Наталья Толстова
План-конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема недели: «Моя семья»
Темы дня: понедельник – «Моя семья»
вторник – «Кто живет в моей семье?»
среда – «Традиции моей семьи»
четверг – «Труд родителей»
пятница – «Дружная семья»
Оборудование: сюжетные и предметные картинки; слайдовая презентация «Моя семья», раскраски, разрезные картинки, семейные фотографии, настольно-печатные игры
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Темочки
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Задачи:
- уточнять и систематизировать знания детей о семье, обязанностях членов семьи, родственных связях посредством ситуативного разговора «Моя семья» и дидактической игры «Кто кем приходится?» («Познавательное развитие»);
- познакомить с понятием «родословная», «традиции», «генеалогическое дерево» посредством ситуативного разговора «Дерево держится корнями, а человек семьей» («Познавательное развитие»);
-упражнять в измерении с помощью условной меры посредством игрового упражнения «Измерим полоски» («Познавательное развитие»);
- упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10 посредством игры «Сосчитай членов семьи» («Познавательное развитие»);
- продолжать развивать умение ориентироваться в тетради в клетку и в пространстве посредством игрового упражнения «Дорисуй девочку по клеткам» («Познавательное развитие»);
- уточнять отношения «старше - младше»; продолжать развивать умение составлять число 3 и 4 из двух меньших чисел посредством игры «Засели домики» («Познавательное развитие»);
- подвести детей к пониманию, что одно и то же количество воды устанавливается на разном уровне в емкостях разного объема; развивать умение выдвигать гипотезы, планировать эксперимент и делать выводы посредством экспериментирования «Вишневый компот» («Познавательное развитие»);
- развивать мышление, воображение, слуховое и зрительное восприятие, внимание, конструктивные способности в ходе конструктивной деятельности «Мой дом» («Познавательное развитие»);
- совершенствовать опыт составления рассказа о себе по опорной схеме («Речевое развитие»);
- развивать свободное общение со взрослыми и детьми («Социально-коммуникативное развитие»);
-совершенствовать грамматический строй речи посредством игры «Чей? Чья? Чье?» («Речевое развитие»);
-активизировать словарь детей: родословная, генеалогическое дерево, традиции («Речевое развитие»);
- продолжать развивать умение проводить звуковой анализ слова; определять ударный гласный звук в слове; составлять предложения по схеме («Речевое развитие»);
- развивать четкую и правильную речь посредством проговаривания пословиц и поговорок о семье («Речевое развитие»);
- приобщать детей к чтению художественных произведений, развивать художественное восприятие («Речевое развитие»);
- развивать умение изображать портрет своей семьи; закреплять умение рисовать человека, прорисовывая все детали («Художественно-эстетическое развитие»);
- продолжать учить детей лепить небольшую скульптурную группу по мотивам сказки «По-Щучьему велению»; передавать пропорциональные отношения между персонажами; закреплять умение передавать фигуры в движении («Художественно-эстетическое развитие»);
- совершенствовать навык ходьбы по гимнастической скамейке боком, перешагивая через набивные мячи; в прыжках на двух ногах между предметами и метании мяча в кольцо двумя руками («Физическое развитие»);
- развивать двигательную активность, координацию движения, глазомер, ловкость, ориентировку в пространстве («Физическое развитие»);
- воспитывать честность в игре, дружеские взаимоотношения между детьми («Социально-коммуникативное развитие»);
- продолжать развивать умение сохранять правильную осанку во всех видах деятельности («Физическое развитие»)
- воспитывать в мальчиках уважительное, внимательное отношение к женщинам и девочкам, стремление оказывать им посильную помощь; у девочек заботливое отношение ко всем окружающим, стремление к аккуратности и порядку посредством ситуативного разговора «Мужчины и женщины в семье» («Социально-коммуникативное развитие»)
- воспитывать заботливое и уважительное отношение к членам своей семьи; чувство гордости за свою семью посредством рассматривания фотографий своей семьи («Социально-коммуникативное развитие»);
- закреплять у детей представление о труде родителей посредством составления рассказов («Речевое развитие»);
- воспитывать трудолюбие, желание помогать своим родителям посредством ситуативного разговора «Моя семья» («Социально-коммуникативное развитие»);
- развивать умение конструировать поделки из природного материала («Художественно-эстетическое развитие»);
- закреплять представление детей о ПДД, воспитывать осторожность, внимательность на дороге посредством обсуждения ситуаций («Социально-коммуникативное развитие»);
- формировать навыки безопасного поведения детей, закреплять знания домашнего адреса («Познавательное развитие»).
