Эльвира Латыпова
Конспект ООД «Путешествие по русским народным сказкам» для детей в возрасте от 5 до 6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №4 «Морозко»
Конспект организованной образовательной деятельности
по художественно-эстетическому развитию
на тему «Путешествие по русским народным сказкам»
для детей в возрасте от 5 до 6 лет
Составила: Латыпова Э. Х. ,
воспитатель
первой квалификационной категории
г. Мегион, 2020
Конспект ООД для детей в возрасте от 5 до 6 лет
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Старшая группа
- Темочки
Тема: «Путешествие по русским народным сказкам»
Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках.
Задачи:
Образовательные: Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам; закрепить умение создавать структуру сказки с помощью моделирования; закрепить навыки детей пересказа сказок. Расширить словарный запас; закрепить названия русских народных сказок.
Развивающие: Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения; развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.
Воспитательные: Воспитывать интерес к русским народным сказкам. Формировать навык сотрудничества, доброжелательности.
Приемы здоровьесберегающих технологий Аветисова и В. Базарного (смена видов деятельности, элементы гимнастики для глаз, физминутка, мимическая гимнастика)
Реализация поставленных задач прослеживается через интеграцию следующих образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Вид деятельности: коммуникативная, двигательная, игровая.
Оборудование:
Сундучок, клубок ниток, иллюстрации к сказкам, папка – имитация обложки книги, 7 разноцветных страниц, конверты для моделирования, конверты с загадками, письма.
Методы и приемы:
Словесные: сюрпризный момент; беседа; ответы на вопросы; обращение к опыту детей; загадывание загадок; педагогическая оценка, поощрения;
Наглядные: демонстрация, рассматривание иллюстраций
Практические: моделирование сказки; решение проблемной ситуация; поисковые действия; дидактические игры; физминутка; гимнастика для глаз; мимическое упражнение.
Предварительная работа: чтение детям сказок. Обсуждение прочитанного материала, рассматривание иллюстраций; игры – инсценировки по русским народным сказкам. Отгадывание загадок, собирание пазлов к сказкам, раскрашивание изображений к сказкам.
Ход занятия:
Дети заходят, становятся в круг.
Приветствие:
Доброе утро птицы запели,
Добрые люди вставайте с постели,
Солнце встает и идет по делам,
Доброе утро всем нам и гостям!
Воспитатель: Дети, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей. Они пришли к нам, чтобы посмотреть какие вы смышленые, отзывчивые, дружные, как много вы уже знаете и умеете.
Воспитатель: Далеко за горами, за морями, за дремучими лесами есть огромная страна Детства. Туда нельзя приехать на машине, приплыть на пароходе, но туда можно попасть на крыльях фантазии, вообразить этот мир, придумать его самим. Ребята, вы любите сказки? Почему вы их любите? (Ответы детей) Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными (ответы детей) (потому что, их сочинил народ).
Воспитатель: Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.
Воспитатель. Ребята, я принесла вам новую книгу сказок. Посмотрите, какая она красивая! (открываю, выясняется, что все страницы исчезли). Ребята, как вы думаете, куда исчезли страницы книги? (дети рассуждают, высказывают свои предположения).
Воспитатель. Смотрите, вместо одной из страниц - письмо. От кого оно может быть? Давайте, прочтем. «Здравствуйте, детишки! Не можете найти страницы вашей книги? Это я, Баба Яга, попросила Могучего Ветра разбросать их по Стране сказок! Ищите, может, найдете! Но помощи от меня не ждите!»
Воспитатель: Не может Баба Яга прожить, чтобы никому не навредить. У нас с вами сложное задание: нам необходимо найти все страницы нашей книги, чтобы мы могли ее читать. Где находится эта Страна Сказок – мы не знаем. А как туда попасть? Кто нам укажет путь? (высказывания детей.)
Воспитатель: Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет? Это – волшебный клубок. У меня есть такой клубок, мне его подарила одна знакомая волшебница. Хранится он в этом чудесном мешочке. (Открываю мешочек, нахожу там размотанный клубок) Ой, ребята, Баба Яга и здесь успела навредить нам, размотала весь клубок. Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка? Я знаю один способ – делаю один моток, а вы при этом называете русские народные сказки. Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка.
