Екатерина Котлярова
Конспект НОД по математическому развитию «Путешествие в страну геометрических фигур» для детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по математическому развитию для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
Темочки:
по теме «Путешествие в страну геометрических фигур».
Котлярова Е. А., воспитатель, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 85» г. Краснодар.
Цели НОД:
- Закрепить и обобщить знания детей о свойствах геометрических фигур : круга, квадрата, прямоугольника, треугольника.
- Уточнить знания детей о геометрических фигурах.
- Закрепить знание цвета: красный, желтый, зеленый, синий.
- Совершенствовать навыки счёта до четырёх.
Задачи:
- Развивать ориентировку на плоскости, развивать логическое мышление, память, умение выражать свои мысли, впечатления.
- Воспитывать желание узнавать новое, воспитывать культуру общения, ощущать чувство удовлетворения от хорошо выполненного задания.
- Развивать воображение, положительные эмоции (интерес, радость, восхищение)
Образовательная область: «Физическое развитие»
- учить двигаться согласно тексту, по сигналу, повторять движения за воспитателем.
Предварительная подготовка: умение активно и доброжелательно взаимодействовать с воспитателем и сверстниками.
Тип занятия: итоговое.
Форма занятия: групповая.
Оборудование для воспитателя: геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник с грустным и веселым выражением лица, геометрические фигуры разного цвета и величины, карточки с геометрическими фигурами, карточки с двумя полосками, счетные палочки и нити на каждого ребенка).
Участники: воспитанники группы № 1 МАДОУ МО Детский сад № 216 «Кораблик детства»
Возраст обучающихся 4-5 лет.
Методические приё мы: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание картинок, продуктивная деятельность детей, анализ.
Продолжительность: 20 минут
Структура НОД:
I Вводная часть:
Введение в тему ( создание проблемной ситуации Воспитатель просит подойти всех ребят и говорит:
- Посмотрите, ребята, нам пришло приглашение в страну Фигурию.
Жители этой страны просят о помощи!
Вы хотите туда отправиться?
Дети: Да.
А помочь жителям этой страны хотите?
Дети: Да.
А на чем можно путешествовать? (автобус, машина, самолет, корабль, ракета и т. д.)
К жителям этой страны можно добраться на ракете.
А прежде чем мы отправимся в страну Фигурию, вы должны отгадать загадки. Готовы
Дети: Да.
Мотивация деятельности детей Воспитатель :
С детства я знакомый твой,
Каждый угол здесь прямой.
Все четыре стороны одинаковой длины
Вам представиться я рад.
А зовут меня (Квадрат)
Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На крыльцо, на колесо. (Круг)
Моя загадка коротка:
Три стороны и три угла.
Кто я? (Треугольник)
Обведи кирпич мелком.
На асфальте целиком,
И получится фигура –
Ты, конечно, с ней знаком.
(Прямоугольник)
Воспитатель: Как одним словом назовем квадрат, круг, треугольник, прямоугольник?
Дети: Геометрические фигуры.
Воспитатель: Ребята, а давайте из этих геометрических фигур построим ракету, и на этой ракете отправимся в страну Фигурию. Готовы?
Дети: Да.
(Дети выкладывают из геометрических фигур ракету)
Воспитатель: Ракета у нас готова, можно лететь в страну Фигурию.
Приготовились, пристегнулись начинается обратный отсчет 5,4,3,2,1 поехали.
Целеполагание (с помощью педаго-га дети форму-лируют цель своей деятель-ности или прини-мают цель педагога) Воспитатель: Вот ребята мы и приземляемся в стране Фигурию.
- Ребята, а как зовут жителей этой страны?
Дети: Геометрические фигуры.
-Какие фигуры вы видите? (На столе выставлены «грустные» геометрические фигуры, разных цветов. Такие фигуры сравнивать легче, чем фигуры одного цвета.)
Дети: квадрат, круг, прямоугольник.
Воспитатель: поздороваемся с ними.
Дети: Здравствуй Квадрат, здравствуй Круг,
Здравствуй, Прямоугольник.
Воспитатель: Ребята, жители страны Фигурии потеряли своего друга - треугольника, он ушел гулять в заколдованный лес и заблудился. Но прежде чем отыскать друга фигур в заколдованном лесу, нам нужно перейти через мост, который тоже заколдован. Вы готовы его пройти? (дети подходят к мосту, а в нем дыры из геометрических фигур).
Дети: Да.
- Ребята что вы видите?
Мост, а в нем дыры из геометрических фигур.
Давайте назовём их. ?
Давайте посмотрим вокруг, может мы сможем отыскать такие фигуры по близости.
(дети смотрят по сторонам и находят фигуры)
С помощью геометрических фигур дети заделывают дыры у моста и попадают в заколдованый лес.
Воспитатель: Ребята, в лесу все фигуры перепутались, и чтобы нам отыскать своего друга, их надо разложить в домики.
Д/ игра «Найди свое место»
Детям раздают геометрические фигуры, отличающиеся по цвету и величине. На стулья, поставленные в ряд или в круг, кладут карточки с изображением этих геометрических фигур. Все расходятся по группе, бегая под бубен. Под условленным сигналом воспитателя дети находят свое место.
Воспитатель: Почему ты выбрал этот домик?
Ребенок: Потому что у меня геометрическая фигура треугольник, красного цвета, а в этом домике живет такая же фигура, такого - же цвета, у которой три стороны, три угла.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы все справились и помогли геометрическим фигурам отыскать Треугольник. Он вас благодарит и приглашает поиграть.
