Анна Лоева
Конспект занятия «В лес за грибами и ягодами» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
В лес за грибами и ягодами
Конспект образовательной деятельности
по образовательной области
«Познавательное развитие» (Ознакомление с окружающим миром)
На тему: «В лес за ягодами».
Воспитатель: Лоева Анна Александровна
Цель: расширить представления детей о лесных грибах и ягодах.
Задачи:
1. уточнить представление детей о значении леса в жизни людей;
Публикация «Конспект занятия „В лес за грибами и ягодами“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Лесные ягоды
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
2. учить быть осторожными с неизвестными объектами;
3. способствовать развитию эстетического восприятия окружающего мира;
4. воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: Демонстрационный: иллюстрация с изображением лесного ландшафта, иллюстрации с изображением гриб и ягод, корзинка.
Ход образовательной деятельности:
1. Введение в игровую ситуацию.
Прибегает белочка в группу и рассказывает, что мама белка попросила собрат в их лесу грибы, ведь скоро наступит зима, и если они не запасут хороших грибов и спелых ягод, то будут голодать.
-- Ребята, надо выручать белочку. Поможем ей собрать грибы и ягоды!
2. Актуализация знаний
-- Скажите, а где же растут грибы? (в лесу)
-- Да, действительно грибы растут в лесу. И нам сегодня предстоит, отправится с вами в лес. Но прежде чем туда пойти, скажите одним в лес ходить можно? А почему нельзя?
-- Вы правы! В лес можно ходить только, со взрослыми, потому что можно заблудиться и встретить опасных животных.
--А во что же мы оденемся? (Куртку с капюшоном и сапоги)
-- А что с собой возьмем? (Корзинку)
-- Отправляться в лес надо очень рано. Говорят: «Кто рано встаёт, тот гриб берёт, а сонливый да ленивый идёт после за крапивой»; «Крепко поспал – гриба не видал».
--А сейчас, представьте, что мы садимся на поезд, цепляйтесь ручками друг за друга, представим, что мы вагончики. И, поехали! (Включается песня мы «Мы едем, едем, едем…» дети подпевают).
3. Затруднение в игровой ситуации
-- Вот мы и приехали с вами в лес, теперь мы - грибники! (Уточнить у детей кто такие грибники.)
--Тихо идём по лесу, вдыхаем свежий запах опавший листвы…
--Ищем с вами грибы, внимательно смотрим под ноги, осматриваем под каждым листочком. В лемму много грибов, но не все грибы можно людям кушать. Одни грибы называются съедобными, их можно кушать, а другие – несъедобные, их кушать человеку категорически нельзя!
Под одним из листочков лежит грибок. С ним лежит записка.
--Кто знает, что это за гриб? (Дети выдвигают свои версии).
4. Преодоление затруднения
-- Ой, ребята, смотрите, кто-то нам оставили подсказку. Наверное - это лесовичок нам решил помочь! (Зачитываю загадку).
Я родился в день дождливый
Под берёзой молодой
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой длинной и прямой!
(Подберёзовик.)
-- Теперь вы догадались, что это за гриб? По каким характерным признакам, вы поняли, что это подберёзовик?
5. Открытие нового знания
-- Ребята, подберёзовик является съедобным грибом!
-- Посмотрите и скажите из чего состоит гриб? (Из ножки и шляпки)
-- А вот недалеко ещё один (показать детям белый гриб). Наверное, тоже подберёзовик? Посмотрите внимательно?
А в лесу, как на опушке,
Чьё-то беленькое ушко.
--Как называется этот гриб? (Белый)
--Белый гриб, мы тоже употребляем в пишу и он считается царём грибов!
-- Идёмте дальше. Смотрите, какие интересные грибы выглядывают из травы, как яркие жёлтые пуговицы. Их назвали лисичками.
--Как вы думаете почему?
--Посмотрите, сколько у нас грибов в нашем лукошке. Назовите их. Давайте еще походим по лесу.
-- Посмотрите, какой красавец, стоит! (Показываю детям мухомор.)
-- Вы знаете это гриб? Как он называется?
-- Ребята, несмотря на его красоту и необычность. Этот гриб ядовитый для людей! Но топтать и сбивать его ногами ни в коем случае нельзя. А знаете почему? Мухомор нужен зверям! Лось и белка им лечатся! Вообще в природе нет ничего ненужного! Если что-то не нужно человеку, это может быть необходимо кому-то другому.
-- Кто знает ещё ядовитые грибы?