Игра «Назови сказки» : дети передают клубочек друг другу, наматывая нить и называя сказку).
Воспитатель: Посмотрите, какой получился клубок! А почему он такой большой? (ответы детей). Верно, потому, что вы знаете много сказок! Этот клубок укажет нам путь в страну сказок. Давайте произнесём волшебные слова.
( Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова: «Нам клубочек, помоги, в Страну сказок приведи!») клубочек покатился к сундучку. Здесь для нас задание. Сейчас я прочитаю вам необычную сказку, вы послушайте меня и скажите, какие ошибки допущены в сказке.
Сказка «Катя и три волка»
Жила-была семья: мама, папа и дочка Катенька. Пошла Катя одна в лес и заблудилась. Плутала она по лесу и набрела на избушку. А в избушке жила семья волков, которые ушли на охоту. Зашла Катя в избу и начала там хозяйничать. Поела каши из тарелок, посидела на стульях, а потом легла спать на самую маленькую раскладушку. Вернулись волки с охоты и давай возмущаться тем, что кто-то хозяйничал в их доме. Катя услышала шум, выпрыгнула в окно и убежала. Так волки и не узнали, кто в их избушке побывал.
Дети исправляют ошибки. (Сказка «Три медведя». В сказке девочку зовут Маша. Герои не волки, а медведи. Маша легла не на раскладушку, а на кровать.)
Воспитатель: Вот и нашлась одна страница! Посмотрите, какого цвета?
Дети: Красная
Воспитатель: Клубочек, дружок, помоги нам найти оставшиеся страницы книги! (Клубок приводит детей к столу, на котором письмо от Бабы Яги) «Ну, молодцы, детишки! Дорогу все-таки нашли, и страничку одну. Только не радуйтесь очень, а загляните лучше в конверт. Видите, во что я превратила ваших любимых героев? Сумеете расколдовать, узнать героев, из какой они сказки, получите еще одну страницу!» (Моделирование сказок : «Маша и медведь», «Курочка-Ряба», «Репка», Дети называют сказку, героев).
Воспитатель: И вот еще одна страница нашлась! Какого цвета?
Дети: Оранжевого.
Воспитатель: Давайте мы сами поищем, может где-нибудь рядом спрятаны оставшиеся страницы?
Проводится гимнастика для глаз: «Посмотрим вдаль, ищем рядом, посмотрим вверх, вниз, нарисуем глазами клубок). Нигде не видно ни одной страницы. Клубок, веди нас дальше, укажи нам путь! (Идут, подходят к следующему столу, садятся).
Воспитатель. Здесь ещё одно письмо. Давайте откроем его. (Открываем) Ребята, здесь написано, что случилась беда, все сказочные картинки рассыпались, наверно не обошлось здесь без проделок Бабы Яги.
Пазлы вы должны собрать
И сказку назвать!
(Дети собирают пазлы, сказка «Морозко»)
Воспитатель: Какая у вас получилась сказка?
Дети: «Морозко»
Воспитатель: Какие вы молодцы! А вот еще одна страница нашлась. Какого цвета?
Дети: Желтого.
Воспитатель: Знаете, что там написано? СПАСИБО! Это герои вас благодарят!
Прежде чем продолжить путь, предлагаю немного поиграть, а клубок наш пусть отдохнет!
Физкультурная минутка "Избушка на курьих ножках" (проводят дети под руководством педагога)
В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)
Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)
В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)
Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)
Нос крючком, (Показывают пальчиком.)
Глаза большие, (Показывают.)
Словно угольки горят. (Покачивают головой.)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)
Воспитатель: Отдохнул наш клубок и готов дальше катиться! Давайте посмотрим, куда он покатится. (Подходим к столу, где находится иллюстрации к сказкам).
Воспитатель: Ребята, посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? (показывает иллюстрацию из сказки «Волк и семеро козлят")
Воспитатель: Чему учит нас эта сказка?
Дети: Тому, что нельзя чужим открывать дверь, слушаться маму, не быть злым как волк, а надо быть добрым.
-Воспитатель: Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? (показывает иллюстрацию из сказки «Гуси-лебеди».)
