Марина Нетудыхата
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Ознакомление с буквой Щщ и звуком [щ]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по «Обучению грамоте» в подготовительной группе.
Тема: «Ознакомление с буквой Щщ и звуком [щ]».
Доминирующая образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное-развитие», «Речевое- развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое-развитие», «Художественно-эстетическое».
Темочки:
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Деятельность детей: образовательная, игровая, коммуникативная, двигательная.
Цель: «Ознакомление с буквой Щщ и звуком [щ]».
Программное содержание : формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой; закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных; совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза; совершенствование навыков конструирования и печатания; развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [ш]—[щ], зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, навыков ориентировки на плоскости, тонкой и общей моторики, координации движений, творческого воображения; формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Материалы и оборудование. Магнитная доска, контейнеры с палочками Кюизенера, буквари и рабочие тетради по числу детей, контейнеры с карандашами и ручками, предметные картинки, материалы для определения места звука в слове.
Предварительная работа. Разучивание подвижного упражнения «На коняшке».
Планируемый результат: Ознакомлены с буквой Щщ и звуком [щ].
Структура занятия.
Iч. Вводная часть. 2м.
IIч. Основная часть. 25м.
1. Упражнение. «Четвертый — лишний».
2. Работа по книге. Знакомство с буквой Щщ.
3. Упражнение. «Кто скорее?»
4. Подвижная игра.
5. «Печатание» буквы Щщ.
6. Упражнение. «Путаница».
7. Упражнение. «Разноцветные линии».
IIIч. Итог занятия. 3м.
Длительность занятия 30 минут.
Ход занятия.
Iч. Вводная часть.
Педагог встречает детей, организует приветствие с ними, предлагает им встать возле стульчиков.
- Посмотрите на картинки, которые лежат перед вами. Назовите их.
1-й ребенок. Клещи.
2-й ребенок. Овощи.
3-й ребенок. Пещера.
4-й ребенок. Ящерица.
- Я повторю эти слова: клещи, овощи, пещера, ящерица. Какой звук я выделяла?
Дети. Звук [щ].
-Вот об этом звуке и букве, которая его обозначает, мы будет говорить сегодня.
IIч. Основная часть.
1. Упражнение «Четвертый — лишний».
Развитие навыков слогового анализа. Педагог предлагает детям сесть на стульчики и помещает на доску перед ними 4 картинки. А сейчас знакомая вам игра «Четвертый — лишний». Посмотрите на картинки, назовите их, деля названия на слоги.
Дети. Я-щик, плащ, кле-щи, ве-щи.
- Какая картинка лишняя? Почему?
Дети. Лишняя картинка та, на которой нарисован плащ. В этом слове один слог, а в других по два слога.
- Верно. Педагог помещает на доску следующую группу картинок. Педагог. Посмотрите на картинки и назовите их.
Дети. Щу-ка, я-ще-ри-ца, щет-ка, щип-цы.
- Какая картинка лишняя? Почему?
Дети. Лишняя картинка та, на которой нарисована ящерица. В этом слове четыре слога, а в других по два слога.
- Верно. Молодцы! Педагог убирает картинки.
2. Работа по книге «Мой букварь». Знакомство с буквой Щщ. Совершенствование навыка чтения. Педагог раздает детям «Мой букварь».
- Откройте буквари там, где лежит закладка. В верхней части левой страницы вы видите букву Щщ. Это новая согласная буква, с которой вы сегодня познакомитесь. Как вы думаете, почему под буквой только один зеленый кружок? Дети. Значит, буква Щщ обозначает только один мягкий согласный звук [щ]. Правильно. Теперь положите руку на горлышко, произнесите этот звук. Определите, это глухой или звонкий согласный. Дети кладут руку на горлышко и произносят звук [щ]. Дети. Звук [щ] — глухой. Верно. Звук [щ] — согласный глухой и всегда мягкий. Посмотрите на картинку рядом с буквой. Послушайте стихотворение к ней. Щука щелкнула зубами, В щель забилась за камнями. Педагог ставит на столы контейнеры с карандашами. Педагог. Возьмите простые карандаши. Обведите в стихотворении все буквы Щщ. Вы все сделали верно. Молодцы! Теперь рассмотрите картинку в нижней части страницы. Найдите предметы со звуком [щ] в названиях. Перечислите их. Дети. Щенок, ящик, плащ, щука, щетка. Педагог раздает детям светофорчики и фишки. Педагог. Давайте определим место звука [щ] в этих словах. Педагог по очереди произносит слова, дети фишкой отмечают место звука [щ] на светофорчиках. Педагог оценивает их работу и убирает светофорчики и фишки. Педагог. Теперь прочитайте слова с новой буквой на следующей странице.
