картине все деревья разноцветные. Что случилось?
Д. Осень наступила.
В. Ребята, наверное, Незнайка живет в своем «Цветочном городе» сказочном городе и ничего не знает про Осень. Давайте ему все расскажем и будем все показывать Незнайке.
Д. Соглашаются.
В. Ребята, давайте посмотрим, что изобразил на своей картине И. Левитан.
Д. Желтые, красные деревья, речку, тучки, трава пожелтела.
В. Да ребята, правильно, И. Левитан изобразил на картине «Золотая осень» осенний пейзаж: рощу, поле и речку. На одном берегу раскинулась березовая роща на другом ивы. У берез в роще уже пожелтела листва. Кажется, что при порыве ветра облетает с деревьев листва, покрывая землю опавшими листьями. Ивы наоборот стоят еще зеленые как будто продолжается лето. Картина у И. Левитана получилась солнечная, но солнце закрывают облака и от этого оно уже не так хорошо прогревает землю.
В. Ребята Вам понравилась картина И. Левитана «Золотая осень»?
Д. Да понравилась.
В. Ребята давайте встанем около своих стульчиков и немного разомнемся.
Пальчиковая игра «"Собираем листочки"»
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать. (сжимаем и разжимаем кулачки)
Листья березы (загибаем пальчики, начиная с большого)
Листья рябины
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. («шагаем» по столу средним и указательным пальцем)
В. Ребята, можете садиться, и продолжим рассказывать Незнайке об осеннем пейзаже.
В. Сейчас я хочу прочитать вам стихотворение поэта Ивана Бунина «Листопад»
«Листопад».
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
В. Вот какое осеннее стихотворение я Вам сейчас прочитала. Мы с Вами рассматривали картину И. Левитана, который написал осень на картине красками, а сейчас я Вам прочла стихотворение И. Бунина, который тоже писал об осени, но не красками, а своим стихотворением. Посмотрите, как стихотворение И. Бунина «Листопад» подходит к картине И. Левитана.
Д. Рассматривают картину, а воспитатель еще раз перечитывает стихотворение детям
В. Ребята, а кто запомнил, как называется стихотворение?
Д. «Листопад»
В. Какое время года описывает поэт в своем стихотворении?
Д. Осень.
В. Как поэт говорит о лесе, с чем он его сравнивает?
Д. С теремом.
В. Ребята, а как об осени пишет поэт? Какая у него осень?
Д. Осень красивая, золотая, веселая.
В. Да осень у И. Бунина красивая, расписная. Ребята, а почему поэт сравнивает лес с «расписным теремом» ?
Д. Ответы детей.
В. Да, ребята правильно. И. Бунин подчеркивает этими словами красоту осеннего леса.
В. А как Вам кажется, почему поэт говорит о березах «березы желтою резьбой»?
Д. Ответы детей.
В. Ребята у нас на участке детского сада, тоже есть красивые осенние березки.
Мы с Вами внимательно рассматривали листья березы, они как будто вырезаны. Поэт тоже рассматривал осенние листья и потому и сказал про них
«березы желтою резьбой».
В. Ребята, у меня после прочтения этого стихотворения, сделалось радостнее на душе, веселее. А у Вас?
Д. И у нас тоже.
В. Ребята, а давайте с Вами превратимся в осенние листочки.
Д. Соглашаются.
В. Физкультминутка «Осенние листики»
Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели
И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)
В. Молодцы. А, давайте поиграем сейчас с Незнайкой. Мы будем передавать его друг другу, и называть приметы осени, чтоб Незнайка лучше все понял.
Игра с Незнайкой «Приметы Осени»
( Правила игры такие: Незнайка говорит приметы лета, вы его берете и называете приметы осени.)
Незнайка. Летом очень тепло.
Д. Осенью уже намного холоднее
Незнайка. Летом я бегаю в шортиках и панамке.
Д. Осенью все одеваются потеплее, чтоб не замерзнуть.
Незнайка. Летом, если на улице дождик, то он теплый и на улице тепло.
Д. Осенью дождик уже холодный и на улице холодно, все одевают сапожки.
Незнайка. Летом всегда много птичек, которые весело чирикают.
Д. Осенью перелетные птицы улетают туда, где теплее, а остаются зимующие.
Незнайка. Летом все деревья красивые зеленые.
Д. Осенью листики желтеют, краснеют и опадают.
В. Ребята, вы молодцы. Все, что Вы перечислили, все это можно сказать об осени. Я думаю, Незнайка все понял. Ведь осень это время года, когда желтеют листья, на улице становиться холоднее, часто идут холодные дожди, дети и взрослые одеваются в куртки и сапожки, шапки. Перелетные птицы улетают в теплые края, многие животные заготавливают припасы на зиму и меняют свои шубки. Вот и я тоже перечислила приметы времени года осень.
Рефлексия:
В. Ребята, вы сегодня очень старались. Незнайке помогли разобраться, что такое осень. Ему очень понравилось у нас в гостях. Он наверняка расскажет жителям Цветочного города, что он узнал интересного. Давайте напомним Незнайке, как называется картина, которую мы рассматривали? Может кто- то запомнил автора этой картины?
Д. Отвечают.
В. Правильно, мои хорошие, автор картины Исаак Ильич Левитан. А красивое осеннее стихотворение, как называлось, и кто его написал?
Д. Ответы детей.
В. Вы все большие молодцы. Я думаю, что Вы тоже можете нарисовать свои осенние картины, как И. Левитан. Мы устроим осеннюю выставку художников нашей группы и все вместе порадуемся приходу осени.