Марина Нетудыхата
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Ь»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по «Обучению грамоте» в подготовительной группе.
Тема: «Знакомство с буквой Ь».
Доминирующая образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое- развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе „Знакомство с буквой Ь“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Деятельность детей: образовательная, игровая, коммуникативная, двигательная.
Цель: Знакомство с буквой Ь.
Программное содержание : совершенствование навыка чтения; совершенствование слогового анализа слов ;развитие зрительного гнозиса и пространственного праксиса; развитие тонкой моторики ; совершенствование навыков конструирования; воспитывать усидчивость.
Материалы и оборудование: распечатка на каждого, цветные карандаши, палочку Кюизенера, нитка.
Планируемый результат: знакомы с новой буквой Ь.
Структура занятия.
Iч. Вводная часть. 3м.
IIч. Основная часть. 25м.
1. Чтение. Мой букварь.
2. Упражнение. «Кто скорее?»
3. Печатание буквы Ь
4. Упражнение. «Буква потерялась».
5. Упражнение. «Составь предложение».
6. Упражнение. «Подбери схему».
7. Упражнение. «В чем загадка?»
IIIч. Итог занятия. 2м.
Длительность занятия 30 минут.
Ход занятия.
Iч. Вводная часть.
Приглашаю вас на ковёр. В руках у меня мяч мы будем передавать его по кругу и говорить вежливые слова.
После дети садятся на рабочие места.
IIч. Основная часть.
1. Чтение.
Педагог раздает детям «Мой букварь». Откройте буквари. В верхней части правой страницы вы видите ь. С ним вы сегодня познакомитесь. Ь раскрашен в черный цвет, потому что не является ни гласной, ни согласной буквой. А как вы думаете, почему у ь нет ни одного кружка? Дети. Значит, ь не обозначает звуков. Посмотрите на картинку рядом с ь. Послушайте стихотворение к ней.
С этой буквой просто мука :
Буква есть, но нету звука,
Потому что мягкий знак
Не произнесешь никак.
Возьмите простые карандаши. Обведите в стихотворении все мягкие знаки. Дети выполняют задание.
Вы все сделали верно. Молодцы! Теперь рассмотрите картинку в нижней части страницы. Прочитайте слова под картинкой и найдите предметы, названия которых вы прочитали.
Дети читают слова и показывают предметы на картинке.
Дети. Конь, пень, огонь, лось, рысь.
Теперь прочитайте слова на следующей странице.
1-й ребенок. Мать.
2-й ребенок. Ноль.
3-й ребенок. Конь.
4-й ребенок. Огонь.
1-й ребенок. Пень.
2-й ребенок. Рысь.
3-й ребенок. Сидеть.
4-й ребенок. Лететь.
1-й ребенок. Бежать.
2-й ребенок. Играть.
3-й ребенок. Лепить.
4-й ребенок. Говорить.
1-й ребенок. Муравьи.
2-й ребенок. Воробьи.
3-й ребенок. Ульи.
4-й ребенок. Братья.
Прочитайте слово под картинкой.
Дети. Колья.
Что это такое?
Дети. Это заостренные палки.
И наконец, прочитайте предложение все вместе, хором.
Дети. Медведь спит в берлоге. Конь скачет во весь опор. На поляне стоят ульи. На дереве затаилась рысь.
Вы хорошо читали сегодня.
2. Упражнение «Кто скорее?»
Выкладывание буквы Ь из палочки и веревочки.
Давайте проведем соревнование. Кто скорее сложит букву ь из палочки и шнурочка? Обратите внимание, что полукруг из шнурочка расположен справа от палочки внизу.
Дети берут палочки и шнурочки.
Вы готовы? Раз, два, три. Начали.
Дети выполняют задание.
Вы одновременно закончили выполнение задания! Значит, все стали победителями. Сложите палочки и шнурочки в контейнер. Дети складывают пособия в контейнеры.
3. Печатание буквы Ь в воздухе и в тетради.
Что вы видите в верхней части страницы?
Дети. Мягкий знак.
Раскрасьте его черным карандашом. Обратите внимание на то, что рядом с ь нет картинок, потому что в русском языке нет слов, которые начинаются с ь. Дети выполняют задание. Теперь возьмите ручки. Давайте напишем четыре мягких знака. Посмотрите, как я пишу мягкий знак на доске. Сначала я пишу сверху вниз палочку, потом справа внизу от нее полукруг. «Напишите» так же мягкий знак в воздухе. Дети «пишут» ь в воздухе. Раз мягкий знак никогда не стоит в начале слова, заглавной буквы ь не бывает. Теперь можете написать буквы в тетради. Дети выполняют задание. Вы очень старались и хорошо выполнили задание. А теперь прочитайте слова и напишите их самостоятельно. Будьте внимательными.
Дети выполняют задание.
Педагог приглашает детей в центр помещения и предлагает выполнить знакомое упражнение.
4. Упражнение «Буква потерялась». Совершенствование навыка составления и чтения слов. Педагог помещает на магнитную доску карточки со словами и приглашает детей к доске. Педагог. Прочитайте слова на карточках. Подумайте, какой буквы не хватает в словах. Выберите по одному слову и вставьте недостающую букву. Педагог ставит перед детьми контейнер с буквами. Дети выполняют задание. Педагог оценивает их работу. 5. Упражнение «Составь предложение».
Совершенствование навыка составления предложений с данными словами. Педагог предлагает детям остаться у доски. А теперь каждый из вас попробует составить предложение со своим словом.
1-й ребенок. Мама закрыла дверь.
2-й ребенок. В лесу рычит зверь.
3-й ребенок. У крыльца светит фонарь.
4-й ребенок. Мы читаем букварь.
6. Упражнение «Подбери схему».
Педагог убирает с доски карточки со словами и помещает на нее готовые схемы предложений. Посмотрите на схемы предложений. Подумайте, которая схема подходит к вашему предложению. Объясните свой выбор.
1-й ребенок. К моему предложению подходит первая схема, потому что в моем предложении три слова.
2-й ребенок. К моему предложению подходит вторая схема, потому что в моем предложении четыре слова, и первое слово — предлог в.
3-й ребенок. К моему предложению подходит первая схема, потому что в моем предложении три слова.
4-й ребенок. К моему предложению подходит вторая схема, потому что в моем предложении четыре слова, и первое слово — предлог у.
7. Упражнение «В чем загадка?»
Педагог помещает на доску картинку с изображением рыси и ставит перед детьми контейнеры с фишками для звукового анализа и магнитными буквами.
Кто это?
Дети. Рысь.
Составьте все вместе схему этого слова. Дети выполняют задание.
Сколько в слове букв?
Дети. Четыре.
А звуков?
Дети. Три.
Почему?
Дети. Мягкий знак не обозначает звука.
Педагог убирает пособия.
IIIч. Итог занятия.
Оценка работы детей. Педагог предлагает детям перечислить задания, которые они выполняли, высказать свои впечатления от занятия и работы на занятии своих товарищей.