-- Ребята, посмотрите внимательно! Это тоже ядовитый гриб, называется бледная поганка. Получила она такое название из-за своего окраса. У неё тонкая ножка и на ножке есть юбочка. Обратите внимание, у мухомора тоже есть юбочка. А у подберезовика, лисичек и белого гриба есть юбочка? (Юбочки никакой у них нет.)
-- Идём дальше. Вот ещё грибы.
-- Кто знает, как они называются?
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Из дали приметных.
Собирай, не мешкай!
Это (сыроежки).
--Ребята, посмотрите внимательно и скажите, каким цветом шляпки у сыроежек?
-- Да ребята, шляпки у сыроежек бывают и красные, и оранжевые, и голубоватые, даже фиолетовые. Они, как цветы, рассыпаны по всему лесу. Но несмотря на своё название, сырыми их есть ни в коем случае нельзя.
--Устали мы гулять давайте с вами присядем, отдохнём и вспомним главное правило грибника.
Собирать можно только известные тебе грибы!
И еще запомните:
-- А как мы должны, относится к ядовитым грибам?
-- А, что мы можем приготовить из грибов? (Суп грибной, картошку с грибами, салат с грибами, засолить и закрыть в банки, грибы жареные, засушить грибы.)
--Ребята, пока мы шли, собирали грибы. Я совершенно забыла, что же еще просила белочка помочь ей собрать? Вы не помните?
-- Ну, конечно. Как же я могла забыть, нам нужно собрать ещё ягоды.
-- А как они называются, белочка забыла, она лишь нам прислала конверт по почте с картинками этих ягод.
-- Ну что поможем нашей белочки вспомнить ягоды?
--Посмотрите на эту ягоду. Как она называется? (Малина.)
--На чем растёт малина?
--А когда она поспевает?
--А вот это что за ягода? (показываю картинку с черникой)
--Это маленькая ягодка называется черника.
--Как вы думаете, почему?
--Растёт она в тени, солнца не любит, поэтому искать ее надо в лесу под ёлками. Собирать ягоды нужно очень аккуратно, чтобы не повредить кустики, иначе на следующий год их не будет.
-- Посмотрите на эту ягодку. Как она называется?
--Как вы думаете, почему ягоду эту назвали земляникой? Как получилось это слово?
Весной на кустиках земляники появляются белые цветочки. Потом появляться молодые, зелёные ягоды, после чего они под ярким солнцем растут, наливаются и краснеют.
Запомните, что зелёные ягоды есть ни в коем случае НЕЛЬЗЯ!
Представьте себе такую ситуацию: пришли дети в лес отдохнуть, птиц послушать да набрели на земляничную поляну. Поели ягод досыта, затем начали собираться домой. А корзинок с собой нет. Как быть? Набрали целый букет зелёных кустиков вместе с алыми и зелеными ягодками, вместе с белыми цветочками. Красивые получились букетики.
Как вы считаете, правильно ли поступили дети?
Восстановление ягодника идет очень медленно. Например, черничник восстанавливается через 100 лет.
--Молодцы, ребята! Вы помогли белочке собрать грибочки!
-- А сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру «Мы едем в осенний лес».
Мы едим в осенний лес.
(Дети идут по кругу)
А в лесу полно чудес!
Будем мы грибы искать
(Приставляют ладонь ко лбу)
И в корзинку собирать.
(Приседают, собирают грибы)
6. Включение нового знания в систему знаний
-- Ребята, Лесовичок опять прислал нам письмо, давайте его скорей откроем и прочитаем что там.
Дорогие мои друзья! Решил приготовить себе грибной суп. Отправился в лес набрал грибов, и теперь не знаю, какие из них съедобные, а какие несъедобные. Помогите мне, пожалуйста, определить грибы. Съедобные грибы пометьте жёлтым квадратом, а несъедобные красным!
С уважение, Лесовичок!
Ну, что ребята поможем Лесовичку?
(Дети отмечают квадратиками съедобные и несъедобные грибы).
--Молодцы, вы отлично справились с заданием, и теперь Лесовичок сварит себе грибной суп!
---Ну, а нам пора возвращаться обратно в детский садик, где нас ждет много нового и интересного. Садимся все по вагонам, и отправляемся в путь! (Включается песня мы «Мы едем, едем, едем…» дети подпевают).
7. Итог занятия. Рефлексия
--Куда мы сегодня с вами отправлялись на поезде?
-- Что мы делали в лесу?
-- Какие грибы вы теперь знаете?
-- Назовите мне съедобные и несъедобные грибы.
-- Назовите я годы какие мы сегодня собирали?
-- Молодцы, ребята! Вы сегодня помогли белочки собрать грибы и ягоды, а так же помогли Лесовичку в его нелёгких заданиях.