Ковальчук Людмила
Конспект непосредственно образовательной деятельности по патриотическому воспитанию «Город чудный, город древний…»
Город чудный, город древний…
План НОД
1. Вводная часть:
Дети входят под песню «Моя Москва», в исполнении Надежды Кадышевой.
Вед: Мы живём с вами в прекрасной стране – Россия. Москва – один из крупнейших городов России, столица Российского государства, город – герой. Звание города – героя Москва получила заслуженно.
Реб. 1:
Город – герой.
Все мы гордимся нашей Москвой,
Наша столица – город – герой.
Красные звёзды горят над тобой.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по патриотическому воспитанию „Город чудный, город древний…“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
Город родной, город – герой!
Смело с врагами ты битву вела
И победила, наша Москва.
Все мы сегодня гордимся тобой,
Город родной, город – герой! Е. Карасёв
Вед. : Этот город строился веками нашими дедами, прадедами. Ведь недаром народ сложил поговорку: «Москва - не сразу строилась!» - А вы, ребята, знаете пословицы и поговорки о Москве?
Ответы детей:
*** Задание со словом Москва (выбрать правильный вариант написания слова).
2. Основная часть:
Вед. : Ребята, Москва – город древний, старый. Но всё равно было время, когда на этом месте, где сейчас Москва, стоял дремучий лес. Сейчас я расскажу вам предание, как возник этот город.
*** рассказ ведётся на фоне музыкального фрагмента - М. Мусоргский «Рассвет на Москве – реке».
Было это много – много лет назад. В городе Киеве жил – был князь Юрий по прозвищу Долгорукий.
Однажды позвал он к себе мудрого старца и говорит: «Старею я, а перед смертью хочу навестить родные места».
Собрал дружину и оправился в путь. Долго ехал князь со своею дружиною. И вот заехал в такие места, где густые леса чередовались с полянами, а по берегам реки раскинулись луга. В лесах много зверья и птицы, в реке множество рыбы. Места холмистые, овраги глубокие… залюбовался Юрий этой дивной красотой и подумал, что если построить здесь город, то врагам будет трудно преодолеть холмы, овраги и реки, а для жителей здесь есть всё необходимое.
Только подумал так Юрий и вдруг…видит между деревьями, над лесной поляной облако стало превращаться в какого – то неведомого зверя. Во многих походах бывала дружина, много диковин видывала, а такого зверя не видела: три головы, шерсть длинная, разноцветная. Не растерялся князь Юрий, поднял копьё, замахнулся на зверя, и чудо произошло: зверь начал таять и превратился в туман.
Когда все пришли в себя, спросил у мудреца князь, что всё это значит. Задумался старец и молвил:
- Явление этого чудесного зверя есть знак того, что быть на этом месте великолепному городу. Зверь был огромен, значит, и город будет велик. У зверя много голов, значит, и город будет главенствовать. Шерсть у зверя разноцветная, значит, и город будет очень красив.
- А как же назвать этот город? – спросил Юрий.
- А назови его по имени вот этой реки – Москва.
И приказал князь построить на этом месте город и имя ему дал – Москва.
А началась строиться Москва с небольшого селения, окружённого высокой оградой, была она в начале – деревянной.
- Давайте и мы с вами покажем, как трудились наши предки, но в начале приготовим наш голосовой аппарат к работе.
*** Пальчиковая гимнастика - чистоговорка «Т – Т’»,
Ат – ат – ат – любим мы смотреть парад. Дети хлопают в ладоши.
Аты – аты – аты – дружно шагают солдаты. Хлопают ладонями по коленям.
Еть – еть – еть – любим мы на них смотреть. Ритмично приставляют к глазам то одну ладонь, то другую.
Ать – ать – ать – мы тоже так хотим шагать. «шагают» пальчиками по ногам.
*** Ритмическая игра «Молоток».
Тук – тук, тук – тук – тук! Дети стучат кулачками друг о друга.
Раздается громкий стук.
Молоточки стучат,
Гвозди забивать хотят. Стучат кулачками по коленям.
Тук – ток, молоток,
Забей гвоздиков пяток! Стучат кулачками друг о друга.
***Песня - инсценировка «Русская изба», муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского
( Реквизит для обыгрывания песни: модули для постройки дома, топорики).