Методы и приемы:
Практические: дидактические игры, настольно – печатные игры, детское экспериментирование, конструирование.
Словесные: ситуативный разговор, чтение художественной литературы.
Наглядные: наблюдение, картинки, фотографии.
Логика образовательной деятельности.
Настольно – печатные игры:
1. «Генеалогическое дерево»
Цель: развивать мышление, зрительное восприятие, внимание; развивать речь детей; расширять словарный запас.
Ход игры: Дети раскладывают свою родословную, членов своей семьи (от корней - дедушек и бабушек до ветвей – детей)
Дидактические игры
1.«Разрезные картинки»
Цель: развивать целостное восприятие, мышление, мелкую моторику и координацию движений рук: совершенствовать грамматический строй речи, активизировать словарный запас; воспитывать дружеские, доброжелательные взаимоотношения между детьми в работе парами.
Ход игры: разрезные картинки разложены в 3 коробки (в красной-из 8 частей, в желтой-из 6 частей, в зеленой-из 5 частей, дети, зная сложность заданий в каждой коробке, выбирают и собирают разрезные картинки, затем говорят, кого они собрали.
2. «Кто кем приходится?»
Цель: закреплять с детьми представления о родственных связях; развивать мышление и речь.
Ход игры: дети стоят в кругу. Воспитатель бросает мяч ребенку и дает следующие задания: - Кто для дедушки папа?
- Кто мальчик для девочки? И т. д. Ребенок отвечает и возвращает мяч воспитателю.
3 «Определи ударный гласный звук в слове»
Цель: Развивать фонематический слух, умение определять ударный гласный звук в слове.
Ход игры: Дети берут картинку члена семьи (в красной коробке картинки-слова из трех слогов, в желтой – из двух слов, называют его и определяют ударный гласный звук в слове. Например, сестра – ударный гласный звук а.
4.«Семья какая?»
Цель игры: Развивать мышление, внимание и речь детей; умение подбирать определения к слову «семья».
Ход игры: Ребенок должен подобрать определение к слову «семья», например, дружная, большая, счастливая и т. д.
5. «Чей? Чья? Чье?»
Цель: совершенствовать грамматический строй речи (умение образовывать притяжательные прилагательные, расширять словарный запас.
Ход игры: воспитатель говорит, например: это платье бабушки, ребенок отвечает: бабушкино платье и т. д.
6.«Сосчитай фигуры»
Цель: развивать внимание, целостное восприятие, мышление, зрительную память.
Ход игры: дети делятся на две группы, им предлагаются картинки – человек из геометрических фигур. Детям нужно подсчитать количество фигур, из которых составлен человек.
7. «Кто где стоит?»
Цель: закреплять порядковый счет в пределах 10; ориентировку в пространстве, развивать мышление и внимание у детей.
Ход игры: ребенку представляется карточка с членами семьи, необходимо посчитать их по порядку, затем закрасить того, кто стоит пятым, вторым и т. д. ; закрасить одежду того, кто стоит справа от папы и т. д.
8. «Назови ласково»
Цель: развивать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; воспитывать любовь к членам своей семьи.
Ход игры: ребенку предлагаются картинки членов семьи, он должен назвать ласково их. Например, мама- мамочка и т. д.
