Светлана Сергеевна Белогур
Конспект НОД по ФЭМП с детьми подготовительной к школе группы на тему «Измерение жидких веществ с помощью условной меры»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП с детьми подготовительной к школе группы на тему : «Измерение жидких веществ с помощью условной меры».
Образовательная область – познавательное развитие.
Цель: познакомить с правилами измерения жидких веществ с помощью условной меры.
Задачи:
Образовательные:
• закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать (уменьшать) число на 1 в пределах 10:
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП с детьми подготовительной к школе группы на тему „Измерение жидких веществ с помощью условной меры“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
• совершенствовать умение моделировать геометрические фигуры.
Развивающие:
• развивать «чувство времени»; учить различать длительность временных интервалов в пределах 5 минут;
• развивать внимание, зрительное восприятие, память логическое мышление.
Воспитательные:
• воспитывать интерес к занятиям математикой.
Оборудование.
Демонстрационный материал. Песочные часы с интервалом в 5 минут, книга со стихами о геометрических фигурах, карточки с цифрами от 0 до 9 (цифра 1–2 шт., аудиозаписи голосов петуха, кукушки и лягушки, непрозрачный кувшин с молоком, стакан, банка, полоска бумаги, миска прозрачная с отметкой.
Раздаточный материал. Пластилин, веревка, счетные палочки, выкройка куба, 10 кругов одного цвета и размера.
Ход занятия.
I часть. Игровое упражнение «Построй цифры в ряд».
Сегодня утром, ребята, я получила письмо! На письме указан обратный адрес - деревня Простоквашино! Вспомните, какие герои произведения Эдуарда Успенского жили в деревне Простоквашино? Ответы детей. Давайте откроем его, посмотрим, что там?
Воспитатель разворачивает письмо и читает.
Ребята, вы знаете, что Шарик увлекался фотоохотой. Все фотоснимки ему помог пронумеровать дядя Федор, но случайно налетел ветер и все фотографии перепутал. Посмотрите осталась только первая фотография. Шарик очень просит восстановить их последовательность, выполнив задания. Сейчас вы будете слушать звуки обитателей деревни и леса и должны будете сосчитать количество звуков, отгадать место фотографии.
Дети слушают звук петуха (3 раза). Сколько звуков вы услышали? Какой цифрой обозначим количество звуков? Где нужно расположить фотографию с цифрой 3?
Прикрепляем на доску. Ребята, назовите номер предыдущей фотографии, а последующей?
Правильно, 2 и 4. Почему вы назвали эти числа? (Два меньше трех на один, четыре больше трех на один).
Аналогичные задания с использованием звуков выполняются с числами 6 (кукушка) и 9 (лягушка). Выстроив цифровой ряд, дети называют числа по порядку. Ну вот, мы помогли Шарику восстановить последовательность. Вика, выйди к доске, собери фото в нужном порядке и сложи их в конверт.
Ребята, проходите пожалуйста за столы.
II часть. Игровое упражнение «Поможем коту Матроскину».
Ребята, кот Матроскин написал в письме, что у него есть корова Мурка, она дает много молока, но сколько, Матроскин не знает, как определить. Поможем ему?
Кот Матроскин очень любопытный и хочет узнать, сколько молока в кувшине.
На столе воспитателя расположены различные меры : стакан, банка, полоска бумаги, прозрачная миска с отметкой. Воспитатель предлагает детям помочь коту Матроскину узнать, сколько в кувшине молока.
Ребята, как узнать, сколько молока в кувшине?
Чем мы можем измерить количество молока?
Ребята, а можно ложкой измерить количество молока? Можно, но будет очень долго.
Можно ли объем воды измерить полоской бумаги, линейкой, ниткой?
Почему нельзя?
Вывод: мы не смогли измерить количество молока, так как не знаем подходящий способ измерения.
(Дети выбирают стакан.)
Воспитатель поясняет, что молоко надо наливать в стакан до указанной отметки и при переливании молока в миску откладывать круги.