Воспитатель: Как называется эта сказка? (ответы детей)
Воспитатель: Почему гуси-лебеди унесли братца? (ответы детей)
Воспитатель: Почему Аленушке помогали печка, яблонька и речка? (Ответы детей)
Воспитатель: Чтобы сделали бы вы, если бы оказались в такой ситуации (Ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? (показывает иллюстрацию из сказки «Лисичка сестричка и серый волк»)
Дети: Это сказка «Лисичка сестричка и серый волк».
Воспитатель: А какая по характеру лиса в сказке?
Дети: Хитрая, жадная, плутовка, обманщица. Она обманула волка, воспользовалась его доверчивостью.
Воспитатель: А какой волк в сказке?
Дети: Глупый, добрый, доверчивый, поверил лисе.
Воспитатель: Чему нас учит эта сказка?
Дети: Обманывать - это нехорошо, так как от этого могут пострадать другие люди. Нельзя быть таким доверчивым и верить всем подряд.
Воспитатель: Правильно, ребята. Нужно всегда все проверить, посоветоваться с кем-нибудь, а только потом пускаться в разные авантюры.
Воспитатель: Вот мы и еще две страницы книги нашли. Какого они цвета? (Зеленого и голубого). А клубок ведет нас дальше.
(Дети вместе с воспитателем подходят к столу с загадками)
Воспитатель: Любите отгадывать загадки? Если отгадаем все загадки, Баба Яга вернет нам еще одну страницу!
1. Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна – лягушка)
2. В небесах и на земле скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая? (Баба-Яга)
3. Какое животное пришло жить вторым в сказочный Теремок?
4. Какое сказочное животное не смогло пообедать у журавля и проучило Колобка за хвастовство?
5. В какой сказке есть слова : "Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красавица?
6. Кто исполнял все желания Емели?
7. Сказочный персонаж долгожитель - это?
Воспитатель: Молодцы, дети, все загадки отгадали! Вот нашлась еще одна страница. Какого она цвета?
Дети: Синего
Воспитатель: Клубок зовет нас вперед! Осталось еще одна страница, и мы сможем собрать нашу книгу. Встаньте в кружок, предлагаю вам поиграть.
Игра: «Ты мне – я тебе».
(Дети становятся в круг. Ведущий с середины круга бросает мяч детям, называя животное. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) Например: корова – сказка «Крошечка - Хаврошечка».
Коза -…; Медведь -…; Волк -…; Гуси -…; Лиса -…; Курица -…; Заяц-…; Лошадь… - .
Воспитатель: Молодцы! Вот и последняя страница нашлась! Какого цвета?
Дети: Фиолетового
Воспитатель: У нашей книги все страницы разноцветные. Давайте назовем их все. Красный, оранжевый, …., фиолетовый. Что вам напоминают эти цвета? Цвета радуги. Молодцы, теперь превратим нашу книгу в настоящую книгу сказок. Нам поможет наш волшебный сундучок. Давайте положим книгу в сундучок и скажем волшебные слова «Снуп, снап, снуре!». Чтобы чудо произошло, нам необходимо эти волшебные слова произнести 3 раза разными способами:
1. Удивиться, широко раскрыв глаза, руки развести в стороны;
2. Лицо выражает недовольство, произнося волшебные слова, топаем ногами;
3. Весело, улыбаясь, хлопая в ладоши.
(Дети выполняют вместе с воспитателем)
Воспитатель: Давайте заглянем в наш сундучок! Посмотрите, какую книгу смогли мы с вами собрать! Каждый вечер будем с вами ее читать! Вы у меня все молодцы! Вы самые лучшие любители русских народных сказок, самые лучшие ценители! Верить в сказку – это счастье. И тому, кто верит, сказка обязательно отворит все двери. И что-то интересное подарит. (Дети получают в подарок из сундука раскраски). Это вам Баба Яга прислала подарок за смелость, за старание, за любовь к русским народным сказкам. Предлагаю вам самостоятельно раскрасить их дома, затем маме и папе рассказать сказку об этом герое. Предлагаю наш клубок отправить в сказку, он там может пригодиться другим героям.