Тамара Осипова
НОД «Шахматные фигуры и их передвижение по шахматной доске»
▼ Скачать + Заказать документы
«Шахматные фигуры и их передвижение по шахматной доске»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению игре в шахматы
для детей старшего дошкольного возраста
на тему «Шахматные фигуры и их передвижение по шахматной доске»
Составил: воспитатель
Осипова Тамара Ивановна
Тема «Шахматные фигуры и их передвижение по шахматной доске»
Цель: Побуждение детей к дальнейшему обучению игре в шахматы.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
Задачи:
познакомить детей с ходами шахматных фигур;
закрепить знания детей о шахматной доске;
упражнять в определении адреса шахматной клетки;
развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность, ориентироваться на плоскости;
воспитывать интерес к шахматам, прививать любовь к игре.
Оборудование и дидактическое оснащение занятия:
• Демонстрационная доска;
• Наборы шахматных фигур;
• Фишки;
• Шапочки с изображение фигур.
Ход занятия:
1 ЧАСТЬ Шахматная доска
Воспитатель: Ребята наше знакомство с игрой в шахматы продолжается, чтобы попасть в волшебную шахматную страну, нужно ответить на несколько вопросов.
*Где родились шахматы?
*Чем, по мнению индийского шаха, сложнее управлять – целой армией или небольшим отрядом шахматным фигур?
*А где же происходят шахматные сражения?
(ответы детей)
Воспитатель: Конечно, на шахматной доске. Мы уже знакомы с вами с шахматной доской. Давайте вспомним, что мы знаем о ней.
Игра «Разминка»
- Какую форму имеет шахматная доска?
-Какую форму имеет центр?
-Сколько полей в самых коротких диагоналях?
-Сколько на доске больших диагоналей?
-Бывают ли черно-белые диагонали?
- Покажите руками вертикаль.
- Покажите руками горизонталь.
- Для чего на доске нужны буквы и цифры?
- Зачем нужно знать точный адрес клетки?
Практическое занятие.
Определить адрес шахматного поля (3-4 задания для детей с фишками).
а1, е5, f6, h7, c4.
Воспитатель: Ребята мы с вами вспомнили все о шахматной доске. Скоро на ней появится шахматное войско. Вы готовы к встрече с ним?
2 ЧАСТЬ Шахматные фигуры и их ходы.
Воспитатель: Фигуры ещё спят на своих шахматных полях. А нам уже не терпится с ними встретиться. Отнесёмся к ним с большим уважением. Это не игрушки. Среди наших фигур есть царские особы.
Вот его величество – Король!
(ребенок в шапочки короля читает стихотворение о короле).
Не надо мною восхищаться хоть я и важное лицо,
Но без защиты я ребята всего лишь слабое звено.
Хожу, я очень осторожно. Мне можно делать один шаг.
Ведь я умру, когда соперник, объявит мне свой грозный мат.
Его Величество король самый высокий и поэтому самый заметный.
Сколько в каждом королевстве королей?
(Ответы детей королей по одному – черный и белый).
Практическое занятие
Работа детей на шахматной доске с фигурой короля. Знакомим с ходами короля.
Король ходит и наносит удары по вертикали, горизонтали и диагонали, но только на одно поле в любую сторону.
А вот Ферзь! (ребенок в шапочки короля читает стихотворение о ферзе)
Могу направо я ходить могу налево
Я важная фигура совсем, как королева.
Коль не удастся так сходить сконфужусь я едва ли
Возьму и сделаю я ход, по диагонали.
Сколько в каждом королевстве ферзей.
(ответы детей в начале шахматной партии ферзей в каждой армии по одному, как и королей).
Практическое занятие.
Работа детей на шахматной доске с фигурой ферзя. Знакомим с ходами ферзя.
Ферзь ходит во все стороны по вертикали, горизонтали и диагонали на любое число полей доски. Ферзь – важная фигура.
Физкультурная разминка (по желанию детей)
Посмотрите, вот Ладья! (ребенок в шапочки короля читает стихотворениео ладьи).
На башню я похожа зовут меня Ладья
Горизонталь и вертикаль дорожка для меня.
Сколько в каждом королевствеладей.
(ответы детей)
Практическое занятие
Работа детей на шахматной доске с фигурой ладьи. Знакомим с ходами ладьи.
Ладья ходит и бьет по вертикали и горизонтали на любое число полей.
Особая фигура – Слон.
(ребенок в шапочки короля читает стихотворение о слоне).
Порядок в шахматном строю, все знают клеточку свою.
Диагональ маршрут пути, слону нельзя с него сойти.
Слоны выходят на поля у каждого диагональ своя.
И кто им встретится в пути, готовы всех они снести.
Есть белопольные слоны, есть чернопольные слоны.
По силе все они равны и королю всегда верны
Сколько в каждом королевстве слонов?
(ответы детей)
Практическое занятие.
Работа детей на шахматной доске с фигурой слона. Знакомим с ходами слона.
Слон ходит и наносит удары во все стороны по диагонали на любое число полей.
Ещё одно животное на поле - Конь!
(ребенок в шапочки короля читает стихотворение о ладьи).
Я, по полю не гуляю и в спортзале не стою.
Жду команды, только свистни в два прыжка я прискачу.
Я меняю поля боя через головы скачу.
А когда со мной играют буквой «Г» всегда хожу.
Сколько в каждом королевстве коней?
(ответы детей)
Практическое занятие.
Работа детей на шахматной доске с фигурой коня. Знакомим с ходами коня.
Конь ходит по необычной траектории, напоминающей букву «Г» – передвигается на 2 поля вперед и одно поле в сторону. Из всех фигур только конь может перепрыгивать через свои и чужие фигуры. При ударе конь занимает место сбитой фигуры
А теперь - Пешка!
(ребенок в шапочки короля читает стихотворение о ладьи).
На доске стоит отряд восемь пешек в один ряд.
Пешка медленно идет шаг за шагом, но вперед.
Пешка - слабая фигура, но не так уж и проста.
И в итоге битвы славной может стать и самой главной.
Может стать ладьей, конем, или даже быть слоном.
Может стать она ферзем. но не стать ей королем.
Сколько в каждом королевстве пешек?
(ответы детей)
Практическое занятие.
Работа детей на шахматной доске с фигурой пешкой. Знакомим с ходами пешки.
Пешка может передвигаться вперед только на одно поле за один ход. Бить фигуры противника пешка может на одно поле вперед по диагонали вправо и влево. Пешка бьет фигуры по одному правилу, а ходит по-другому. В этом ее отличие от других фигур.
3 часть ИТОГ
Итак, всё шахматное войско перед вами!
(на доске прикреплены фигуры в начальном положении)
А в заключение давайте проговорим, что мы с вами сегодня вспомнили и что узнали:
Какие шахматные фигуры вы знаете?
А сколько фигур в шахматной армии?
Как ходит каждая шахматная фигура?
Вы хотите дальше учиться игре в шахматы?
Наше знакомство с шахматной страной будет продолжаться, и мы с вами научимся играть в эту удивительную игру.