Ротанова Татьяна
Конспект занятия «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные:
-побуждать желание детей активно изучать природный мир, искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения;
- способствовать умению детей определять физические свойства воды (запах, вкус, прозрачность, хороший растворитель, способность отражать предметы;
Развивающие:
-развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с водой, умение детей сравнивать, анализировать, делать выводы;
Воспитательные:
-воспитывать любознательность, бережное отношение к воде;
Публикация «Конспект занятия „Волшебница вода“» размещена в разделах
- создавать условия для активного взаимодействия детей друг с другом и с педагогом, побуждать детей включаться в совместную игровую ситуацию.
Оборудование: глобус, оборудование для проведения опытов на каждого ребенка: фартуки, нарукавники, два стакана, чайные ложки, сахар-рафинад, песок, подносы, салфетки; емкость с водой; аудиозапись «Музыка дождя» муз. С. Бурцева; сюрпризы для детей - Капельки.
Предварительная работа: беседа с детьми о воде; рассматривание воды после рисования красками; дидактическая игра «Разноцветные капельки»; чтение сказки народов Сибири «Живая вода» и сказки горцев «Два ручья»; загадывание загадок о воде; просмотр познавательного фильма: «Урок чистой воды», сказки Н. А. Рыжовой «Как люди обидели речку»; выполнение дидактических заданий на прогулке, связанных с водой; оформление карточек-схем; чтение рассказов и стихотворений о воде.
Ход образовательной деятельности:
1. Сюрпризный момент.
Воспитатель: ребята я сегодня утром получила большую посылку, давайте посмотрим, что там внутри.
(воспитатель достаёт из коробки большой глобус)
2. Создание проблемной ситуации. Ситуативная беседа.
Воспитатель: ребята, посмотрите, что это?
(Воспитатель показывает глобус)
Дети: Глобус.
Воспитатель: а что мы можем увидеть на глобусе?
Примерные ответы детей:
- Страны, города, океаны, моря и т. д.
Воспитатель: а как вы думаете, что обозначено на глобусе голубым цветом?
Примерные ответы детей:
- Голубым цветом обозначены реки, озера, моря и океаны.
Воспитатель: а что находится в реках, морях, океанах?
Дети: Вода.
Воспитатель: ребята, а где можно встретить воду?
Примерные ответы детей:
- Вода есть в кране, в тучке.
- Вода есть в луже, в организме.
Воспитатель: Вода – одно из самых удивительных веществ на нашей планете. Ребята, вы хотите узнать ещё много нового о воде? Тогда, приглашаю вас в клуб «Юный лаборант». Предлагаю вам заняться исследованием воды, где мы будем учеными -исследователями. Согласны?
(Дети проходят в лабораторию, надевают фартуки, нарукавники)
3. Проведение опыта-эксперимента.
Опыт 1. Вода не имеет запаха.
Воспитатель: как вы считаете, ребята, имеет ли вода запах?
Дети высказывают предположения
- Вода имеет запах
-Я думаю, что вода не имеет запах.
Воспитатель: давайте проверим. Имеет вода запах?
( Воспитатель обращается к детям: ученый Егор, ученая Соня и т. д.)
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт 2. Вода не имеет вкуса.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, имеет ли вода вкус?
Предположения детей:
- Я считаю, что вода не имеет вкуса.
- А я думаю, что вода имеет вкус.
Воспитатель: попробуйте воду на вкус. Имеет вода вкус?
Примерные ответы детей:
- Вода не имеет вкуса.
Воспитатель: какой делаем вывод?
Вывод: вода не имеет вкуса.
Опыт 3. Вода прозрачная.
Воспитатель: ребята, как вы считаете, имеет ли вода цвет?
Предположения детей:
- Я считаю, что вода не имеет цвет.
- А я думаю, что вода имеет цвет.
Воспитатель: перед вами два стакана. Один с водой, другой с молоком. Если в оба стакана положить ложки. В каком из стаканов ложка будет видна: в стакане с водой или в стакане с молоком?
Предположения детей:
- Я думаю, что ложка будет видна в стакане с водой.
- А я считаю, что ложка будет видна в стакане с молоком.
Воспитатель: проверим, опускаю ложку в стакан с водой и в стакан с молоком. В каком из стаканов ложка видна? Почему?
Примерные ответы детей:
- В стакане с водой ложка видна, а в стакане с молоком ложка не видна.
-Какой вывод можно сделать?
Вывод: - Вода не имеет цвета, вода прозрачная.
4. Игровая ситуация.
Воспитатель приглашает детей:
Воспитатель: 1, 2, 3, 4, 5,
Приглашаю всех играть!