Вед. : Из этого селения, как из зёрнышка, вырос огромный красивый город.
Реб. 2:
Москва.
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах,
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!
На твоих церквах старинных
Вырастают дерева.
Глаз не схватит улиц длинных…
Это матушка – Москва.
Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град! Ф. Глинка
*** Задание: работа с предложением: «Город чудный, город древний».
1. Определите на слух, сколько слов в предложении.
2. Определить по схеме, сколько слов в этом предложении;
3. Назови 1 – 4 слова;
4. Объясни значение 4 слова предложения, разбей на слоги хлопками.
Вед. : Москва – это необыкновенный город, у него есть своя неповторимая жизнь, своя история. За свою многолетнюю историю существования она не раз горела в огне пожаров, боролось с поляками, татарами, французами, фашистами. Свято хранит Москва память о своей славной истории.
Мы с вами сегодня узнаем частичку из истории Москвы – это далёкий для нас с вами, 1612 год.
Выходит певец – сказитель с гуслями и под музыкальное сопровождение ведёт сказ.
Певец – сказитель:
Древней Русью через рассвете
Шли слепые не на пиры –
Композиторы и поэты,
Гениальные гусляры.
Гусли плакали, песни сея,
Нагоняя тоску и боль,
И оборванная Рассея
Шла на песню, неся хлеб – соль.
- Доброго здоровьица вам люди добрые! Поклон вам низкий, земной! Прибыл я с далёких времён, чтоб речь держать, да про город наш древний град – Москву, да про дела великие, людей наших русских.
Многих царей повидала Русь наша матушка. Но вот после того как не стало царя Ивана Грозного с 1584 года за престол российский «боролись» многие, но истинного царя по царскому роду, так и не нашлось. Один из таких правителей, которого прозвали Лжедмитрием 1 (слайд, заручился поддержкой поляков, да и вторгся в Россию. Не стал он следовать обычаям русским, да помогать простому русскому народу. Люду простому тяжело приходилось: многие голодали, бедствовали, их грабили польские солдаты. Да и поднялся народ на мятеж и разбои. Недолго правил самозванец… Но началась война и внутри России, одни русские люди воевали против других русских людей.
Бедой России воспользовались другие государства – Польша да Швеция, и пришли они на земли наши русские. Иноземцы хотели подчинить себе Русь и установить здесь собственные порядки. Двинулись на Москву войска польского короля Сигизмунда III (слайд). Испугались тут московские бояре, да и согласились признать русским царём польского королевича Владислава (слайд). Заняли поляки кремль Московский (слайд) и принялись грабить русскую казну: тащили из неё злато да серебро.
*** Задание: составить числовую прямую из карточек и прочитать полученное слово (поляки, Польша, кремль, Россия).
Певец – сказитель: Московский народ стал сопротивляться иноземцам. Тогда польские захватчики подожгли Москву.
Реб. 3 (читает отрывок из стихотворения Н. Кончаловской «Славен град Москва!»)
…Загорелось что – то где – то,
И пополз огонь седой
В слободу за слободой.
Тын за тыном, дом за домом,
По лачугам и хоромам –
До Кремля огонь добрался,
По дворцам разбушевался.
Велика Москва была –
Да сгорела вся дотла.
Певец – сказитель: Вся выгорела, да остались церквя каменные, да Кремль Московский.
***Задание «Выложи Кремль по схеме».
***Лепка из пластилина объёмными геометрическими фигурами (кубы, призма) - «Кремль».
3. Заключительная часть:
Певец – сказитель
1. Назовите столицу Российского государства?
2. Кто основал Москву?
3. Какое звание заслужил этот город?
4. Когда Москва была небольшим селением, какая она была: деревянная или каменная?
5. Кто хотел завладеть русскими землями после смерти русского царя Ивана Грозного?
6. Что происходило с русским народом в то тяжёлое, смутное время?
7. Кто поджёг Москву?
8. Что уцелело в том пожаре?
Певец – сказитель: Что же было дальше, я поведаю вам в следующий раз, а сегодня с вами прощаюсь.
Вед: Ребята, давайте порадуем нашего гостя музыкальной композицией о Москве.
*** Музыкально – ритмическая композиция с флажками под песню О. Газманова «Москва – звонят колокола».