Ирина Скворцова
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Зимние забавы» (подготовительная к школе группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание.
Закрепить представления детей о зиме, зимних забавах. Расширить и активизировать словарь по теме «Зима» (зима, снег, снежинка, снегопад, конькобежец). Совершенствовать грамматический строй речи (образование однокоренных слов). Развивать длительный плавный выдох, диалогическую речь, зрительное внимание, мышление, общую и мелкую моторику, координацию речи с движением. Формировать навыки взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
Оборудование.
Темочки:
Демонстрационный материал: картинки: коньки, конькобежец, конькобежцы; картинка, на которой изображена пословица «Береги свой нос в большой мороз», серия сюжетных картинок к русской народной песенке-закличке «Ты, мороз, мороз…», таблица на логическое мышление «Что должно быть в пустой клетке?» (квадрат из 9 клеток, в каждом ряду снеговик, санки, коньки, расположены по разному. Одна клетка пустая); плоскостное изображение ёлочки с липучками на ковролине; толковый словарь Ожегова. Аудиозапись классической композиции в современной обработке.
Раздаточный материал: бумажные снежинки с изображением картинок родственных слов на липучках, блестящие палочки, лист картона синего цвета.
Предварительная работа. Прогулка с целью наблюдения за зимними изменениями в природе и зимними играми. Заучивание пословиц: «Береги свой нос в большой мороз», «В зимний холод всякий молод», «Мороз не велик, да стоять не велит». Индивидуальное заучивание загадки про лыжи. Разучивание самомассажа «Погреемся». Знакомство с толковым словарём.
Ход занятия.
Организационный момент.
Психогимнастика «Зимний лес» под классическую композицию.
-Дети, послушайте какая красивая мелодия! Слушая её, я представляю картинку зимней природы. Мне так сильно захотелось оживить эту картинку. Вы мне в этом поможете?
Зимний лес. Земля укрыта белым снежным покрывалом. Деревья стоят сонные, притихшие. Ветки наклонились вниз под тяжестью снега. Тишина. Вдруг подул ветер, ветки деревьев покачнулись и с них упал снег. И опять стало тихо-тихо. А с неба полетели лёгкие воздушные снежинки. Ветерок подул и снежинки разлетелись по всему лесу. Летите снежинки! (дети присаживаются на стульчики)
1. - Дети, вы, догадались, о чём мы сейчас будем говорить?
- Без чего зимы не бывает? (без снега, мороза, метелей)
- Догадайтесь, про что я сейчас скажу:
Замёрзли… хрустит … тает… метут … дует…
- Издавна русский народ любил зиму и поэтому придумал много пословиц о зиме и зимней погоде. Посмотрите на картинку и догадайтесь, какая пословица подходит к этому рисунку («Береги свой нос в большой мороз»)
- Дети, почему так говорят?
- Какие ещё пословицы о зиме вы знаете? («В зимний холод всякий молод»,
«Мороз не велик, да стоять не велит»)
- Дети, значение этих пословиц такое - зимой надо на улице как можно больше двигаться, чтобы не замёрзнуть.
2. - Дети, Максим загадает вам загадку, отгадайте её.
Две новые, кленовые
Подошвы двухметровые.
На них поставишь 2 ноги-
И по большим снегам беги! (Лыжи)
- А как вы развлекаетесь зимой на улице?
- Дети, вы знаете, как появились коньки?
- Коньки -давнее изобретение человека. В начале это были костяные коньки, сделанные из костей животных, затем деревянные с узкой металлической полосой для лучшего скольжения. Такие коньки нужны были для передвижения через реку, озеро, чтобы продлить охоту за дичью. Современные коньки сделаны из металла и крепятся к подошве ботинок с помощью шурупов.
- Дети, кто–нибудь из вас знает, от какого слова произошло слово «коньки»?