Я буду наливать молоко в стакан и переливать в миску, а вы будете откладывать круги.
По окончании выполнения задания
Сколько кругов у вас получилось?
Что показывает полученное число?
Сколько стаканов молока было в кувшине?
Вызванный ребенок обозначает цифрой количество молока в кувшине.
Ребята, как вы думаете, всегда ли удобно измерять жидкость стаканами?
-В древние времена мерами для измерения объема были бочка, кадка, но эти меры были неудобны, т. к. в разных местностях они были разные и значительно различались друг от друга. Поэтому стала нужна одинаковая
мерка для измерения объема. Такая мерка называется – литр.
Литр – это мера, единица измерения жидкости и символом литра в России
является малая буква «л».
Итак, литр – это мера, единица измерения жидкости.
Ребята, а где вам в жизни пригодится умение измерять жидкость?
Поднимите руки вверх те, чьи родители покупают молоко в коробках и бутылках. Дома вместе с родителями измерьте и узнайте, сколько стаканов молока в них содержится.
Физминутка.
Игра под музыку «Найди пару». Цель: закрепить знание геометрических фигур, учить объединять их по существенным признакам.
Дети с фигурами двигаются под музыку по группе, по команде воспитателя ищут пару по цвету, по форме или по размеру. (Или «Неделя, стройся». Детям раздают ободки, на которых разное количество кругов (количество кругов соответствует порядковому номеру дня недели). По команде воспитателя дети должны занять свое место и назвать день недели).
III часть. Игровое упражнение «Моделируем фигуры».
Воспитатель показывает детям книгу, которую прислал почтальон Печкин, и говорит, что в ней собраны стихи о геометрических фигурах, но нет рисунков. Воспитатель предлагает детям сделать эти фигуры в течение 5 минут, используя соответствующие материалы (веревка, счетные палочки, пластилин, выкройка куба). Он показывает песочные часы, уточняет их название и устанавливает время для начала работы.
Воспитатель читает стихи, а дети выполняют задание.
Посмотрите-ка вокруг!
Пальчиком рисуем круг.
Куклы были вместе в ряд,
А теперь в кругу сидят.
Дети моделируют круг с помощью веревки.
Пришёл из школы старший брат,
Из спичек выложил квадрат.
Дала мне мама шоколад,
Я дольку отломил - квадрат.
Дети делают квадрат из счетных палочек.
Самолёт летит по небу,
Треугольное крыло,
На моём велосипеде,
Треугольное седло,
Есть такой предмет - угольник,
И всё это – треугольник.
Дети моделируют треугольник с помощью счетных палочек.
Как окно прямоугольник,
Аккуратный, словно школьник.
Он похож на дверь, на книжки
И на ранец у мальчишки.
Дети составляют прямоугольник из счетных палочек.
Принёс нам ящик почтальон —
Посылка мне и брату.
Ящик — КУБ, в нём шесть сторон,
Все стороны — квадраты.
Дети моделируют куб из выкройки.
-Цилиндр, что такое? - спросил я у папы.
Отец рассмеялся: - Цилиндр, это шляпа.
Чтобы иметь представление верное,
Цилиндр, скажем так, это банка консервная.
Труба парохода- цилиндр,
Труба на нашей крыше - тоже,
Все трубы на цилиндр похожи.
Дети моделируют цилиндр из кусочка пластилина.
Удар! Удар! Ещё удар!
Летит в ворота мячик — ШАР!
А это — шар арбузный
Зелёный, круглый, вкусный.
Дети делают шар из пластилина.
По окончании выполнения задания дети перечисляют все геометрические фигуры.
IV часть. Итог занятия.
Ребята, какие вы молодцы! Помогли мы героям из деревни Простоквашино. А кто вспомнит, с какими заданиями нам пришлось справляться? Какое задание было для вас самым трудным, почему? А какое задание показалось вам самым легким?