9. «Собери цепочку»
Цель: развивать умение раскладывать фотографии согласно возрасту и полу людей.
Ход игры: С помощью считалки, которую рассказывают сами участники, выбираются 2 детей составляющих цепочки. После завершения, остальные ребята подходят к столу и проверяют правильность составленной цепочки. Высказывают свое мнение.
(1.- Младенец - девочка - дошкольница - школьница - студентка - мама - бабушка; 2.- Младенец - мальчик - дошкольник - школьник - студент - папа – дедушка)
Подвижные игры
1. "Змейка-папа, змейка-мама, змейка вся моя семья. "
Цель: Научить детей бегу, держась за руки, точно повторяя движения водящего. Развивать ловкость, быстроту, координацию движений.
2. "Собери веточки"
Цель: Уточнять понятия о дружной и крепкой семье. Сочетая игровую и трудовую деятельность в игре, помочь детям понять, что только вместе можно преодолеть трудности. Один прутик тоненький - легко сломать, а все вместе прутики не сломишь.
Физкультминутка
1."Семейная зарядка".
Осенью, весною
Летом и зимою
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает
Повороты вправо - влево
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой
И качаю головой.
Пальчиковые игры
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию слов с движениями, речь, память.
1. «Кто живет у нас в квартире?»
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа, мама, брат, сестра,
Кошка Мурка, два котенка
Мой сверчок, щегол и я -
Вот и вся моя семья, (Поочередно загибаем пальчики, начиная с большого)
2.«Семья»
(Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности загибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой).
Знаю я, что у меня
Дома дружная семья :
Это - мама,
Это - я,
Это - бабушка моя,
Это - папа,
Это - дед.
И у нас разлада нет.
3. Болгарская игра «Семья».
- Кто приехал? Пальцы обеих рук сложены вместе. Быстро хлопают
Кончики больших пальцев.
- Мы, мы, мы! Кончики больших пальцев прижаты, а кончики
остальных одновременно хлопают.
- Мама, мама, Хлопают кончики больших пальцев.
Это ты?
- Да, да, да! Хлопают пальчики указательных пальцев.
- Папа, папа, Хлопают кончики больших пальцев.
Это ты?
- Да, да, да! Хлопают кончики средних пальцев.
- Братец, братец, Хлопают кончики больших пальцев.
Это ты?
- Да, да, да! Хлопают кончики безымянных пальцев.
- Ах, сестричка, Хлопают кончики больших пальцев.
Это ты?
- Да, да, да! Хлопают кончики мизинцев.
- Все мы вместе, Хлопают в ладоши.
Да, да, да!
Игровая ситуация
Разыгрывание сюжета «Моя семья»
Цель: развивать игровую деятельность; побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи, формировать положительные взаимоотношения между детьми.
Ход игры: дети распределяют роли между собой и разыгрывают сюжет.
Продуктивная деятельность
1. Рисование «Моя семья» (портрет)
Цель: развивать умение изображать портрет своей семьи; закреплять умение рисовать человека, прорисовывая все детали и правильно закрашивая изображение цветными карандашами.
2. Лепка по сюжету сказки «По – Щучьему велению»
Цель: продолжать учить детей лепить небольшую скульптурную группу по мотивам сказки «По-Щучьему велению»; передавать пропорциональные отношения между персонажами; закреплять умение передавать фигуры в движении (дети лепят героев сказки по группам).
Конструктивная деятельность
Конструирование из строительного материала «Мой дом»
Цель: развивать конструктивные умения, творческие способности детей.
(в коробках образцы различного уровня сложности)
Ситуативный разговор
1. «Дерево держится корнями, а человек семьей»
Цель: закреплять и уточнять представление детей о понятии «семья», познакомить с понятием «традиции», воспитывать заботливое отношение к членам своей семьи.
Примерные вопросы:
-Что такое семья?