II Основная часть:
Актуализация ранее приобретенных знаний
Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания (На столах карточки с двумя полосками)
Положите 3 треугольника на верхнюю полоску.
Воспитатель: Лев, сколько треугольников ты положил на верхнюю полоску?
Ребенок: Я положил 3 треугольника.
Воспитатель: На нижнюю полоску положите на 1 треугольник больше, чем на верхнюю.
(дети выполняют).
Воспитатель: Сколько треугольников на нижней полоске?
Дети: На нижней полоске 4 треугольника.
Воспитатель: На сколько треугольников на нижней полоске больше, чем на верхней?
Дети: На нижней полоске на 1 треугольник больше, чем на верхней.
Воспитатель: Что надо сделать, чтобы треугольников на нижней и на верхней полосе было поровну?
Дети: Нужно на верхнюю полоску поставить ещё 1 треугольник.
(воспитатель выполняет)
Воспитатель: Сколько треугольников стало на верхней полоске?
Дети: На верхней полоске стало 4 треугольника.
Воспитатель: Сколько треугольников на верхней и нижней полоске?
Дети: Поровну.
Воспитатель убирает 1 треугольник с верхней полоски.
Дети: А ещё что можно сделать, чтобы треугольников было поровну?
Дети: Можно убрать с нижней полоски 1 треугольник.
Воспитатель: Сколько треугольников на верхней и нижней полосе?
Дети: Поровну. На нижней и верхней полосе по 3 треугольника.
Воспитатель: Молодцы.
Ребята, Круг приглашает вас погулять. Дети, выходите, пожалуйста.
Минутка для отдыха
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре
Полетели, закружились.
Повторяется два раза.
Воспитатель: Молодцы. Вы большие умницы.
Ребята, Прямоугольник предлагает вам интересную игру.
На свете все на все похоже:
Змея на ремешок из кожи;
Луна на круглый глаз огромный,
Журавль на тощий кран подъемный;
Кот полосатый на пижаму;
Ты на меня, а я на маму.
Все предметы которые нас окружают на что-то похожи. Давайте найдем предметы похожие на геометрические фигуры.
Игра «Найди предмет по форме»
Для игры нужны геометрические фигуры (квадрат, круг, овал, треугольник, прямоугольник, предметы и игрушки различной формы. Каждый ребенок получает одну из фигур.
Воспитатель: Разойдитесь по группе и найдите предмет или игрушку похожей формы.
Воспитатель: Кто нашел игрушку такой формы? Как она называется?
Дети: У меня тарелка, она круглой формы, похожа на круг.
Дети показывают свои предметы и рассказывают, на какую геометрическую фигуру они похожи.
Воспитатель: Садитесь за стол. Перед вами волшебные палочки. Давайте покажем нашим фигурам какие вы ловкие и умелые. Задание такое: составить из палочек фигуры : круг, треугольник, прямоугольник и четырёхугольники.
( два квадрата: большой и маленький, разделить квадрат на два треугольника, составить из двух прямоугольников квадрат)
Д/игра «Волшебные палочки». На пятом году у детей интенсивно развивается способность к исследовательским действиям (например, осязательно-двигательного обследования и др.). В связи с этим ребят побуждают к более или менее самостоятельному выявлению свойств и отношений математических объектов. Педагог ставит перед детьми вопросы, требующие поиска.
Воспитатель: Ребята, прямоугольник предлагает из трех палочек составить круг. Кто может делать?
Дети: Из палочек нельзя сложить круг.
Воспитатель: Почему? Что интересного мы должны помнить о круге?
Дети: У круга нет углов.
Воспитатель: Верно. Молодцы. А теперь возьмите нитки и попробуйте сложить круг. Получается?
Дети: Да.
III Заключительная часть
Анализ и самоанализ деятельности детей Рефлексия.
Воспитатель: Жителям страны геометрических фигур очень понравилось,как вы с ними играли. Посмотрите на них, они вам улыбаются. Они больше не грустят.
Молодцы. Но нам пора прощаться с треугольником, квадратом, прямоугольником и кругом.
Дети: До свидания.
Воспитатель: 1,2,3 покружись и в нашей группе окажись. Ребята, Вам понравилось наше путешествие? В какой стране мы оказались с вами? Какие фигуры нас встретили? Какая фигура имеет три угла? Как называется фигура без углов? У какой фигуры все стороны одинаковы?
Воспитатель: Вы молодцы и большие умницы. И мы с вами еще не раз будем путешествовать и узнавать много интересного.
Список литературы
1. Б. П. Никитин. Развивающие игры. - 5-е изд. доп. - М. : Знание, 2004.
2. З. М. Бугуславская, Е. О. Смирнова. Развивающие игры для детей среднего дошкольного возраста.
3. З. А. Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 1990.
4. Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова. Математика для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 1992
5. Веракса Н. Е. Диалектическое мышление и творчество. // Вопросы психологии. - 1990. - № 4. - С. 5-9.
6. Корнеева Г., Родина Е. Современные подходы к обучению дошкольников математике // Дошкольное воспитание, 2000, № 3. с. 46-48.
7. Математика от трех до семи /Авт. -сост. З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе. СПб. : «Акцидент», 1997. 176 с.
8. Метлина Л. С. Математика в детском саду. М. : Просвещение, 1984. 156 с.
9. Метлина Л. С. Занятия по математике в детском саду. М. : Просвещение, 1988. 136 с.
10. Михайлова З. А., Иоффе Э. Н. Математика от 3 до 7. М., 1997.