Светлана Лукьянчикова
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Песчинка и Глинка» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Малинский центр развития ребенка детский сад «Чайка»
Ступинского муниципального района
Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Песчинка и Глинка»
(подготовительная группа)
Подготовила и провела :
Воспитатель
Лукьянчикова С. Ю.
2015г.
Направления: художественно – эстетическое; познавательное; речевое развитие
Цель. Расширять и обогащать знания детей о песке, глине.
Программное содержание:
Публикация «Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности „Песчинка и Глинка“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
- познакомить детей с особенностями песка и глины;
- закреплять представления детей о различиях объектов живой и неживой природы;
- сравнить песок и глину, выяснить, чем они отличаются;
- способствовать формированию мыслительных операций; речи, памяти, воображения, чувство цвета;
- развивать наблюдательность, основы исследовательской работы, творческие и коммуникативные способности ребёнка.
- развивать сенсорные ощущения.
- вызвать интерес к экспериментированию.
- познакомить с техникой создания песчаных картин;
- создать условия для творческого применения освоенных умений;
- воспитывать интерес к явлениям неживой природы.
Материал:
Образцы песка и глины, стаканчики с песком и глиной, стаканчики с водой; листы бумаги, трафареты, клей ПВА, цветной песок, кисти для клея; 2 пластиковые бутылки с отрезанным дном, вата, песок, глина, тарелочки, стаканы с водой, лупа.
Предварительная работа:
Организация наблюдений на прогулке и в уголке природы.
Методы и приемы:
- наглядный, словесный, практический, игровой.
Ход
Звучит аудизапись «Звуки леса»
Загадка:
Яркое солнце и голубое небо,
Горы, океаны, равнины леса.
Вода и песок и вокруг все живое
Как все это называем мы друзья?
(Природа)
- Что такое природа? (Ответы детей).
- Правильно! Это все то, что существует без помощи человека.
- А какая бывает природа? (живая и неживая).
- Давайте поиграем в игру, которая называется «Живая и неживая природа». Что относится к живой природе? (Ответы детей). Отметим ее зеленым кружочком. Что к неживой? (Ответы детей). Отметим красным кружком.
Я раздала вам карточки, вы посмотрите на них внимательно и определите, к какой природе относится предмет на карточке. Только не называйте, а прикрепите ее на мольберт с соответствующим значком. Давайте проверим, все ли справились с заданием?
- Молодцы, справились с заданием.
- Ребята, нам пришло необычное письмо по электронной почте.
- Как вы думаете, кто нам его мог прислать? (Ответы детей).
- А прислали нам его Песчинка и Глинка. (Показ изображения песчинки и глинки)
Они поспорили между собой, кто из них важней в природе.
- Ребята, давайте поможем разрешить этот спор. Вы согласны? (да)
- Как вы думаете, как можно использовать песок? (Ответы детей).
- Да, например, летом лежа на песке или гуляя босиком, мы лечимся. Горячий песок отдает тепло нашему организму – это способствует лечению многих болезней, массажирует наши стопы ног. (Слайд)
Из песка можно делать разные постройки. (Слайд)
Но и в хозяйстве он тоже пригодится: песок добавляют в цемент, когда хотят построить дом.
В природе песок служит как фильтр для воды.
А еще песком можно отсчитывать время. Люди изобрели песочные часы.
Обобщение ответов детей.
- А как используют глину? (лепить посуду, игрушки).
- Правильно, глиной тоже можно лечиться, строить дома, ведь из глины делают кирпичи, керамическую плитку.
Слайды
А теперь я хочу предложить вам пройти в мини-лабораторию, для того чтобы рассмотреть поближе песок и глину.
Дети садятся за столы.
Опыт 1.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть песок с помощью лупы.
- Из чего состоит песок? (Из зернышек-песчинок).
- Как выглядят песчинки? (Очень маленькие, круглые, полупрозрачные – или белые, желтые).
- Похожи ли песчинки друг на друга? Если да, то в чем сходство; если нет, то чем отличаются?
Воспитатель обращает внимание детей на то, что в песке каждая песчинка лежит отдельно. (пошевелить песок палочкой)
Таким же образом рассматривают комочек глины.
- Из чего состоит глина? (Глина состоит из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу).
- На что похожа глина? (На пластилин)
Вывод: песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко «взялись за руки» и прижались друг к другу.
Физминутка: (аудиозапись ветра)
Давайте с вами поиграем, но для начала вспомним, как размещались песчинки в песке? (По отдельности). Значит нужно встать отдельно друг от друга. А теперь подул ветер. Что случится с песчинками? Как они будут передвигаться (Дети разбегаются врассыпную).
А теперь изобразите частички глины. Как должны встать? (Группами взявшись за руки, прижавшись друг к другу.) Налетел ветер – что происходит с кусочками глины? Они остаются на месте. Если ветер сильный, комочки глины медленно перемещаются. (Дети передвигаются группами, но при этом продолжают держаться за руки).
Опыт 2.
- Ребята возьмите стаканчик с песком и пересыпьте его в пустой стаканчик. Легко ли песок сыпется (Легко). Значит он какой? Теперь попробуйте с глиной. Что легче высыпать - песок или глину? (Песок).
Вывод: песок – «сыпучий». Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок. Песок, в отличие от глины, рыхлый.
Опыт 3.
- Ребята подвиньте к себе поднос с бутылками. Налейте в каждую бутылку воды. В какой из бутылок вода исчезнет быстрее? Почему? Быстрее всего вода пробегает сквозь песок. Глина же не пускает воду : ее частички слиплись, и вода не может найти себе места среди них.
Вывод: песок быстрей пропускает воду, а глина медленней.
Итак, ребята мы провели с вами ряд опытов с глиной и песком. Как вы думаете кто из них нужней для природы? (Ответы детей). А вспомните пожалуйста на прогулке, что мы находили с вами в песке? (ответы детей). В природе песок с глиной дружат. Песок рыхлит землю, а глина служит для удержания воды в почве для растительности. А значит, глина и песок полезны для природы.
А для примирения песчинки и глинки давайте мы нарисуем картинку.
Для этого я вам предлагаю пройти в художественную мастерскую, а по пути немного разомнемся.
физминутка:
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей,
Хлопай, хлопай веселей!
- Как вы думаете чем можно нарисовать картинку? (Ответы детей).
- А рисовать мы будем цветным песком.
- Какое сейчас время года? (Ответы детей).
- Я вам хочу предложить нарисовать песком осенние листочки.
Пальчиковая гимнастика
"Ходит осень в нашем парке"
Ходит осень в нашем парке, (пальчиками шагаем по столу)
Дарит осень всем подарки: (показываем две ладошки сложенные вместе)
Бусы красные – рябине, (загибаем поочередно пальчики)
Фартук розовый – осине,
Зонтик желтый – тополям,
Фрукты осень дарит нам. (прикладываем обе ладошки к груди)
Самостоятельная работа
- У вас на столах лежат заготовки и трафареты осеннего листа. Положите трафарет на лист бумаги, намажьте клеем по трафарету листик и посыпьте на трафарет цветной песок. Затем аккуратно снимите трафарет и ссыпьте лишний песок на поднос. Вот какой красивый у нас получился осенний листок. Я думаю что нашим друзьям очень понравится подарок.
- Что мы сегодня делали на занятии? (Ответы детей)
- Для чего служит в природе песок? (глина)
Занятие закончено, спасибо за внимание.