- В толковом словаре написано: «Слово «коньки» произошло от слова «конь», так как в старину передняя часть деревянных коньков была украшена конской головой. Отсюда и уменьшительное ласковое слово «конёк». Посмотрите на картинку и скажите, кто бежит на коньках по льду? (конькобежец)
- Что делает конькобежец? Из скольких слов состоит это слово (Коньки, бежать)
- А на этой картинке уже группа людей бежит на коньках. Какое новое слово вы назовёте? (Конькобежцы.)
- Да, интересно, весело зимой!
3. - Русские люди придумали о зиме не только пословицы и поговорки, но и песенки-заклички. Через песенки-заклички в старину люди обращались к природным явлениям. Как вы думаете к кому деревенские дети обращались зимой? (к морозу)
- А о чём просили дети мороза? (чтобы он их не морозил)
- Догадайтесь, какая песенка-закличка подходит к этим картинкам(«Ты, мороз, мороз…»
- Произнесём эту закличку в медленном темпе, как будто поднимаемся в гору.
- А теперь произнесём её быстро с ускорением, как будто спускаемся с горы.
-Холодно зимой! Хотите погреться?
4. Самомассаж «Погреемся» (выполнять движения по тексту)
Руки в кулачки сожмём
И немного подождём.
На ладошки мы подуем,
Все снежинки мы с них сдуем.
Каждый пальчик мы возьмём
Сильно на него нажмём.
Мы ладошки растираем
И лицо обогреваем.
Растираем лобик тоже,
Тёплым стать ему поможем.
Щёчки надуваются,
Губки улыбаются.
Подбородок разотрём,
Дружно губки пожуём.
Там живёт наш язычок.
Пусть погреется дружок.
5. - А теперь давайте покажем, как мы развлекаемся зимой.
Физ. минутка «Зимой»
Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.
На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.
И Снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.
Гостью зиму любим мы, любим мы, любим мы.
6. - Пока мы играли, Зима приготовила зимнее задание.
Игра «Что должно быть в пустой клетке?» (по таблице)
- Дети, кто знает, почему Снегурочку так называют? А снеговика?
- Эти слова связаны одной частью – снег. От слова снег произошло много других слов. Послушайте стихотворение «Снегопад» И. Лопухиной и добавьте подходящие слова с одинаковой частью.
Игра «Добавь словечко»
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю … (снег).
С неба всё скользят пушинки –
Серебристые … (снежинки).
Кружатся над головою
Каруселью … (снеговою).
На посёлки, на лужок
Всё снижается … (снежок).
Землю белой, чистой, нежной
Застелил постелью … (снежной).
Вот веселье для ребят –
Всё сильнее … (снегопад).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в … (снежки).
Снежный ком – на снежный ком,
Всё украсили … (снежком).
Словно в белый пуховик
Нарядился … (снеговик).
Рядом – снежная фигурка –
Эта девочка - … (снегурка).
На снегу-то, посмотри –
С красной грудкой … (снегири).
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил … (снег).
- У вас на столах лежат узорные снежинки с картинками. Рассмотрите картинки и назовите, что на них изображено.
- Дети, кто услышал, какое слово объединяет все эти слова? (снег)
- Хотите украсить снежными словами ёлочку? Выходите по-очереди, называйте снежное слово и дарите свою снежинку ёлочке.
- Посмотрите, какая чудесная ёлочка получилась.
- Дети, все эти слова образуют одну семью. В русском языке их называют родственные.
7. - Дети, хотите придумать свою волшебную снежинку?
- У вас на столах лежат синие листы бумаги. Придумайте на этом фоне свою снежинку из серебристых палочек. (Звучит классическая композиция.)
8. - Зима нас радует, веселит. Скажите так, чтобы было понятно, что нас радует зимой.
- Но ведь зимой нас что-то и огорчает. Произнесите это так, чтобы было понятно, что нас что-то огорчило.
Итог.
- Мы сегодня очень много узнали, познакомились с новыми словами. Кто какие новые слова запомнил? Вы сегодня порадовали меня своими ответами, хорошо поработали, и пришло время хорошо отдохнуть на прогулке