Ольга Голубушкина
Конспект непосредственно образовательной деятельности педагога с детьми старшей группе «Города-герои. Дорогами войны»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности
педагога с детьми старшей группы
Тема: «Города-герои. Дорогами войны»
(Интеграция образовательных областей : «Социально-коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно – эстетическое развитие»; «Физическое развитие»)
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности педагога с детьми старшей группе „Города-герои, Дорогами войны“» размещена в разделах
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
Цель: уточнить и обобщить знания детей о некоторых городах-героях : Москва, Ленинград, Брест
Задачи:
Образовательная область Задачи
Познавательное развитие обобщить и систематизировать знания детей о городах – героях, в частности о Москве, Ленинграде, Бресте; продолжать знакомство с событиями войны 1941-1945 гг. ; показать роль Советской армии в освобождении страны от немецко-фашистских захватчиков; расширять представления детей о государственных праздниках
Речевое развитие развивать умение отвечать на вопрос; обогащать и активизировать словарь детей: блокада, подвиг, герой, эвакуация, таран
Социально-коммуникативное развитие продолжать формировать чувство гордости за свою Родину; формировать нравственные качества, такие как: сострадание, милосердие, сочувствие.
Художественно – эстетическое развитие Познакомить детей с военно – патриотическими песнями
Физическое развитие развивать внимание, совершенствовать координацию движений.
Оборудование и материалы: презентация «Города-герои»; иллюстрации «Города – герои»
Индивидуальная работа - учить Полину С. четко, громко отвечать на вопросы
Методы и приемы:
Виды детской деятельности Методы и приемы Содержание
Познавательно-исследовательская Рассматривание
Показ презентации Иллюстрации
«Города-герои»
Коммуникативная Словесный Беседа
Музыкальная Восприятие и понимание смысла муз. произведений «Священная война» (Муз. :
А. Александров, сл. : В. Лебедев-Кумач)
«Брестская крепость. На стены под знамя» (муз. : А. Турищев)
«Марш защитников Москвы» (Муз. : Б. Мокроусов, сл. :
А. Сурков)
«Медаль за оборону Ленинграда»
«День Победы» (муз. : Тухманов Д. ,сл. : Харитонов В.)
Двигательная Физкультминутка «Солдат»
Предварительная работа:
Образовательные области Совместная образовательная деятельность Взаимодействие с родителями
Социально-коммуникативное развитие Сюжетно-ролевая игра «Военные» Подбор атрибутов для игры
Познавательное развитие Рассматривание иллюстраций из серии «Дошкольникам о Дне Победы»
д/и «Собери военную технику»
Речевое развитие Беседы о героях Вов
д/ и: «Назови качество героя» Подбор иллюстраций
Художественно-эстетическое развитие Чтение рассказов и стихотворений из цикла: «Детям о войне»
Физическое развитие Физкультурный досуг: «Все мы смелые и бравые ребята»
Ход образовательной деятельности:
I. Вступительная часть. Беседа о предстоящем празднике.
- Ребята, (слайд 1) 9 Мая будет замечательный праздник День Победы. В этот день много лет назад наш народ победил очень сильного врага - фашисткую Германию.
Это была очень страшная война (слайд 2, которая длилась целых 4 года. Она называлась Великая Отечественная, (слайд 3) потому, что вся страна от мала до велика поднялась на борьбу с врагом за родное Отечество.
- А началась она неожиданно 22 июня 1941года (слайд 4) воскресным летним утром, нарушив мирную жизнь людей, внезапно, без объявления войны (слайд 5, фашистская Германия напала на нашу страну (слайд 6).
Звучит запись Левитан «Объявление о начале войны» .
- И вскоре война шла уже на море (слайд 7, в воздухе (слайд 8) и на суше (слайд 9). Гитлеровцам очень хотелось закончить войну быстрой победой. Немецкие войска (слайд 10) бомбили наши города и села с самолетов, расстреливали танками и пушками.
II. Основная часть. Рассказывание о городах-героях.
- В те грозные дни начала Великой отечественной войны, словно клятва Родине, звучала песня «Священная война». Эта песня была призывом к битве, к борьбе с врагом (слайд 11).