Игровое упражнение «Мы – капельки»
(звучит аудиозапись «Музыка дождя» муз. С. Бурцева)
- Ребята, а сейчас мы поиграем, превратимся в волшебные капельки. Произносим волшебные слова : вправо, влево повернись, в волшебную капельку превратись! Ой, как много капелек! Давайте вместе потанцуем, покружимся, польем растения. Скучно стало капелькам играть друг без друга. Собрались капельки парами и потекли маленькими, веселыми ручейками. Встретились ручейки и стали большой рекой (цепочкой). Текла, текла река и попала в большое море (в круг). А тут и солнышко пригрело! И капельки вернулись к тучке.
5. Продолжаем проведение опытов-экспериментов.
Опыт 4. В воде растворяется сахар, песок не растворяется.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, какие вещества растворяются в воде?
Предположения детей:
- В воде растворяется сахар.
- В воде растворяется мука.
Воспитатель: если в стакан с водой положить кусочек сахара, что произойдет?
Примерные ответы детей:
- Сахар в воде растворится.
- А я думаю, что сахар не растворится.
Воспитатель: давайте проверим. Положим в стакан кусочек сахара. Попробуйте воду ложкой. Что произошло?
Примерные ответы детей: сахар в воде растворился, и вода стала сладкой.
Вывод: сахар в воде растворяется.
Воспитатель: что получится, если в стакан с водой опустить песок?
Примерные ответы детей:
- Песок растворится в воде.
- А я считаю, что песок не растворится в воде.
Воспитатель: давайте проверим. Положим в стакан с водой песок, размешаем ложкой.
Растворился песок в воде?
Примерные ответы детей:
- Песок в воде не растворился.
Вывод: песок в воде не растворяется.
6. Игровое упражнение «Хорошо-плохо».
Воспитатель: ребята, поиграем в игру «Хорошо - плохо» Передаем капельку друг другу и говорим: вода хорошо - почему?
Примерные ответы детей:
- Вода – хорошо, потому что можно купаться.
- Вода – хорошо, потому что можно пить воду.
- Вода – хорошо, потому что можно полить растения.
- Вода – хорошо, потому что можно сварить компот и т. д.
Воспитатель: ребята, а теперь передаём капельку и говорим «вода – плохо - почему?»
Примерные ответы детей:
- Вода – плохо, потому что можно заболеть, если пить холодную воду.
- Вода – плохо, потому что можно намокнуть под дождем
- Вода – плохо, потому что можно выпачкаться, если бегать по лужам.
- Вода – плохо, потому что, если затопит квартиру и т. д.
7. Беседа о свойствах воды.
Воспитатель: ребята, давайте расскажем, о каких свойствах воды мы сегодня узнали?
Примерные ответы детей:
- Вода не имеет запаха.
- Вода не имеет вкуса.
- Вода не имеет цвета, она прозрачная.
- Сахар в воде растворяется, а песок не растворяется
- Молодцы! Сколько интересного мы узнали о воде.
8. Ситуативный разговор «Берегите воду!»
- Ребята, воды у нас много, она - везде. А нужно ли беречь воду?
Примерные ответы детей:
- Нужно не забывать закрывать краны.
- Если заметили, что кран неисправен, сразу сообщить взрослым.
- Не засорять водоемы.
- Не мусорить на берегах рек.
- Не мыть в водоемах машины.
Воспитатель: правильно, ребята, воду нужно беречь! Вода – это жизнь!
Сейчас дети прочитают правила об охране водоёмов.
1 ребё нок:
Не оставляй открытым водопроводный кран,
А если ты забудешь – исчезнет океан.
2 ребё нок:
Об этом нужно помнить, ручей не засорять
И за собою мусор стараться убирать.
3ребё нок:
Давайте будем вместе природе помогать,
Оберегать колодцы, в них мусор не бросать.
4 ребё нок:
Ведь, даже в капле малой - есть для цветка глоток
И превратится капля в весёлый ручеек.
9. Творческая работа.
Воспитатель: Ребята, мы с вами говорили, что только в чистой речке могут жить рыбки. У меня есть маленькая речка с чистой водой, но в ней нет рыбок. Давайте их запустим. Для этого у вас на столах есть картон, трафареты и карандаши.
Обведите рыбок, дорисуйте детали и опустите их в речку (приклеить).
Старайтесь всё выполнить аккуратно, тогда и рыбки получатся красивыми.
Самостоятельная работа детей. Играет тихая спокойная музыка (звуки воды)
Воспитатель: Молодцы дети! Какая веселая чистая речка у нас получилась и рыбки в ней все разные, красивые. Такое могли сделать только добрые дети с доброй улыбкой. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу добра.
(Воспитатель читает отрывок из стихотворения)
Без воды нам не умыться
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Воспитатель: ребята, вы были любознательными учеными, примите на память маленькие капельки (дети получают сувениры-капельки).