-Кто живет в семье?
-Как вы думаете, зачем люди создают семью?
- Расскажите о традициях своей семьи.
2. «Моя семья»
Цель: воспитывать в детях гуманные чувства по отношению к своим близким, желание помогать взрослым и младшим членам семьи.
Примерные вопросы:
- Как вы понимаете понятие «семья»?
- Кто самый старший в семье?
- Кто младший?
- Чем занимается дома мама? Папа?
- Как вы помогаете дома взрослым?
3. «Мужчины и женщины в семье»
Цель: познакомить с некоторыми особенностями поведения мужчин и женщин в обществе и в семье; воспитывать в мальчиках уважительное, внимательное отношение к женщинам и девочкам, стремление оказывать им посильную помощь; у девочек заботливое отношение ко всем окружающим, стремление к аккуратности и порядку
Познавательно – исследовательская деятельность
Детское экспериментирование «Вишневый компот»
Цель: подвести детей к пониманию, что одно и то же количество воды устанавливается на разном уровне в емкостях разного объема; развивать умение выдвигать гипотезы, планировать эксперимент и делать выводы.
Ход: Как вы думаете, какой уровень займет это количество воды в разных емкостях? (большая банка, бутылка, маленькая бутылочка).
Предположения детей: В большой банке половину, в маленькой бутылочке до горлышка и т. д.
Вывод: В разных емкостях разный уровень воды даже если мерка одинаковая.
Экспериментальная деятельность оценивается шкалой успеха: звезда – сегодня я работал в полную силу; круг – я старался, но у меня не все получилось; зигзаг– я сегодня плохо работал. Дети работают в подгруппах.
Восприятие художественной литературы
1. В. Драгунский «Тайное становится явным»
2. Т. А. Шорыгина «Родные вещи»
Игровое упражнение «Доскажи словечко»
Кто не в шутку, а всерьёз,
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно, … (папа)
Кто вас, дети, больше любит,
Кто вас нежно так голубит,
И заботится о вас,
Не смыкая ночью глаз? (Мама)
У кого я найду
И любовь и ласку,
Вечерком, перед сном,
Чью услышу сказку?
Вкусные оладушки
Испечет мне … (бабушка)
Там, на утренней пороше
Отпечатались калоши –
Это бродят внук и дед.
Видишь, след идет за следом,
Внук торопится за (дедом)
Мальчик родился
В нашей семье,
Я ему сестренка
А кем приходится он мне? (братом)
Форму школьную надела,
Заплела косичку,
И пошла сегодня в школу
Старшая… (сестричка)
Отчего ж я не девчонка?
Я бы маме так помог!
Мама сразу бы сказала:
- Молодчина ты… (сынок)
Как у нашей дочки
Розовые щечки,
Как у нашей птички
Темные реснички,
Как у нашей крошки
Тепленькие ножки.
Наступает ночка,
Спи скорее… (дочка)
Конечно, бабушка должна
Вязать носки и рукавицы,
Но из-за порванных штанов
Должна ли бабушка сердиться?
На стене висит крючок,
Любит бабушку … (внучок)
У окна мурлычет кошка,
Громко лает Жучка,
В гости к бабушке пришла
Дорогая … (внучка)
Пословицы и поговорки о семье
В гостях хорошо, а дома лучше.
На что клад, коли в семье лад.
Хороша Аннушка, коли хвалит мать да бабушка.
Птица рада весне, а младенец матери.
Нет роднее дружка, чем родная матушка.
Заучивание стихотворения.
Воскресенье.
Воскресенье - вот везенье!
Воскресенья так нужны!
Потому что в воскресенье
Мама делает блины.
Папа к чаю чашки моет.
Вытираем их вдвоем,
А потом мы всей семьею
Чай с блинами долго пьем.
А в окошко льется песня,
Я и сам запеть готов,
Хорошо, когда мы вместе,
Даже если нет блинов.