Звучит запись песни «Священная война».
- На борьбу с захватчиками встала наша армия, в то время она называлась Советская армия. Все взрослые мужчины стали солдатами и ушли на фронт (продолжается слайд 11). Ребята, а что это такое – фронт? Кого там можно увидеть? Что там происходит? (Фронт – это место, где идут бои. Там сражаются бойцы. Там стреляют) (во время ответов слайд 12)
- Там идет битва. Послушайте звуки битвы (слайд 13)
Запись шума боя
- Взрываются бомбы. Летят самолеты. Грохочут танки. Гремят выстрелы. Слышатся крики солдат. Враг силен. Но защитники помнят такое правило: «Бой – святое дело, иди на врага смело!» (продолжается слайд 13). Все как один встали на защиту родины. Во время войны совершено было много героических подвигов (слайд 14, многие воины стали героями.
- Ребята, а кто такой герой? (Смелый человек. Тот, кто совершил подвиг)
- Правильно, ребята. Герой тот, кто совершал подвиг, не жалея своей жизни, защищал свою Родину, свой народ.
- А как вы думаете, могут города быть героями? (ответы детей).
- В годы Великой Отечественной войны не только военные, но и мирные жители городов (слайд 15) и даже дети сражались с врагами, напавшими на нашу Родину. После войны такие города были награждены высокой наградой страны (слайд 16)– золотой Звездой Героя, и стали носить гордое звание город-герой.
- Это города : Москва (17, Ленинград (ныне Санкт-Петербург) (18, Новороссийск (19, Тула (20, Смоленск (21, Мурманск (22, Волгоград (бывший Сталинград) (23, Одесса (24, Керчь (25, Севастополь (26, Киев (27, Минск (28, Брестская крепость-герой (29).
- Первыми встретили врагов бойцы Брестской крепости (слайд 30, которая стояла на границе нашей Родины. Фашисты хотели захватить Брест за несколько часов стремительным ударом.
- Как вы думаете, почему им это не удалось?
- Верно, защитники крепости не сдавались (слайд 31, они истекали кровью, но ни одно полковое знамя не попало фашистам в руки. Около месяца продолжалась (слайд 32) героическая оборона Брестской крепости. Обстрелы и бомбёжки крепости продолжались днем и ночью (слайд 33, от огня плавился кирпич.
Звучит запись песни «Брестская крепость. На стены под знамя» (слайд 34)
Герои-пограничники сражались до последнего патрона. Крепость была разрушена. Уже после войны на стене одной из казарм нашли нацарапанную запись (слайд 35) «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай Родина! 20 VII 1941 г.». В ознаменование 20-летия Победы (слайд 36) Брестской крепости было присвоено звание «Крепость-герой». Здесь можно увидеть руины крепости и (слайд 37) огромные скульптуры – памятники бойцам – пограничникам.
Физ. пауза: (слайд 38)
- Высокое звание (слайд 39) «Город-герой» с гордостью носит столица нашей Родины – Москва. Битва под Москвой была самой тяжелой в Великой Отечественной войне.
- Как вы думаете, почему немецкие захватчики хотели захватить Москву? (ответы детей).
- Захватить столицу страны для фашистов означало победить, но они не дошли до Москвы 30 км.
- Кто стал на защиту своего города?
- Верно, москвичи от мала до велика, встали на защиту родного города.
- Они рыли траншеи (слайд 40, окопы, заваливали дороги, строили баррикады (слайд 41). Под Москвой завязался жаркий бой (слайд 42). Бойцы сражались за каждый клочок земли, не уступая ее врагам: «Велика Россия – а отступать некуда – позади Москва» - эти слова стали символом московской битвы. Звучит запись песни «Марш защитников Москвы» (слайд 43)
. Все москвичи (слайд 44, у которых были силы, вышли на оборону Москвы.
- Как вы думаете, что делали на заводах?
- Верно, на заводах (слайд 45) днем и ночью выпускали снаряды, орудие для фронта.