1-й ребенок. Щука.
2-й ребенок. Пища.
3-й ребенок. Груща.
4-й ребенок. Чаща.
1-й ребенок. Чищу.
2-й ребенок. Тащу.
3-й ребенок. Тащит.
4-й ребенок. Щипцы.
Педагог. Теперь прочитайте слова под картинками.
1-й ребенок. Чаща.
2-й ребенок. Щипчики.
-И наконец, прочитайте предложения.
3-й ребенок. Мама готовит щи.
4-й ребенок. Дочка чистит овощи.
1-й ребенок. Это мышка.
2-й ребенок. Мышка пищит. Давайте прочитаем предложения все вместе, хором. Дети читают предложения. Педагог оценивает чтение, предлагает детям закрыть буквари.
3. Упражнение «Кто скорее?»
Выкладывание буквы Щщ из палочек.
Педагог ставит на столы контейнеры с палочками Кюизенера. Давайте проведем соревнование. Кто скорее сложит букву Щ из палочек. Какие палочки вам нужны для этого?
Дети. Нам нужны четыре длинных палочки и одна короткая. Дети берут палочки.
Вы готовы? Раз, два, три. Начали. Дети выполняют задание. Педагог. Здорово. Вы одновременно закончили выполнение задания! Сложите палочки в контейнеры. Дети складывают пособия в контейнер.
4. Подвижная игра «На коняшке».
Координация речи с движением, развитие подвижности, навыка выполнения поскоков. Педагог приглашает детей на ковер и предлагает выполнить знакомое упражнение.
Я несусь как вольный ветер,
Самый быстрый я на свете.
Двигаются по кругу, совершая поскоки, в руках воображаемые поводья.
На коняшке я скачу,
Над дорогою лечу.
Меняют направление движения.
Пролетают мимо речка,
Поле, сад, в саду овечка.
Вновь меняют направление движения.
Я скачу, скачу, скачу,
Обогнуть весь мир хочу.
Меняют направление движения еще раз.
5. «Печатание» буквы Щщ в воздухе и в тетради. Развитие тонкой моторики, графомоторных навыков. Педагог приглашает детей за столы, раздает детям тетради, ставит на столы контейнеры с карандашами и ручками. Откройте тетради. Что вы видите в верхней части страницы?
Дети. Щенка, щуку и букву Щщ. Подумайте, каким карандашом вы раскрасите букву Щщ, какие карандаши вам нужны для того, чтобы раскрасить картинки, и начинайте работу. Дети выполняют задание. Педагог оценивает их работу. Теперь возьмите ручки. Давайте напишем четыре больших буквы Щ. Посмотрите, как я пишу букву Щ на доске. Сначала я пишу сверху вниз три длинных палочки, потом пишу внизу у их основания еще одну длинную палочку, а потом опускаю вниз от нее справа маленький хвостик. «Напишите» так же букву Щ в воздухе. Дети «пишут» букву Щ в
воздухе. Педагог. Теперь можете написать буквы в тетради. Дети выполняют задание. Аналогично педагог проводит работу по подготовке к печатанию маленькой буквы щ. Дети пишут 4 маленьких буквы. Педагог. Вы очень старались и хорошо выполнили задание. Слова и предложения мы будем писать на индивидуальных занятиях.
6. Упражнение «Путаница». Профилактика нарушений письменной речи. Педагог привлекает внимание детей к нижней части страницы. Педагог. Какие буквы написаны справа в нижней части страницы? Дети. Буквы Ш, Щ, Ц. Педагог. Возьмите три разных цветных карандаша и раскрасьте эти буквы. Дети выполняют задание. Педагог оценивает их работу.
7. Упражнение «Разноцветные линии». Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [ш]—[щ] в словах). Педагог предлагает детям перевернуть страницу. Педагог. Какую букву вы видите в верхней части страницы слева?
Дети. Букву щ.
А в нижней части страницы справа?
Дети. Букву ш. Рассмотрите картинки, нарисованные между буквами. Соедините с буквой щ те картинки, в названиях которых есть звук [щ], розовым карандашом, а с буквой ш соедините те картинки, в названиях которых есть звук [ш], голубым карандашом. Дети выполняют задание. Педагог оценивает их работу, убирает контейнеры и тетради.
IIIч. Итог занятия.
Оценка работы детей. Педагог предлагает детям перечислить задания, которые они выполняли, высказать свои впечатления от занятия и работы на занятии своих товарищей.