Стойко сражались защитники Москвы. Имена многих героев, оборонявших город, помнит вся страна. Героем первого ночного тарана (слайд 46) (приём воздушного боя, заключающийся в нанесении повреждений летательному аппарату противника непосредственно самим летательным аппаратом атакующего) был Виктор Талалихин. Произошло это 7 августа 1941 года. Сбив немецкий бомбардировщик, летчик приземлился на парашюте. Этот подвиг повторили 600 наших летчиков.
Фронтом и обороной Москвы руководил главнокомандующий Георгий Константинович Жуков (слайд 47, четырежды герой советского союза. «Все мы гордимся нашей страной. Наша столица – город-герой!».
-Также (слайд 48) высокое звание город - герой носит город Ленинград. Тяжелейшие испытания выпали на долю города Санкт-Петербурга, тогда носившего имя Ленинград. Враги окружили Ленинград, стремясь захватить его и полностью уничтожить. Они окружили его в кольцо, сделав блокаду (слайд 49).
- А что же такое блокада? Это, когда город полностью отрезан от других городов, закончилось продовольствие, не было тепла, электричества, воды.
- Жители Ленинграда готовы были умереть, но не сдаваться фашистам. Особенно тяжело (слайд 50) пришлось ленинградцам в холодную, лютую зиму 1941-1942 годов. Ленинградцы получали лишь крошечные кусочки хлеба (слайд 51) на целый день. Единственная связь была со страной через Ладожское озеро (слайд 52).
- Вы знаете, как называлась эта дорога? (ответы).
- Верно, «дорогой жизни». В первую блокадную зиму были сильные морозы и вода в Ладожском озере превратилась в лёд. Днём и ночью люди трудились. Несмотря на воздушные атаки немцев, водители машин, моряки, речники справлялись с поставленными задачами. Порой ценой собственной жизни. Они не спали сутками, но делали свою работу до конца. В город поступали и боеприпасы для солдат, и горючее для танков, и уголь для электростанций, и медикаменты для госпиталей. Но всего этого не хватало для большого города.
- Куда ходили ленинградцы за водой? (ответы). За водой приходилось ходить под обстрелом зимой к реке Неве (слайд 53, к специально прорубленным полыньям. После войны весь мир узнал о дневнике маленькой девочки Тани Савичевой (слайд 54). Она писала «Сегодня умер дедушка, сегодня умерла мама, сегодня умер брат». Вся семья, шесть человек погибли от голода, осталась одна Таня, её спасли от голода, но она все же умерла.
- Блокада Ленинграда длилась 900 дней (слайд 55). Несмотря на все трудности, люди находили в себе силы работать на заводах и фабриках (слайд 56, выпускали для фронта танки, мины, гранаты и другое оружие. «Все для фронта, все для победы!» Только через два с половиной года (слайд 57) Ленинград был освобожден от вражеской блокады.
-Люди, помогавшие переправлять грузы в Ленинград, и дети Ленинграда, и все, кто находился в осаждённом городе - герои. За их мужество, отвагу они были награждены медалью "За оборону Ленинграда".
Звучит запись песни «Медаль за оборону Ленинграда» (слайд 58)
III. Заключительная часть. Подведение итогов.
- В памяти народной навечно сохранятся имена героев Великой Отечественной войны. Мы никогда не забудем тех, кто горел в танках, кто бросался из окопов под ураганный огонь, кто не пожалел своей жизни и все одолел (слайд 59). Не ради наград, а ради того, чтобы мы с вами, ребята, могли жить, учиться, работать и быть счастливыми! (слайд 60)
- Почему наш народ победил врага? (ответы). Благодаря мужеству, стойкости, отваге и большой любви к своей земле наш народ прогнал фашистов.
Звучит запись «День Победы» (слайд 61)
- У некоторых из вас может быть есть родственники, которые тоже воевали, кто-то из них ещё жив. Не забудьте (слайд 62) поздравить их с праздником Победы. Если вы 9 Мая увидите человека с орденами, то подойдите и поздравьте его с праздником (слайд 63, скажите ему "спасибо" за то, что он защитил нашу Родину от врагов. Ветеранам будет приятно, что мы все помним о трудной Победе.